Еще один шанс

Аленса Васенко
- Ты действительно беременна, или это шутка? - Иван явно нервничал.

- Какие шутки, Вань? Я же была у врача. Шестая неделя уже, - сказала, отчего-то стесняясь смотреть ему в глаза.

- Но как такое может быть?! - не унимался он. - Мы же все время предохранялись! Ничего не понимаю... Чудеса...

- Иногда такое случается... – испуганно пролепетала я.

- Но почему именно сейчас? Мы ведь должны были уезжать! Ну да, ехать-то хотел я, а ты не очень... Или специально все подстроила, чтобы меня задержать?

- Ваня, ну что ты говоришь!

- То и говорю! Ты с самого начала была против поездки! «У нас там нет жилья, мы не справимся», бла-бла-бла. Без ребенка у нас еще был бы шанс, но теперь... Неплохо все продумала! Молодец, что тут скажешь! - зло выговорил он.

- Вань, это же не специально, просто так вышло... - но Иван уже не слушал моих оправданий, он быстро прошел по коридору к выходу и захлопнул за собой дверь.

Побежала за ним на улицу, просила, чтобы вернулся.

- Отстань! Дай мне побыть одному! - рявкнул так, что я чуть не расплакалась.

Вернувшись, слонялась по квартире туда-сюда, не находя себе места. Взяла мобильник и набрала Ванин номер, хотела сказать ему, что все будет хорошо, что не могу без него. Но он не отвечал.

«Возьми трубку, любимый!» - просила мысленно. Господи, как сильно я его любила. Как он мне был нужен!

Честно говоря, то, что случилось, для меня самой оказалось неожиданностью. Мы познакомились с Иваном восемь месяцев назад. Влюбилась с первого взгляда. Прямо какое-то наваждение...

Ну что ж, настоящая любовь иррациональна, она не слушает доводов рассудка, заслоняя собой весь мир. И когда Ваня сказал, что собирается на заработки в другой регион страны, я решила: отправлюсь с ним. Нет, кочевать не хотелось, ведь по характеру я домоседка. Но с милым, как говорится, рай и в шалаше. Ради него готова была и на уступки, и на жертвы.

- Приятель нашел мне работу на стройке, платят прекрасно. А здесь нечего ловить: чем дальше - тем хуже, - рассуждал Иван. - Снимем квартиру, ты тоже что-нибудь себе найдешь, и заживем по-человечески. Страшно надоела нищета.

То было полтора месяца назад. А теперь... Беременность изменила многое. Мне больше не хотелось никуда ехать. Лучше остаться дома, где все близко и знакомо, где даже стены помогают. Жить, как тысячи других людей. Может, беднее, чем где-то еще, зато в родных местах и с любимым рядом. Только останется ли он тут со мной?

- Пойми, залет — это еще не конец света, - начал Ваня, когда успокоился. - Я нашел хорошего врача. Избавишься от пригруза, и поедем. А об остальном потом подумаем.

- Что?!

- Наташа, зачем портить себе жизнь? У нас ведь ничего нет... И пока мы молоды, надо обеспечить свое будущее. Да и сейчас хочется жить достойно, а не считать копейки. И пивка попить, и в отпуск нормально съездить, и автомобиль купить, в конце концов.

- Но у нас ведь тут работа, а у меня еще и квартира... — отбивалась я.

- Ну да, можно, конечно, пахать за пятнадцать тысяч рублей в месяц и жить в такой конуре, как твоя. А потом нарожать кучу детей, обрасти дешевым барахлом и постоянно дергаться и унижаться, едва сводя концы с концами. Тебя устраивает такое будущее? Да через пять лет мы просто возненавидим друг друга, неужели ты не понимаешь?! А я, может, и сопьюсь... Подумаешь, беременность! От ненужной беременности умные женщины избавляются.

- Значит, ты готов убить нашего ребенка ради... «светлого будущего»?! - выкрикнула я. - И как потом с этим жить?

- Не драматизируй. Никто никого не собирается убивать. Обычная процедура. Тысячи через нее проходят. А это... - он показал на мой живот, - пока трудно назвать ребенком.

- У тебя что, совсем нет ничего человеческого?

