Не секрет, что среди киноманов и театралов встречается немало амбициозных зрителей, которые предпочитают «белым и пушистым» именно отрицательных героев со сложными биографиями. Безусловно, понять их можно, ведь непредсказуемые персонажи и в искусстве, и в жизни гораздо интереснее. К тому же, каждый мысленно пытается вернуть на путь праведный и коварного Кащея с Бабой ягой, и молодку «облегченного поведения», и даже дилера, запутавшегося в наркосетях...
Но вот как удается актерам, после тяжелых съемок за короткий промежуток времени вместе с гримом и костюмом стряхнуть с себя «отрицательную личину», в которой порой стыдно показаться перед собственными детьми, родными и друзьями?
Этот вопрос я задала одному из тех отечественных актеров среднего поколении, которому режиссеры постоянно поручают, мягко говоря, роли очень проблемных героев - Джавахиру Закирову. Ведь играет он свои персонажи с полной самоотдачей вовсе не в развеселых мюзиклах, а в фильмах, где порой социальные проблемы нашего времени обнажены до предела.
Джавахир с готовностью пошел на контакт, ответив, что это действительно бывает достаточно сложно. И вся надежда не только на профессиональный опыт, но и на свою вторую понятливую половину - супругу Шахризод, с которой ему действительно очень повезло.
Игра в "героев"
И хотя, человеческая жизнь априори весьма "полосата", часто играть в «отрицательного героя», даже для профессионала занятие действительно архисложное... Но вполне выполнимое,особенно для того, кто уже в шесть лет, впервые появившись на сцене одного из самых прославленных драматических театров большой страны, достойно разделил гром оваций вместе с героиней, которую играла Г.Закирова, молодая, но уже известная актриса, а по совместительству его...мама. А выступила эта слаженная парочка не в детской веселой сказке, а в классическом спектакле-трагедии «Живой труп» по Л.Толстому.
В те годы, оценив способности симпатичного юного дарования, режиссеры принялись его во всю «эксплуатировать». Но одной из самых успешных и запоминающихся своих театральных работ Джавахир до сих пор считает сложную роль молодого Захириддина Бабура, жившего в конце XV века, который не только правил огромной державой, включавшей в себя Мавераннахр и Индию, но и был одним из просвещенных людей своего времени. Пьеса была поставлена по роману известного писателя П.Кадырова "Бабур" ("Звездные ночи"), а знаковую роль ему доверили в 14 мальчишеских лет!
Время шло, к окончанию средней школы за плечами юного актера было около десятка драматических ролей и даже регулярные гастроли с прославленным коллективом по городам и весям. Возмужавший юноша вскоре понял, что прав был шведский режиссер Ингмар Бергман как-то заметивший, что «...жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить».
А в образованной семье актеров Закировых–Авлоний Жизнь очень ценили и были благодарны судьбе не только за их семейный и творческий дуэт, но и за желанного первенца, которому постарались передать многие качества, в том числе умение много трудиться над каждым проектом. Возможно, что кто-то Джавахиру до сих пор завидует, не зная истинной платы за известность в ближнем и дальнем зарубежье.
Ведь с ранних лет от мальчика, получившего при рожде6ниии имя Джавахир, что с арабского переводится как «драгоценный камень», ждали проявления особых генов, которыми природа щедро одарила его ближайших предков: деда Карима Закирова - известного баритона ГАБТа им.А.Навои и талантливых певцов Бытыра, Луизу, Науфаля и Фаруха Закировых, чьи неповторимые бельканто навсегда остались в памяти слушателей всех поколений прошлого века.
Майская эйфория
В какой-то мере Джавахир оправдал ожидания родственников и даже сумел вполне самостоятельно выстроить образцово-показательную биографию молодого начинающего артиста. Как сказал поэт, "...его пример другим наука", но между строк, пока еще бурно развивающейся этой биографии, читается судьба целого поколения, возмужавшего в непростые девяностые годы прошлого века. С одной стороны, юноше, конечно, повезло, так как с детских лет для него школой жизни стала сцена самого известного в республике театра. Но с другой - непредсказуемая демократия явила обществу множество соблазнов,перед которыми сложно было устоять.
Так, в жизнь его поколения незамедлительно ворвался «Ласковый май» со своими звонкими ритмами и, главное, поразительным успехом у юного населения. Джавахиру и его друзьям в те годы показалось, что прежние, однообразные многочисленные вокально-инструментальные ансамбли (ВИА), остались в «советском прошлом» и поэтому их личная судьба в искусстве по-настоящему не состоится, если они не попробуют себя в этом зажигательном жанре.
