Шумак-паралельный мир

Странница Любовь
Вы бывали на Шумаке? Если да, то вы поймете, отчего  я дала такое название своему рассказу. Ну, а если не бывали, побывайте непременно, это Бурятия - Восточные Саяны,  и тогда вы сможете сказать, как и я: «Мне удалось побывать в нереальном мире! Это самый настоящий  параллельный мир!»
Еще на подступах к Шумаку со мной начали происходить странные события, а порой просто фантастические… ну, не буду утомлять долгой прелюдией тебя, мой читатель, устраивайся поудобнее и… отправляйся со мной в этот удивительный мир!
Помните у Высоцкого:
Здесь вам не равнины, здесь климат иной
Лавины идут одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь -
Опасный как военная тропа.
Кто здесь не бывал, кто не рисковал,
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.
Внизу не встретишь, как не тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятые доли таких красот и чудес…

ВХОД В МИР ПАРАЛЕЛЬНЫЙ  или ШАРОВАЯ МОЛНИЯ
 
Сквозь прорехи в облаках светили яркие звезды… огромные, мохнатые звезды, освещая своим тусклым призрачным светом островерхие пики Саянских гор… таких звезд нет на небосводе города, из которого мы вырвались еще вчера. Но не звезды выдернули меня из теплого спальника, а звук…вечером по крыше юрты, где мы ночевали,  барабанил дождь, а потом наступила тишина…  и вдруг среди кромешной тишины раздался этот еле слышный, но волнующий  звук… словно жужжание роя пчел или высоковольтных проводов… Любопытствуя  я вышла из юрты, и пыталась увидеть в темноте окружающих деревьев  источник этого звука.  И вдруг  я увидела… вдоль дороги идущей между деревьями, примерно на уровне человеческого роста,  плывет огненный шар, то скрываясь среди деревьев, то снова появляясь на открытом месте. Я замерла и даже дышать перестала, вспомнив, что где-то читала про шаровые молнии… что они  реагирует на движение…но этот шар медленно плыл в воздухе не обращая на меня никакого внимания. Наблюдаемое мной зрелище было  потрясающим, этот плывущий в воздухе светящийся  шар словно обследовал каждое дерево, встающее на его пути, на мгновение  замирая  у ствола, освещая его пульсирующим  бледным светом, словно сканируя…дерево, оживало – просыпалось, приветствуя светящийся шар легким трепетом ветвей и шелестом листвы, а шаровая молния отправлялась дальше…
Я, чтобы лучше видеть происходящее, решила сделать несколько шагов вперед и доски настила подомной предательски заскрипели… я замерла… шар тоже замер  и… я  оказалась в его тусклом сканирующем свете…
Вы знаете как это – распадаться на атомы? Вот и я до встречи с шаровой молнией не знала… меня в мгновение ока,  как будто разнесло на миллиарды атомов в разные стороны-миры-вселенные…  Как описать то, что никогда не ощущал? Никак… невозможно это сделать! Мистические ощущения одним словом… Когда я «собралась» воедино, то есть, когда все мои атомы встали на свои места, шаровой молнии уже не было, огромные звезды смотрели на меня в прорехи облаков… но звук остался! Он звучал во мне. И что? Я теперь человек-молния? Ладно, как говориться «утро вечера мудренее» и я отправилась спать...

НА ОСТРОВЕ или ТУМАН ПОГЛОЩАЕТ МИР?