- А тебе обязательно прикидываться святой? - подлил масла в огонь Иван. — Может, еще и в церковь бегать начнешь? Ишь, праведница какая нашлась, вы только посмотрите!

- Хватит, замолчи! - перебила я его, не выдержав. - Мы все равно друг друга не поймем!

- Да? И что из этого следует? - спросил он с вызовом.

- Уходи! - отрезала я, хотя внутри все переворачивалось.

Ваня молча взял куртку и вышел, как будто только этого и ждал. Сначала я думала, что он вернется. Поймет, попросит прощения. Ведь он любит меня...

Да, Ваня вернулся, но лишь за тем, чтобы забрать свои вещи. Причем выбрал время, когда я была на работе. Ключи оставил у соседки. Еще, правда, написал короткую записку: «Если передумаешь, имей в виду: еще неделю буду здесь. Иван». Вот так и закончилась наша любовь. А скорее, даже не наша, а моя. Ну разве мог любящий человек отказаться от дорогой ему женщины и собственного ребенка? Значит, не любил...

Преодолевая страх, призналась во всем родителям. А что оставалось делать? Ведь живот только пока не видно, а потом... не скроешь... Узнав о том, что я жду ребенка, мама с папой первым делом поинтересовались:

- Когда мы познакомимся с отцом нашего будущего внука?

- Думаю, никогда, - ответила понуро. - Честно говоря, и сама не знаю, где он теперь.

- Господи, да что ж это такое? — всплеснула руками мама. - Когда же ты наконец повзрослеешь?! Ты хоть понимаешь, какая это ответственность - ребенок? А сколько с ним хлопот, знаешь? Да и что о нас люди скажут? В подоле принесла? Стыд и позор!

Вот так удружила на старости лет!

А папа вообше ничего не сказал, просто повернулся и ушел в другую комнату, плотно закрыв за собой дверь. Хорошо еще, что не хлопнул ею!

- Я не прошу вас о помощи, - выдавила из себя, едва сдерживая слезы. - Сама со всем справлюсь, - добавила гордо.

Изо всех сил старалась сохранять хладнокровие. Но порой наваливалась такая тоска! Все больше одолевали сомнения, правильно ли я поступила. Но в то же время понимала: если бы согласилась избавиться от ребенка - никогда бы себе не простила. И ему, наверное, тоже. Как там он сказал? Через пять лет мы не сможем друг на друга смотреть, возненавидим один другого? Ну и ладно! Пусть катится, скатертью дорожка! В конце концов, это мой ребенок! Мой и больше ничей!

К счастью, беременность протекала хорошо. Пока животик был небольшой, ни на что не жаловалась. Правда, есть хотелось постоянно. Ну и не отказывала себе ни в чем. Но как же испугалась, когда на шестом месяце стала на весы и увидела, что прибавила десять килограммов! Просто шар какой-то!

Чем больше становился живот, тем мне труднее было ходить. А жила на третьем этаже пятиэтажной хрущевки без лифта. Когда тащила наверх кульки с продуктами, приходилось то и дело останавливаться, чтобы отдышаться.

- Не могу спокойно смотреть, как вы все это сами таскаете, - догнал меня однажды сосед с четвертого этажа. – Давайте я вам помогу, - протянул руку к пакету.

- Что вы, не стоит. Осталось всего-то пару ступенек...

Но он все равно забрал у меня пакеты и донес их не только до самой квартиры, а еще и занес на кухню.

- Вам нельзя носить такое тяжелое, - произнес озабоченно. - Если что-то нужно принести, можете всегда позвонить мне. Буду дома - обязательно помогу. - Он быстро написал на бумажке номер своего мобильного и протянул мне.

- Да как-то неловко вас беспокоить... - пролепетала я, но листочек с номером все же взяла.

- Почему беспокоить? - улыбнулся он ободряюще и добавил шутливо: - Думаете, не справлюсь? Может, на вид я и не богатырь, но на самом деле сильный, - сосед согнул руку в локте, продемонстрировал крепкие мышцы и рассмеялся.

«Забавный какой! - подумала о нем с теплом. - И почему я его раньше не замечала...»

- Так что не стесняйтесь. Соседи должны друг другу помогать, правда ведь?

- А как вас зовут? - спросила я.

- Артем...

