М. М. Кириллов Репино Очерк

Михаил Кириллов
М.М.КИРИЛЛОВ

РЕПИНО
 
Очерк

      Репино - это посёлок, распложенный по Финляндской железной дороге недалеко от Ленинграда. Съездить в Репино для ленинградцев и тогда и теперь - обычное дело. Съездили и мы с моей женой Люсей туда вместе с её студенческой группой – истфаковцами  2 курса Герценовского педагогического института. Было это в октябре 1954 года. 
    Собравшись вдесятером на Финляндском вокзале, электричкой поехали в Репино. Нам хотелось, конечно, посмотреть, как жил великий русский художник, но главное было в желании побыть вместе. Нам было хорошо. Прошли шумной толпой по поселковым улицам Репино и подошли к высокому деревянному дому, стоящему за забором. Дом окружал довольно большой двор с сараями и пристройками. Трава на участке была аккуратно скошена.
     В обширном доме были столовая, кабинет, мастерская. На стенах висели фотографии и картины художника, в том числе его автопортрет. Чувствовалось, что человек он был холерического склада, простой и доступный, склонный к чудачеству. Репин, как нам объяснил экскурсовод, принципиально не держал в доме слуг, и посетители дома всё делали сами.
       Мы поднимались по лестнице в высокую мансарду, где когда-то работал мастер. Основные произведения автора большинство из нас уже хорошо знали после посещения Третьяковки и Русского музея. И здесь мы вспомнили и «Крестный ход в Курской губернии» и «картину «Бурлаки на Волге» и «Убийство Иваном Грозным своего сына».  Но всё же было интересно узнать и увидеть, и то, как он работал. Его творчество поражало выбором тематики, талантом исполнения и трудолюбием. В конечном счёте, именно его картины и были самим Репиным. А Дом-музей художника, характеризуя, главным образом, время, в которое он работал,  сохраняя в самобытности детали его жизни, как человека, лишь помогал увидеть и пережить встречу с самими его великими творениями. Но это, наверное, как и всякий другой дом-музей.
     Оказывается, Илья Ефимович Репин с семьёй прожили в этой усадьбе 30 лет. Здесь он и умер в 86-летнем возрасте. Тогда эта территория была ещё Финляндией.  Здесь в этом доме, у него в гостях, бывали многие известные писатели, художники и композиторы тогдашней России. И создатель «Конька-горбунка» Ершов, и А.М.Горький, и критик Стасов.  Именовалась усадьба «Пенаты». В этом же посёлке жил известный детский писатель Корней Чуковский.      
      Закончилась наша экскурсия посещением могилы художника. Она в виде  зелёного холма возвышалась в дальней части усадьбы и для того, чтобы подойти к ней, нужно было пересечь весь двор. Большой могильный холм был засеян травой. Позже, я посетил могилу Льва Толстого в Ясной Поляне, который, как известно, умер раньше, в 1910-м году. Известно, что они были дружны. Их могилы были похожи.
      Покинув усадьбу художника, мы ещё немного побродили по посёлку. До берега Финского залива не дошли: стояла осенняя непогода, дул ветер. Кутались в плащи и кофты. Узнали от местного жителя по  пути на станцию, что  посёлку этому более семи веков, и идёт его история ещё от карело-финских времён. Именно в этих местах Пётр 1 в начале 18-го века «прорубал окно в Европу». После советско-финской войны, с 1940-го года, эта территория стала советской.
      В ожидании электрички на Ленинград потоптались на платформе, с удовольствием поедая тёплые и жирные пирожки из пристанционного буфета. Баловались, толкались, чтобы согреться. Пытались петь песни, но что-то не пелось. Почему-то от всего увиденного в памяти упорно сохранялась картина пустого обширного двора и тропинки, ведущей к могиле художника. Грустно, но как сказал мой друг, «это ждёт каждого из нас» независимо от того, насколько длинной окажется эта тропинка.
      Лет через двадцать мы с женой и нашим другом, профессором Е.В.Гембицким из Военно-медицинской Академии,  побывали в Репино ещё раз. Но было это уже летом. Посёлок был в летней зелени, пляжи залива полны народа, а сам залив сверкал на солнце. Мы даже поели мороженое в кафе возле репинской усадьбы, весело рассказывая анекдоты.
     Посещение дома-музея открыло нам ещё какие-то детали жизни и творчества художника, но лишь укрепили наши ранние впечатления.
          Позже мы ещё не раз видели картины Репина в Русском музее и, особенно, в Третьяковской галерее, но в Репино больше не съездили.
Саратов, сентябрь 2016-го года.