Весь световой день мы топали  надеясь добраться  к перевалу, но  увы,  тропа усыпанная камнями, размытая родниками и практически все время идущая вверх,  утомляла… любование окружающими красотами не получалось… Мы даже остановок не делала, на ходу пили студеную воду из горных речек и ручьев, но до перевала не дотянули… вечерниe сумрак сгустил в ложбинках туман, который стал быстро подниматься за нами…
Стоянку мы устроили в лесу, на крутом подъеме, с трудом  найдя небольшую  площадку,  у огромного валуна, который,  наверное, тысячелетия тому назад откололся от близлежащих гор.  Рядом журчал небольшой ручей, чем не идеальное место для стоянки? Брат Андрей быстро поставил свою палатку и начал колдовать над костром. Я же возилась  со своей палаткой очень долго и как-то безрезультатно.  Палатка была новой, неопробованной  еще в походных условиях,  и я скакала вокруг нее то переставляя колышки, то перенатягивая штурмовые растяжки… одно радовало, палатка весила восемьсот грамм и умещалась в маленьком пакете, а пакетик в рюкзаке. А тем временем  сгущающийся туман, быстро поднимался  вверх по склону, заполняя собой все вокруг… сначала исчезла болотистая полянка внизу, с пасущимися на ней полудикими бурятскими коровами, которых можно встретить чуть ли не у вершин Саян.  На  месте полянки и коров заклубилась молочная субстанция, как будто переваривая поглощённый мир…  потом исчезла тропа, по которой мы совсем недавно бежали, ища место для ночлега, ведь  мест, где можно поставить палатки,  на пути к Шумаку немного. Туман наступал… мы словно находились на небольшом островке среди белого, похожего на  разлитое молоко моря … а  туман не успокаивался, его накатывающие волны пытались отлизнуть у  нашего островка лакомые кусочки … Глядя на эти накатывающие волны становилось немного жутковато и казалось, что если туман доберется до нас, то мы навеки потеряемся в этом пытающемся захватить мир тумане. Попив чайку «на скорую руку», я попыталась просушить вещи у костерка, но прожгла носки и успокоилась. Туман уже начал заявлять свои права и на небо над горами, вскидывая свои языки, пытался слизывать звезды… и  не дожидаясь полной победы тумана над окружающим нас миром, мы полезли по своим палаткам. Андрей моментально уснул, распугивая медведей округи своим мощным носоглоточным духовым инструментом, а я лежала и вслушивалась в происходящее вокруг… вокруг, что-то действительно происходило… движение, шорох, вздохи… голоса…Я явно слышала тихое многоголосье, что-то пытающееся мне рассказать… или это журчащий рядом ручей  сбивал меня с толку…движение в ближайших кустах… Корова или медведь?  Попугав себя всякой фигней я вставила беруши в уши и… благодать…сразу куда-то делись медведи, коровы и  трели Андрея, мир погрузился в сонную тишину и я отправилась в нирвану… Медведи и коровы только по мне не ходите, а на остальное мне наплевать…

