Прогулки по Севилье. Хиральда

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На авторском фото - вид на Хиральду с Триумфальной площади;   внутреннее убранство собора Санта Мария-де-ла-Седе; ворота Св. Христофора с копией статуи перед ними "Триумф веры Христовой";   вид на колоннаду собора из апельсинового дворика. Севилья, Андалусия, Испания.




В Испании, как и в Португалии, многие объекты старины сохранились в целости и сохранности. Севилья, находящаяся на самом западе Испании, а потому не попавшая под массовые бомбёжки во Второй Мировой войне, один из тех городов, где тысячелетняя история пышет стариной из каждого двора.

И главное подтверждение тому - кафедральный собор Севильи, построенный сразу же после изгнания арабов из Испании, в 1514 году. Хотя первые постройки нового  собора датируются лет на сто раньше. Собор перестроили из минарета, который стоял здесь при арабах.

Но старше самого собора - его колокольня, её переделали из мечети!
В Европе это не исключение, многие колокольни перестраивались из минаретов.

Но Хиральда в Севильском соборе превзошла все колокольни не только своей высотой (вместе со статуей её высота составляет 98 метров), но и неповторимой красотой сочетания арабской вязи и готических элементов европейской архитектуры.

По мере нашего приближения к Хиральде нам становилось понятно, почему истинный патриот своей страны, наш провожатый испанец Альберто, без умолку и с пеной у рта доказывал, какая особенная это башня. Действительно, такая идиллия и сочетание на первый взгляд не сочетаемого, являло из себя гармонию.

Хиральда в переводе с испанского означает флюгер, вертеться. Это название она получила уже после перестройки из мусульманской мечети и установления на ней бронзовой статуи, символизирующей триумф Христианской веры. А сама статуя вращается от ветра, как флюгер.

На фото перед воротами Св. Христофора (см. фото) установлена маленькая статуя, копия той, что на колокольне. Чтобы туристам было удобно её рассмотреть. А туристов, я вам скажу, было очень много!

Так вот, Хиральда намного старше самого собора. Большая мечеть была возведена при Альмохадах в 1198 году. В основании её - четырёхугольник, квадрат, со сторонами 13,6 метра.

А цоколь башни ещё старше - он сложен из громадных камней толщиной до трёх метров, и относится к римскому периоду. На камнях сохранились римские надписи. То есть, башня постройки разных временных периодов, самому старшему из которых более двух тысяч лет!

Существуют предания, точнее, хроники тех лет, что в мавританские времена на минарете были установлены  четыре позолоченных шара. Сферы которых в солнечную погоду отражали лучи и были видны путникам на расстоянии одного дня пути до Севильи. А солнечно здесь почти всегда.

Вот такие средства передачи сигналов, по-современному, средства навигации, существовали в древние времена. А предки наши были умны и сообразительны.

Внутренне убранство собора не менее величественно (см. фото). На фото видна только часть церковных хоров.

Это место, где располагаются духовенство и певчие, расположено напротив Главного Алтаря. Попадая внутрь, оказываешься в окружении резьбы по дереву. Речь идет не только о стенах, но и о стульях. Все 114 стульев для хористов, выполненные в 15 веке, из сосны, и украшены резьбой. На спинках можно увидеть изображение Хиральды, как она выглядела тогда.

Выделяется кресло Епископа с гербом на спинке. В центре – место для книги с церковными гимнами. Выполнено оно из дерева и украшено бронзой. Все дополняет орган семнадцатого века.

Можно предположит, какая здесь прекрасная акустика, ведь сам собор высотой с десятиэтажный дом! Но наше посещение было днём, а вечерняя служба ещё не началась. Жаль, что не пришлось услышать звуки древнего органа!

На фото - ворота, названные в честь Христофора Колумба. А за ними, в храме - саркофаг Христофора Колумба.

Правда, правильней будет сказать, что в соборе находится надгробный памятник великому мореплавателю. Прах же его где-то в другом месте. Это уже достоверно известно по результатам проведённой современными учёными ДНК экспертизы с его сыном, похороненным здесь же. Известно, что сам Христофор был против того, чтобы его прах покоился в Севилье.

Но, поскольку он сделал для строительства собора, да и вообще города, очень много (говорят, только крест на соборе был отлит из чистого золота, привезённого из Северной Америки), Севилья долго добивалась, чтобы его прах был перевезён в город. Откуда мореплаватель отправлялся в свои походы и где умер.

Не один раз его прах перевозили то в Севилью, то в Гавану. В результате, в пути прах где-то затерялся, или откуда-то его просто не увозили.

Но это уже не так важно. А важно то, что его заслуги перед страной, только что освободившейся от мавританского владычества, которой требовались финансовые средства для восстановления, оценили потомки.

В 1902 году в храме установлен символический гроб Колумба, который несут на своих плечах четыре короля, представители четырех королевств средневековой Испании: Арагоны, Кастилии, Леона и Наварры.

Перечислять достоинства Севильского собора можно бесконечно, например, сокровищницу, где хранится ключ к Севилье, или работы известных испанских мастеров, таких, как Франсиско Гойя.

В Европе собор считается третьим по величию и убранству после собора Св. Петра в Ватикане и собора Св. Павла в Лондоне.

Наше визуальное знакомство с этим древним собором заканчивалось в Апельсиновом дворике, куда мы вышли через Врата Прощения на северной стороне.

Кстати, эти врата относятся также к постройкам мавританского периода, и когда-то через них входили на намаз мусульмане, предварительно омывшись в саду с апельсиновыми деревьями.

В центре двора  расположен восьмиугольный вестготский фонтан – остаток мусульманского фонтана для совершения религиозных омовений.

В колоннаде (см. фото) сегодня расположены небольшие кафе для туристов и многочисленные сувенирные магазинчики. Где наш уважаемый провожатый испанец Альберто настоятельно(!) порекомендовал нам купить сувениры, маленькие копии башни Хиральды. Здесь было представлено огромное количество поделок из разных материалов, от пластмассы до металла.

Нам Альберто посоветовал взять из металла, и себе купил штук десять таких же, но большего размера - для подарков, сам он проживает в Малаге.

Не удивительно, что именно этот сувенир из Севильи представляет такую ценность! Хиральда примерно так же уважаема и значима для испанцев, как Эйфелева башня и собор Нотр Дам для французов.

Окинув собор прощальным взглядом, подумалось. Проходят века, перестраиваются культовые сооружения, раны на теле народов заживают, а время залечивает, или притупляет остроту боли утрат.

Но так устроен человек, что он будет помнить своё прошлое, своих предков, ценой жизней освобождавших не раз свои исконные земли от завоевателей. Чтобы и дальше передать потомкам память, застывшую в камне.

Испанцы - истинные патриоты. Где бы они ни находились, но Родина для них - это Испания, а не то место, где они проживают в настоящее время. 
И этому много подтверждений.




Продолжение: "Полощадь Кубы" - http://www.proza.ru/2016/09/28/1064


Начало "Дворец Алькасар" - http://www.proza.ru/2016/09/22/1163