Памятник Анне

Виктор Панько
ПАМЯТНИК АННЕ

Жизнь Анны Васильевны Дубовой была связана с нашим селом на протяжении более полувека. Она работала здесь учительницей немецкого языка, была классным руководителем в старших классах Данульской средней школы, и через её «руки» прошли сотни, если не тысячи наших земляков школьного возраста.
Теперь, через десятилетия, когда мы, её ученики, значительно повзрослели, а некоторые из нас уже и состарились, стали дедушками и бабушками, мы можем по достоинству оценить то, что сделал для нас этот человек непростой судьбы, с непростым характером, живший в непростое время.
Именно с её образом у многих из нас связано понятие о школьной дисциплине.
Она нам прививала эту самую «дисциплину» ежедневно, настойчиво, целеустремлённо и бескомпромиссно, используя для этого всевозможные приёмы, только ей, Дубовой, свойственные.
Один из этих приёмов – ирония, ехидная улыбка, насмешка над нерадивостью, разболтанностью, несобранностью.
Никто из учителей, кроме неё, не додумался бы подойти к стоящему у доски ученику, не выполнившему домашнее задание и не знавшему темы:
- Ну же, давай, ну, заводись! Вспоминай! Чах-чах-чах…
И показывать при этом жестами, как она якобы заводит ручкой двигатель какого-нибудь ГАЗ-54.
Невыполнение домашнего задания в тетрадях по немецкому языку было очень редким явлением в нашем классе, видимо, именно по причине этого её ехидства. А подготовка к каждому уроку немецкого языка у многих из нас начиналась загодя, ещё на перемене. Не хотелось попадать под обстрелы её взглядов, видеть её кривую усмешку и недовольное выражение лица.
Ах, как давно это было! И как хорошо, что мы попали тогда в лапы этого безжалостного диктатора, которого некоторые из нас по глупости даже ненавидели всеми фибрами своей мелкой, глупой и неграмотной души!
Она не ограничивалась рамками своего предмета и не пропускала возможности сделать замечание и относительно других дисциплин, к примеру, русского языка.
- Маруся, Жернова! – обращался кто-то из нас к однокласснице.
- «Жернова» – на мельнице! – встревала в разговор Анна Васильевна. – А Мария – «Жерновая»!
Казалось, не было такого предмета в рамках школьной программы, в котором Анна Васильевна не разбиралась до тонкостей.
Но мы тогда, в 1961 году, этого не знали, а узнали много позже.
Ярким свидетельством широкого кругозора Дубовой может служить воспоминание Людмилы Васильевны Кучерявой, дочери учителя математики Василия Павловича Кучерявого. Она ссылается на мнение своего отца о том, что среди учителей Данульской средней школы лучше всех в математике разбиралаь Анна Васильевна.
Конечно, когда мы учились, эти её способности и интересы были нам не известны.И только спустя время, постепенно, мы убеждались в том, что перед нами – неординарный и очень талантливый человек.
Что она внимательно присматривается к каждому ученику, чтобы найти к нему «подход», «ключик».
Что она с большим уважением относилась к нашим родителям, занятым нелёгким трудом в колхозе.
Моя мама, Евдокия Михайловна Панько работала тогда уборщицей в школе, и Анна Васильевна с нею находила общий язык и даже сдружилась. Эта дружба продолжалась много лет и после того, как я закончил школу.
Не могу забыть один момент, который позволил увидеть своего бывшего классного руководителя совершенно с новой стороны.
Я уже отслужил в армии, и, кажется, учился заочно на филфаке, когда в один из дней, видимо, это был день рождения мамы, приходит Анна Васильевна с подарком.
Посидели за столом, поговорили. Зашёл разговор о литературе. И вдруг, это было для меня как гром среди ясного неба, Анна Васильевна начала декламировать (от начала и до конца по памяти!) поэму Блока «Двенадцать».
Учительница немецкого языка!
Что же касается её учебного предмета, то самым ярким по эмоциям мне представляется воспоминание бывшего штурмана Военно-Морской авиации Виктора Антоновича Урссу, которое сводится к следующему.
Знание иностранных языков для военного штурмана – дело необходимое и обязательное. Поэтому начальство приняло решение организовать курсы для офицерского состава части, в которой служил старший лейтенант Урссу.
Для решения этой задачи из штаба командировали специалиста по немецкому языку в звании капитана.
Начались занятия.
Первая тема. Кто знает?-спрашиванет капитан,- поднимите руку.
Поднимает старший лейтенант Урссу.
Отвечает.
Следующая тема. Кто знает?-спрашиванет капитан.
Отвечает старший лейтенант Урссу.
- Товарищ старший лейтенант, Вы учились в спецшколе с преподаванием немецкого языка?
 - Никак нет, товарищ капитан!
- А какую школу окончили?
- Данульскую сельскую школу Глодянского района в Молдавии.
- Кто учительница?
- Анна Васильевна Дубова.
- И какая у Вас была оценка по немецкому?
- «Тройка», товарищ капитан!...
Разговор этот состоялся на Крайнем Севере бывшего СССР.
Конечно, может быть, многие из нас не любили немецкий язык, а заодно и Анну Васильевну, с её требовательностью. Но постепенно, с годами мы стали относиться к ней со всё большим и большим уважением.
И поэтому через 13 лет после её смерти как-то само собой возникла инициативная группа из бывших её учеников, которая предложила «скинуться» и установить на её могиле на кладбище в Дануле памятник, где были бы даты её рождения и смерти, её портрет.
Мы так и сделали.
Благодаря поддержке 85 бывших её учеников теперь установлен Памятник.
Из чёрного гранита.
Красивый.
А надпись на нём такая:
«Талантливому педагогу от благодарных учеников».

Виктор ПАНЬКО
С.Дану