УРОКИ ЛЕВИТАЦИИ НА ПЕРЕВАЛЕ

Долину реки Эхе-Гэр, или как ее еще называют буряты - Убур-Хубуты,  мы пробежали влегкую, так сказать.  Шумакский  перевал мы штурмовали в полдень, яркое солнце прикрывали набегающие тучки, не давая ему нас испепелить, а холодный ветер с гор, подбадривал… Андрей шел впереди и я видела  как трудно ему дается подъем, а я… когда до вершины оставалось метров двести силы вдруг покинули меня… Я стояла на тропе и не могла даже сесть на валуны, что находились рядом…сил не-бы-ло ни-ка-ких! Даже мысли в голове зависли и не шевелились… Единственное что я смогла до окончательного ступора сделать,  это расстегнуть крепления, но сбросить вдруг ставший неимоверно тяжелый рюкзак не смогла… зависла…  так и стояла на тропе обездвиженная...   слышала позади себя движение, осыпающиеся из-под ног камни, идущих позади,  цоканье, фырканье…но даже уступить дорогу кому-то не было никаких сил… Вернуло меня к жизни внезапное исчезновение почвы под ногами, вернее камней из под ног…какая-то неведомая сила на мгновение приподняла  меня и… и я выскользнув из рюкзака, снова очутилась на тропе, а мой рюкзак  поплыл мимо меня… раздался голос:
- Я наверху подожду…
Это что? Рюкзак заговорил? Сил не было даже поудивляться и я закивала в знак согласия вдруг ожившему и левитирующему мимо меня рюкзаку, пытаясь включиться в мыслительный процесс… включилась  только тогда, когда увидела, что мой рюкзак транспортирует бурят, восседающий на пегом в цвет окружающих камней коне, которого я вначале не идентифицировала… Уф, значит крыша не поехала…
- Спа-си-бо! – прокричала я вслед удаляющемуся наезднику.
Налегке я быстро взобралась на перевал… Бурят ждал, сидя на ребре перевала, периодически выкрикивая команды и ругательства своим подопечным.  Он вел на Шумак группу немецких туристов, те на лошадях в сопровождении переводчика и повара, еле плелись где-то внизу, подбадриваемые криками и матами с перевала.
Подъем на перевал, по сравнению со спуском легкая прогулка. Глаза бояться до жути, ведь вниз идет крутой спуск, и первые метры ты просто ползешь по вертикали прилипнув к камням, словно «чик-пук» (так человека-паука моя внучка называет). Камни грозятся сорваться вниз вместе  тобой, «пляшут» и едут под ногами… А особенно страшно, когда ты видишь сколько тебе лететь придется… Ноги трясутся и отказываются повиноваться. Организм бунтует… и только душа поет, перевал позади!
 Спускались с перевала мы значительно дольше чем поднимались… ступни и пальцы ног были  сбитые еще при подъеме и не чувствовали камни под собой, мы то и дело спотыкались и оступались…а такое криволапое хождение по живому куруму грозило неприятностями… Кое-как мы добрели до двух ледниковых озер Ногон-Нур (в переводе с бурятского означает «зеленое озеро») , что находятся у подножия перевала.  Дно озер вечно покрыто льдом и от этого вода в нем словно бирюза при солнечной погоде и зеленеют они, когда солнце прячется за тучи, и вода ледяна в них даже в самое пекло. Если бы не лютая усталость, я б с превеликим удовольствием  залегла  в этих ледяных водах , и лежала, лежала… смотрела на низко летящие, грозящие пролиться дождем облака, солнце убегающее  за вершины гор… звезды зажигающиеся на ночном небосклоне, но… сил хватило на то чтобы установить палатку и тупо вырубиться. Ночью с гор подул  сильный ветер, палатки раздувались, как паруса бригантины, лил дождь, но я этого не ощущала, спала как младенец под ласковую колыбельную, предварительно обезопасив себя берушами.
А на следующий день мы уже встречались с друзьями,   купались в радоновом источнике, пили живительные нарзаны, гуляли по Шумаку, о котором мечтали целый год. И не взирая на то, что почти пол месяца стояла непогода, снег выпал на перевале, реки вышли из берегов и связь с миром, лежащим за горами почти прекратилась, мы были счастливы.

