О менталитете, культуре и извращении

Татьяна Недоспасова
Дайте собакам мяса -
Может, они подерутся.
Дайте похмельным кваса -
Авось они перебьются.

      Псам мясные ошметки
      Дали, - а псы не подрались.
      Дали пьяницам водки,-
      А они отказались.
                В. Высоцкий

Сегодня меня зацепило нечто на культурном фронте современности, и побудило поразмышлять о разнице восприятий и культурном наследии. Читаю в новостях: "Фотограф Джок Стерджес удивлен и расстроен досрочным закрытием своей выставки «Без смущения»". При всем нашем предвзятом отношении к американцам, нельзя не заметить, что современная поп-культура кишит развратом. Само понятие постмодернизм подразумевает смакование всем тем, что раньше считалось не достойным описания, кроме случаев приема у специалистов-медиков. Посмотрите самый популярный сериал современности, "Игру престолов", где спариваются на глазах у публики брат и сестра, совершаются насилия над детьми, девушками и мальчиками, где показан бордель во всей незавуалированности и даже совершение естественной нужды, менструальный цикл подростка не прошли незамеченными. У меня лично это вызывает тошнотные чувства. Но, обернемся назад...
Наша, вошедшая в мировое наследие, классика. Про Набокова с "Лолитой" и говорить не следует. Помню, как неудобно получилось, когда мы, 12-летние школьницы-подружки, собрались сходить впервые в театр и купили билет на "Лолиту" (просто название понравилось)). Но Пушкин с его "Онегиным" -

"Кому не скучно лицемерить,

Различно повторять одно,

Стараться важно в том уверить,

В чем все уверены давно,

Все те же слышать возраженья,

Уничтожать предрассужденья,

Которых не было и нет

У ДЕВОЧКИ В ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ!"

Вероятно, вскоре на произведениях классиков появится надпись крупным шрифтом: "Педофилия карается по закону", если их вообще не внесут в список запрещенной литературы.
Обратимся к изобразительному искусству: "Три грации" Ботичелли - для ценителей искусства аллегория женских добродетелей. Для неуча - бабы голые. На статуе Микеланджело Давид изображен совершенно голым, выражаясь современным судебным языком, в общественном месте на показ выставлены мужские гениталии, причем в месте, куда систематически приводят детей. Похоже, скоро мы потеряем и Пушкинский музей.
Мне посчастливилось изучать историю искусств в МГУ у замечательного профессора, Глеба Ивановича Соколова. Рассказывая нам, первокурсникам тогда, о  шедевре венецианцев, "Спящей Венере" Джорджоне, Глеб Иванович сравнил обнаженную женскую фигуру с бананом, чтобы отвлечь новобранцев-искусствоведов от пошлого восприятия. И, после 15 минутного описания ее черт, позы, внутренней гармонии, у нас не осталось сомнения, что перед нами величайшее полотно мирового наследия.
Культуре и правильному восприятию нужно учить, воспитывать вкус и критическое восприятие, распознание аллегорий и заложенного мастером смысла. Когда начинаешь фотографировать профессионально, стараешься уловить преломление света, игру лучей, фактур и гармонию цветов, тогда "баба голая" теряет значение, а приобретает неуловимая красота и законченность образа. И мастеру действительно уже не важно, девица перед ним или банан... Но до этого надо еще дорасти.
Другой аспект - это то, что в разных культурах одно и то же воспринимается по-разному. Послевоенную советскую Германию идеями о спорте и потомстве нации приучили не стесняться наготы. Сегодня, попадая в немецкие Бады и на пляжи, мы смущаемся тому, что женщины запросто ходят топлес, а мужчины в костюме Адама (до грехопадения). Однако, когда наши барышни в облегающих брючках и маечках прохаживаются на курортах Азии, то их воспринимают однозначно, как представительниц самой древней профессии. Россия - застрявшая между Востоком и Западом, неужели нам так и быть ханжами для Европы и аморалами для Азии? Или, наконец, признаем общемировое культурное наследие, своеобразие восприятия и расширим собственный кругозор умением понимать другой менталитет.
В утешение Джоку Стерджесу скажу, что неприятие в Москве ему принесет всемирную популярность и очередной раз выставит нас на посмешище перед мировой общественностью. И, как фотограф, добавлю, что его находка сродни тому, как отыскать непуганых животных в современном мире, и задумка достойна внимания.