Зеркало души

Лина Гаврилова
Шел концерт Аллы Пугачевой и ее ансамбля «Ритм». Причудливая феерия мелодий, образов, тем, настроений, внезапно меняющихся и непостижимым образом сплетающихся в единый яркий спектакль.
Не было диктора, объявляющего очередной номер по динамику. Не вмешивался в ход спектакля конферансье. Алла вела концерт-спектакль сама, в своей предельно раскованной манере, непринужденно, как с добрыми старыми друзьями, общаясь со зрителями.
Но вот она быстрой, легкой походкой подошла к микрофону, озорная улыбка осветила ее лицо и, помнится, даже подмигнув, весело спросила:
— Ждете?
В тот же миг разведенные руки как будто надломились, согнувшись в локтях, и... зал разразился аплодисментами.
Наконец-то! Этот номер объявлять не было нужды. Коронный номер Аллы Пугачевой, ее знаменитый «Арлекино».
И как бы «за кадром» концерта всплыл в памяти разговор, состоявшийся с Аллой Пугачевой днем.
— Кажется, я подошла в своем творчестве к трудному (и, быть может, опасному) барьеру. Боюсь, что возник некий разрыв между тем, что зрители от меня ждут, и тем, что хочу теперь предложить.
— Вы убеждены в том, что такой разрыв реально существует?
— Во всяком случае он может появиться. Зрители ждут от меня создания новых образов. Но я больше не хочу быть на сцене ни Арлекином, ни волшебником-самоучкой, вообще не хочу быть «кем-то». Хочу быть на сцене самой собой. Новая ступень моего творчества - это песни-монологи. Зеркало души.
... Шел концерт Аллы Пугачевой.
— Песню «Приезжай», — сообщила зрителям артистка, — я сегодня исполняю впервые. Слова и музыку написал композитор Борис Горбонос. Я привезла ее в Эстонию и отдаю на ваш суд.
... Сцена — в полутьме. Высвечен только рояль в самой ее глубине. За роялем — Алла Пугачева. В двух ролях — аккомпаниатора и певицы. «Приезжай хоть на день... Приезжай хоть на час . .. Приезжай хоть на миг!» Зов одинокой, тоскующей женщины. Зов отчаяния, зов любви.
Последний аккорд — и Алла уходит от рояля. Теперь мелодию ведет ансамбль. У Пугачевой — проход без слов. Но монолог продолжается. Безмолвный, внутренний, проигранный лишь в пластическом рисунке. Движения, выражение лица и глаз передают все ту же напряженность, муку тоски и отчаянья. И снова песнь-зов: «Приезжай! Приезжай! Приезжай!».
Под шквал аплодисментов я мысленно спрашиваю Аллу Пугачеву: "Где же он, этот придуманный разрыв между зрительским "спросом" и актерским "предложением"?
А во время дневной беседы другой вопрос.
- Как создается пластический рисунок ваших песен-спектаклей?
- Вероятно, всякий раз по-разному. Но всегда в основе - импровизация, непроизвольный жест, рожденный эмоциональным настроем, ходом мысли. Потом, конечно, идет отбор. "Скелет" формируется. А на концерте... Обожаю импровизировать.
- А в формировании репертуара не последнюю роль играют пристрастия? К хорошим стихам, интересной музыке.
- Нет, тут, пожалуй, другое. Я ищу свою песню. Ищу слова и музыку, на которые откликаются мои сердце и разум. И если выбраны стихи, к поэтической ткани отношусь бережливо. Хотя создает это порой немало затруднений.
Было однажды ... В 90-м сонете Шекспира в переводе Маршака есть строка:
Пусть долгая не
разрешится ночь
А на музыку ложилось так:
Пусть долгая не раз
родится ночь
Могла я себе позволить такую вольность? Решилась на нее лишь с благословения шекспироведов, ссылавшихся на вольность переводов.
И этот рассказ Аллы Пугачевой вспомнился на концерте, когда исполняла она сонет Шекспира.
В полной темноте — застывшая фигура артистки, воздетые к небу руки ...
Алла Пугачева может быть на сцене кем угодно — клоуном, шаловливой девчонкой, самой собой. Может дарить зрителям задорные напевы, сонеты Шекспира, песни-монологи ... И все это будет зеркалом ее души — неспокойной, ищущей, творческой души «Женщины, которая поет». Так (пока условно) называется музыкальный фильм, в котором сейчас снимается артистка.
Пыталась расспросить о фильме подробнее.
- Это "дитя" пока еще пребывает в младенчестве. Что из нашей затеи получится, предсказывать но берусь. Но работа началась. А это значит, что я думаю о ней неотступно. Пока мне важно каким-то образом рассказать в фильме, что моя героиня - такая, как все, и немножко другая, потому, что поет. И это главное ее дело на земле.
Алла чуть помолчала, будто подыскивая слова, чтобы продолжить мысль и вдруг... тихонько напела:
Так же, как все, как все,
как все,
Я по земле хожу, хожу,
И у судьбы, как все,
как все,
Счастья себе прошу.
- Это из "заготовок" к фильму?
— Да. Сочинение треугольника.
— Какого треугольника?
— Композитор Александр Зацепин, поэт Леонид Дербенев, исполнительница Алла Пугачева. Наш треугольник что-то вроде счета в банке - обеспечение под многие замыслы.
— В том числе и под будущий театр эстрадной песни?
— Будет такой театр! Каких бы усилий это не стоило, иду к этому через годы, иду с тех пор, как начала думать о эстраде, искать в этом жанре себя.
Твердо убеждена: люди приходят на концерты, чтобы получить эмоциональный заряд. Он им нужен, как хлеб, воздух, вода. Заряд на сегодня, на завтра. С ним легче жить, легче работать. И если концерт — просто сбор разных номеров, эмоциональный заряд неизбежно «дробится».
Зрелищность, театральность, по-моему, не меньше нужны эстраде, чем мастерство исполнителей. Вот почему я сделаю все, что смогу, чтобы театр эстрадной песни родился. И жил. Надеюсь, мне помогут в этом мои друзья, мои единомышленники. И ... мое заклинание.
— Заклинание?
— Я пошутила. Кто нынче верит в заклинания?
Но я проявила настойчивость, и Алла Пугачева сдалась.
— Так и быть, сознаюсь. Сочинила я когда-то четверостишие. Читаю его себе перед каждым выступлением и каждым трудным делом. Звучит оно так:
Я не боюсь быть
убежденной
В том, что вас надо
убедить.
Не страшно мне быть
побежденной
А страшно вас не победить.
Вот прочту и иду... побеждать!
Б. СЛАВИНА. (Советская Эстония (Таллин) 13.07.1977 г.)