ДОЛИНА ПРЕДКОВ

- Куда одна  пошла? – спросил меня Аюрт из компании бурят сидящих на бревне у зимовья.
- Прогуляюсь в долину…- я указала вверх, где красовались верхушки гор и виднелся заманчивый распадок между ними.
- Нельзя туда! Медведь ходит!
- А Духи ходят? – в ответ спросила я
Буряты удивленно переглянулись…
- Я к Духам, не к медведям иду!- и пошла…
Сначала  поднималась  по лесной тропе,  петляющей между камней и корнями деревьев. Надо сказать, что деревья, растущие на склонах Шумакских гор удивительно стройны и относительно невысоки, а вот их мощные корни, которыми они дробят камень, что бы пробиться и как-то закрепиться, поражают. Порой тропа проходила по причудливому переплетению этих корней, словно по подвесному мостику, сплетенному архитектором-природой. Потоки воды вымыли землю под этими корнями, и они зависли над тропой этакой причудой. Тропа шла круто вверх,  и вот уже деревья стали реже… расступился лес, оголились скалы,  шум падающей воды перекрыл все остальные звуки… я вышла к горному ручью Золотой, а во время дождя бурной  реке, каскадами сбегающую вниз. Вдоль этой реки-ручья мне и предстояло идти дальше. В воздухе разливался запах  саган-дали, кустики этого удивительного растения  примостились у тропы, я иногда срывала листик, клала его под язык и усталость от крутого подъема исчезала как по мановению волшебной палочки.
И вот я в долине Предков, которая  располагается значительно выше Шумака. Вокруг горные эдельвейсы, голубика, брусника, шикша ( а я думала, что она только на Камчатке растет) саган-даля пьянит своим ароматом,  кружит голову каменная полынь… а что это там? Неужели золотой корень? Вроде бы и рядом долина… но с лесной тропы ты попадаешь в совершенно другой мир… Мир сказочный…  Долина закрыта от прочего мира, обрамлена со всех сторон разноцветными курумными горами, скалами и гольцами. Здесь можно фэнтези запросто снимать, и никаких декораций не надо…удивительно сказочный пейзаж.  Я была одна в этом высокогорном мире… или не одна? Я явно слышала голоса… мужчин, женщин…хор голосов… меня окликали, звали куда-то, что-то предлагали… или это бегущий под камнями ручей посмеивался надомной? Или это предки - невидимые жители, этой долины?  Я шла, разглядывая разворачивающуюся вокруг меня сказку, участником которой я вдруг стала,  разговаривала с невидимыми, но обращающимися ко мне голосами…ожидая, что вот-вот появятся обитатели этой долины… вот за такой беседой я и не заметила, как добралась до Золотого озера.  По одной из легенд в этих местах находили куски золота величиной с кулак, но люди, их находившие, исчезали при загадочных обстоятельствах. С тех пор никто не может найти того богатого месторождения золота. Вот и я не искала… а наслаждалась миром сказочным и фантастическим.
Высокогорное озеро радовало своей девственной чистотой… Я стояла на спускающихся с горы в воду озера больших камнях, хаотично набросанных, но напоминающих   ступени в сверкающие зеленоватые воды. Да, да, озеро было зеленым. Что самое удивительное все озера в Саянах имеют свой неповторимый цвет, и это озеро было зеленым, хотя и называют его золотым. Я стояла на «ступенях» и вглядывалась в озерную гладь. Ведь если есть ступени, то они, куда-то ведут? И я   пыталась разглядеть, куда ведут эти ступени…вода была чиста и прозрачна и я могла видеть достаточно глубоко… сначала мой взгляд скользил по «ступеням», потом отправился к середине озера… солнце, бегущие облака, игра светотени создавали иллюзию движения в озерной глубине… и в какое-то мгновение я увидела… да, нет… наверное, показалось…  Отогнав наваждение и решив взбодриться, разделась