Вскоре, наперекор трудностям, шестнадцатилетнему юноше удалось вместе с друзьями создать свою группу "Болалар". Успех к новоявленному ВИА пришел быстро и вскоре на всех перекрестках мегаполиса запестрели афиши, а в многочисленных киосках появились записи выступлений.
-Джавахир, удивительно как же Вы с друзьями не побоялись конкуренции других раскрученных зарубежных и отечественных ансамблей, в том числе и прославленной «Яллы», остававшейся на плаву еще многие годы. Тем более,что ее художественным руководителем был Ваш знаменитый родственник? Да и репертуар наверняка нужно было выдерживать согласно «майскому духу»?
-Ничего удивительного. Просто мы в то время были еще очень молодыми и, вероятно, достаточно самонадеянными артистами, поэтому охотно выступали во всех ипостасях. И, хотя профессиональному пению я нигде не учился, у меня все получалось благодаря... генам. В ту пору нам, «болаларцам», удавалось собирать не только камерные залы, но и целые стадионы и кое-де в республике даже появились фан-клубы нашей группы. Впрочем, и родители не были против такого поворота в ранней «карьере» своего наследника. И правильно поступили так как со временем юношеская эйфория прошла. К тому же после окончания школы надо было срочно определяться с профессией.
Азы мастерства
В те годы в республику часто приезжали представители российских вузов для отбора наиболее способных юношей и девушек на учебу. Специальную группу набрали и во Всесоюзный государственный институт кинематографии(ВГИК). Джавахиру очень повезло, так как его наставником стал народный артист Алексей Баталов. Затем была и школа студия при МХАТе, где он в течение года постигал азы театрального мастерства под руководством народного артиста Льва Дурова.
Наставники были разные, но каждый сумел заложить в перспективном молодом актере любовь к профессии, самостоятельность и желание экспериментировать в процессе работы над ролями. Впрочем, благодаря внешним данным, он сразу определился со своеобразным амплуа, да и роли отрицательных героев его не смущали, так как каждого из них он старался наделить своеобразным обаянием, вызывающим у поклонников кино и неприятие зла, и надежду на перевоспитание злодеев и негодяев, попавших по воле судьбы в сложные жизненные обстоятельства.
Зрителям этот актер стал известен в связи с участием в трех десятках фильмов, при чем в некоторых из них ему доверили и главные роли. Это были: полнометражный фильм «Чудная Долина» режиссера Р. Кубаевой и «Бо Ба Бу» А.Хамраева, «Кургилик» А. Шахобитдинова и «Панох» Р.Сагдиева,
«Семь Майских дней» («След») Е.Турсунова), в короткометражке «Лимонарий» В. Фенина и еще во многие другие.
Пробуждение нового амплуа
Знаковым для актера Д.Закирова оказался 2015 год. Его участие в тяжелой российской драме по сценарию Ю.Разыкова «Побег из Москвабада» режиссера Дарьи Полторацкой оказался весьма успешным. Вопреки устоявшемуся актерскому амплуа, он получил возможность попробовать себя в новом для себя положительном образе гастарбайтера таджика Хасана - человека чужого в бездушном мегаполисе и спасающего своих земляков-нелегалов,порой теряющих человеческий облик вдали от родины. Безусловно, этот фильм получился креативным и обрел свою зрительскую аудиторию, которая до сих пор активно обсуждает в соцсетях и откровенно сложный сюжет и игру актеров, среди которых были довольно известные актеры молодого и среднего поколения: Мария Машкова, Никита Панфилов, Андрей Фролов,Кирилл Кяро, Микаэл Джанибекян и другие.
За лучшее исполнение этой главной роли Д.Закиров был отмечен Дипломом на фестивале Е.Кончаловского "Пробуждение". Сам актер считает очень значимым для себя весь период в съемках «Побега из Москвабада», прежде всего по числу плодотворных встреч с талантливыми коллегами. А еще надеется, что эта работа станет не только новой вехой в его творческом багаже, но и привлечет к нему внимание многих режиссеров, значительно пополнив его фильмографию.
Прошедший год запомнился ему и его семье и весьма напряженным графиком, потому что одновременно ему пришлось поработать еще на одной съемочной площадке в г.Твери, играя диаметрально противоположную роль в художественном полнометражном фильме режиссера Ю.Разыкова «Пороги».
-Джавахир, на ваш взгляд, чем отличается Ваша профессия от других?
-Прежде всего, своей зависимостью от многих факторов. Ведь развиваться в искусстве только по воле некоторых режиссеров не хочется, но к самостоятельным режиссерским работам я пока не совсем готов. Хотя должен признаться, что несколько лет назад все же получил такой опыт, дебютировав как режиссер и продюсер в фильмах «Новые приключения Кучкара» и «Туйлар Муборак-2», сыграв в последнем и главную роль.