и стала спускаться по  «ступеням» в озеро…обжигающе-ледяная вода бодрила и снимала усталость, тело наливалось теплом и силой и… требовало возвращения к солнцу…хотелось пулей вылететь из этого ледяного жара, долететь до вершины горы и развалившись на горячих камнях подставлять свое тело жгучим солнечным лучам… но несмотря на желание взмыть вверх, взгляд мой тянул меня в зеленую глубину, где оживали мои фантазии…   Вылетать конечно  я не стала, а медленно вышла из обволакивающих, затягивающих в глубину вод…  А потом сидя на камнях-ступенях в абсолютном ниглиже,  я камлала… Звуки моего варгана долетая до вершин окружающих гор, струились по склонам вызывая осыпь камней, шуршащих по склонам и вплетающихся в мою мелодию. Мир вокруг оживал вводя в мелодию все новые звуки… воды, ветра, птиц…В такие минуты ты словно растворяешься в окружающем мире, теряешь свою твердость, становишься текучем… то несешься вдаль с караваном облаков, то словно поток воды опускаешься в темные глубины озера и смотришь из глубины на вершины гор и несущиеся облака, и на глубине тебя подхватывают прозрачные сущности  и кружат, кружат  вокруг солнечных бликов, весело смеясь-журча, словно ручейки, впадающие в озеро… или вдруг несешься с потоком воды по камням долины…и это уже ты река, и твой голос звучит с десятками других голосов пугающих и удивляющих путников…
Сколько я времени провела у горного озера? Не знаю… я «вернулась», когда ветер из ласкового-теплого стал колюче-холодным, когда облака закрыли солнце и потащили его за горы… когда щупальца белого тумана потекли с гор ко мне…меня явно выпроваживали! Или наоборот? Щупальца-туман то зависали над камнями, словно перебирая их, а потом вдруг «растворяли» их в себе, то вдруг быстро закрывали ложбинки, то словно вспомнив, зачем их сюда послали, устремлялись ко мне извиваясь и закручиваясь в спираль… Интересно… а что если я  останусь еще на какое то время, то это может означать НАВСЕГДА?! Нет, к такому развитию событий мой организм не был готов, и я впрыгнув в кроссовки, схватив свой рюкзак и одежду, кинулась прочь, прокричав этим щупальцам:
- Спасибо за радушный прием, но мне уже пора!
Журчащие голоса, что-то ответили мне…но разбирать что было некогда.
Я бежала умудряясь на ходу одеваться,  фотографировать погоню тумана за мной, и… собирать грибы… Да, да грибы! Я заядлый грибник и никакая мистика неспособна отобрать у меня толстоногого, мясистого гриба -красавца. Увидев впереди гриб, я бросала трекинговые палки, они повисали на ремешках, обхватывающих кисть руки и громко стуча по камням, волочились за мной… я быстро нагибалась, хватала нож, кстати, тоже висящий на кисти руки, срезала гриб и кидала его в пакет, прикрепленный к поясу, подхватывала палки и снова скакала по камням вперед…
Туман не отставал… Это была настоящая погоня!  Щупальца тумана преследовали, настигали…но зацепившись за скальные выступы отставали…а потом снова настигали…и только тогда я оторвалась от  этой погони , когда  забежала в лес. Все! Я в безопасности, можно вроде расслабиться… но в лесу тоже оказалось неспокойно…сумрачно и как-то тревожно. За каждым кустом чудился медведь, ну, или хотя бы какой-нибудь леший с кикиморой,  а под ноги лезли назойливые грибы, но я уже не к каждому грибу нагибалась, выбирала посвежее и покрепче, пакет уже был почти полон.
Вышла из леса аккурат к полному закату. В сумраке искупалась в минеральной ванне, попила нарзанчиков и отправилась через реку к своему зимовью. Удивило столпотворение народа на нашем берегу, мелькание десятка фонарей… блин!!! Меня потеряли! Ну и досталось мне от друзей..

ПРОЩАНИЕ ДЕЛО ИНТИМНОЕ

Возвращаться в привычный мир не хотелось и не желалось… но надо. Мы итак задержались сверх положенного, ждали пока восстановиться  погода, с перевала сойдет снег. В привычном мире нас  ждали близкие нам люди, волновались конечно, а  мои коллеги вообще хотели вертолёт нанимать для спасательной миссии…
Уходили мы с Шумака ранним утром. Накануне вечером  я сходила в маленький деревянный дацан, возведенный бурятами. Ведь высшие силы высокогорной долины  должны, где то проживать. Я  поблагодарила охранителей этих мест за возможность снова побывать в этом «Малом Тебете», зажгла благовония, пропела мантры… я не буддистка, но с духами, как и с людьми надо разговаривать на их языке, иначе взаимопонимания трудно достичь…  После общения с духами я  попрощалась с обитателями огромного муравейника, что у серебряного источника. По этому муравейнику я всегда узнавала какая погода будет… бегают муравьи, суетятся значит к хорошей погоде, а начали свои входы-выходы закрывать и прятаться значит жди ненастья… Попрощалась с каждым источником, дарящим нам здоровье и чистоту телесную…
Я плелась в самом конце нашей компании покидающей Шумак, постоянно оглядываясь на скрывающиеся из виду вершины трех капитанов, часто останавливалась, что бы обнять дерево или погладить кустик у тропы… грибы я тоже гладила по их бархатным украшенным листочками шапочкам… заядлый грибник, а тут… шла мимо выстроившихся, как на парад вдоль тропы подберезовиков, подосиновиков… А может это Шумак таким образом соблазнял меня остаться? Или это был прощальный парад?
К перевалу мы подошли до полудня, брат с друзьям устроились основательно перекусить, я же покамлала на своем варгане, перевал ответил мне небольшим камнепадом…  попила чаю с саган-даля и пошла на перевал не дожидаясь мужчин…не хотела чтоб они видели мои слезы. За горами заворчал гром… тяжелые, дождевые тучи стали протискиваться между вершинами…
- Только не сейчас… прошу… дайте нам возможность пройти перевал…только не сейчас… только не сейчас… - я все повторяла и повторяла эти слова, как заклинание… и тучи медленно плыли над нами, пропуская на перевал…
И вот мы на перевале, хватаем ртом воздух, пытаясь восстановить дыхание… гром громыхнул совсем рядом и понеслось… ворвавшийся на перевал ветер начал рвать облака над нами и… на нас обрушился град… все тут же кинулись удирать вниз с вершины перевала, а мы с Андреем остались…  что происходило вокруг  удивляло и завораживало… Удивительным было то, что град был… теплым! Градины набились в мою лохматую голову и теплыми струйками стекали по лицу, перемешиваясь со слезами… этот град прогнал всех и тут же успокоился  над вершиной, а вот над теми, кто рванул с перевала его вакханалия продолжалась… А для нас началось второе действие прощания… Накрапывал небольшой дождь.
- Любашка, какой он ласковый этот дождичек…ласковый и теплый!
- Прощание дело интимное, брат… видно это зрелище только для нас с тобой! – резюмировала я.
- Смотри, смотри, что там  происходит! – пытался перекричать гром Андрей, указывая на тропу у озер Ногон-Нур, с которой мы недавно пришли. Полоса града шла ровно по тропе…мгновенно покрывая ее ледяной крупой. Тучи  разошлись над нами, по обе стороны перевала, одни с энтузиазмом  поливали тропу, другие же  гнали убегающих… Я орала от восторга и переполнявших меня чувств, Андрей палил из ракетницы в небо и на каждый его выстрел небо отвечало ему раскатом грома.  Когда мы успокоились и молча стояли на перевале, взирая на островерхие вершины, простирающиеся до горизонта, наши души пытались вобрать в себя эту прощальную красоту…Энергия бурлила в нас, рвалась наружу… и этот подарок Силы сделал нас неутомимыми до конца пути…
- Пока, Шумак… - я плакала не в силах сдержать рвущиеся наружу эмоции.
Андрей, уже спускался по тропе вниз, он прыгал на плоские камни и словно скейтбордист какое-то время ехал на этом камне по скользкому куруму, я повторила  за ним, прикольно получилось, а энергия била через край… но словно невидимы силы тянули меня обратно… пройдя-проехав метров сто я резко повернула и понеслась на перевал, даже рюкзак не сбросила… вот я снова на ребре перевала … и вот тут началось действие третье, заключительное… Солнце пробило своими лучами  снующие по небу тучи, солнечные блики побежали по вершинам гор… горы, словно скинув вековое оцепенение, начали свое медленное движение… это было похоже на хоровод вершин! Игра света и тени убыстрялась…то тени от облаков…то яркий солнечный свет заставляли вершины гор двигаться все быстрее и быстрее…до головокружения! Или это я летела, кружась среди вершин? Финальный аккорд… и… солнце осталось одно в вышине, тучи разошлись… горы замерли, залитые солнечным светом…
- Шумак! Я еще вернусь!- закричала я горам…
- Вернись…- отозвались горы…