Его идеалами на театральном и кинопоприще на долгие годы остались харизматичные народные артисты Шукур Бурханов и, конечно же, Иннокентий Смоктуновский, которому было около сорока лет, когда он сыграл роль Гамлета «в безумии страстей». Вот и Джавахир нынче мечтает сыграть эту роль на узбекской сцене, конечно же,с учетом времени и места. В его планах и роль певца Батыра Закирова, ведь, несмотря на занятость в кино, он еще востребован и в амплуа певца.
Про звездность
-Джавахир, сегодня о «звездности» артистов говорят и пишут много, придавая этому понятию несколько искаженный смысл. Но в былые времена в драматические театры зрители по несколько раз ходили на спектакли именно ради любимых актеров, одаривая их аплодисментами и огромными букетами цветов. Почему же, на Ваш взгляд, кончилась эра таких ярких звезд, как Ш.Бурханов, С.Ишантураева,Н.Рахимов,А.Ходжаев, с которыми в детские годы Вам довелось играть на одной сцене?
-Хороший актер, это не только талантливый передатчик чужих драматургических замыслов, режиссерских идей и «заезженных» образов. Прежде всего, он должен быть настоящей, сложной личностью, человеком образованным, размышляющим и умудренным собственным жизненным опытом. Сегодня таких очень мало - все спешат, все торопятся заработать, не думая о вечном. Я им не судья. Но ведь зрителей ХХI века не обманешь, поэтому и залы полупустые.
-Ваши родители Джамшид и Гавхар Закировы прослужили в драматическом театре более сорока лет, а Вы практически сразу после окончания вуза «изменили» драмтеатру с кино. Как они отнеслись к такому выбору?
-Мой мудрый отец, уходя в мир иной, благословил меня,сказав «Будь счастлив, сынок!» Они с мамой никогда не навязывали мне своей воли и поэтому для меня являются и идеалом родительской любви, и преданности профессии, и самое главное-преданности друг другу. Мы с мамой пару лет назад в память об безвременно ушедшем Отце подготовили лирическую музыкальную программу «Любовь великих людей», в которой я исполнял несколько песен из репертуара Б.Закирова и ВИА «Ялла», написанные композиторами и поэтами в разные годы. С этой программой мы уже познакомили жителей мегаполиса.Но,увы, в репертуары узбекского и русского драматических театров она пока не вписалась.
Настоящей Музой для его отца- Джимшида Закирова- была его однокурсница Гавхар, с которой он на одной сцене за четыре десятка лет сыграл множество ролей. Вот и Джавахир сегодня очень счастлив в семейной жизни со своей Шахризод, хорошо образованной и очень целеустремленной женщиной,которая профессионально помогает ему в осуществлении всех планов.
За последние годы Джавахир, сыграв много интересных ролей,но вот одной из самых главных считает роль Отца в собственной семье, где к старшим, радующим своими успехами, добавился еще младший сынишка, которого в память об ушедшем поколении назвали Захид-Каримом.
Побывав во многих странах, Джавахир видит свое будущее и будущее своих детей только на земле славных предков. Ведь по материнской линии он еще и представитель рода Авлоний - известного в двадцатые годы режиссера, драматурга и педагога. Так что на этом поприще у него еще все впереди. Успешно развивается и актерская карьера - в настоящее время он занят в фильме «Барон-2» режиссера Р.Садиева,собравшего на съемочной площадке талантливый актерский ансамбль. Во втором фильме продолжается рассказ о сложной работе спецслужб республики с наркотрафиком.
А еще ему повезло в очередной раз встретиться на творческой стезе с Мамой- народной артисткой республики Гавхар Закировой в многосерийном сериале «Мехмонхона» режиссера А.Исакова. Предыдущая общая работа с ней в многосерийном телефильме имела большой успех у телезрителей.
Если ученик готов, учитель придет-
-так гласит китайская народная мудрость. Время не стоит на месте и, следуя совету друга, потомок творческой династии Закировых-Авлоний в очередной раз решил испытать свой потенциал на ином поприще, собрав под "своими знаменами" талантливых педагогов-просветителей. Таким образом, Джавахир уже в грядущем октябре пообещал открыть в столице собственный продюсерский центр, где настоящие профессионалы будут посвящать всех желающих в тонкости искусств.По его замыслу это будет своеобразное учебное заведение, где главными станут, конечно же, ученики и учителя, которые во имя поставленной цели непременно найдут дорогу к друг другу.
В процессе общения слушатели смогут получать не только определенные знания, смотреть спектакли или слушать концерты, знакомиться с интересной информацией или участвовать в мастер-классах, но и обрести желанную роль, сделать для себя промо-видео-ролик, или стать обладателем желанной гитары.