- Очень приятно, - протянула ему руку. - А я - Наташа.

- Красивое имя, - улыбнулся он.

С тех пор, если Артем шел в магазин, всегда заходил ко мне и спрашивал, что купить. Несколько раз съездила с ним в супермаркет.

Артем нравился мне. Такой простой, милый, порой неуклюжий, порой очень сообразительный, но всегда отзывчивый и добрый...

Он то говорил без умолку, то сосредоточенно молчал... Искренний, открытый, самоироничный...

- Вот такой я растяпа, - повторял парень всякий раз, когда ему что-то не удавалось, если забывал о чем-то или говорил что-то невпопад.

- Да ладно... С каждым случается. Ничего страшного, - разубеждала его я.

- Хорошая вы женщина, - улыбался он в ответ.

С ним было легко и свободно, как со старшим братом. Но мне ни разу не пришло в голову, что он и я... что между нами может быть нечто большее, нежели соседские отношения.

Время родов приближалось. Я купила коляску и кроватку. Не знаю, что бы делала, если бы не помощь соседа. Коляску он привез мне домой, кроватку собрал и установил...

Однажды ночью у меня начались схватки. Вначале отнеслась к этому спокойно. Ведь уже несколько дней они время от времени начинались, но проходили через какое-то время. Однако в этот раз не прекратились, а становились все сильнее и настойчивее. Я встала с кровати, оделась, достала из шкафа сумку, которую приготовила заранее... И, не успев дойти до прихожей, застонала от боли.

«Вызвать такси или позвонить Артему?» - не могла решиться. Сосед говорил, что непременно сам отвезет меня в роддом. Но как побеспокоить постороннего человека в два часа ночи? Просто неприлично.

Нельзя же нагло воспользоваться чужой вежливостью... «Пожалуй, все же поднимусь к нему», подумала и направилась на четвертый этаж, пользуясь тем, что мне стало немного легче.

Позвонила в квартиру. Тишина. Позвонила снова... Уже собиралась развернуться и уйти, как вдруг за дверью послышались шаги. Щелкнул замок, и в проеме появился сонный сосед.

- Уже? - спросил он. Я кивнула. - Заходи, сейчас оденусь.

Зашла внутрь, села на стул и стала наблюдать, как забавно Артем мечется по квартире. Рубашка, штаны, носки... Он не мог найти двух одинаковых и очень нервничал.

- Проклятье... - проворчал сосед, натянул два разных носка, обулся и сообщил: - Готово! Сейчас, еще ключи от машины... Все! Теперь можем ехать! Скорее!

Улицы были пустынными, и вскоре мы подъезжали к роддому. Еще пара неизбежных минут в регистратуре, и меня уже везли в родильный зал.

- Ваш муж будет присутствовать при родах?

- Э-э-э... - протянула я и посмотрела на Артема.

- Ты бы хотела? - спросил он взволнованно.

Почувствовав новую схватку, я рефлекторно схватила его за руку. Он понял это как «да» и уверенно произнес:

- Я останусь.

- Тогда наденьте вот это... - медсестра протянула ему халат, шапочку и бахилы.

Вот так мы вдвоем и попали в родильный зал. Никто из присутствующих не сомневался, что Артем - отец ребенка. Ни он, ни я не стали разубеждать медперсонал. Да и когда?

К тому же каждый из нас чувствовал себя хорошо в своей роли, как будто все на своих местах. Артем был так тронут, словно на свет должен был появиться его собственный малыш.

Говорят, секс - самая интимная ситуация, в которой могут оказаться мужчина и женщина. В ту ночь я поняла: это не так. Нет ничего более интимного, чем роды, когда женщина измучена, некрасива, беспомощна, когда ей трудно пошевелиться, и единственное, чего она может ждать в следующий момент, - очередные схватки...

Иногда задумываюсь, почему вдруг согласилась, чтобы Артем остался там со мной. Совсем чужой человек в ту минуту оказался самым близким. Он инстинктивно хватал меня за руку и сжимал ее, когда приходили новые схватки. Помню, как врач велел тужиться. Сильнее и сильнее, а мне уже не хватало сил. Артем отступил назад, чтобы не мешать.

- Еще раз. Глубоко вдохни и попробуй! Изо всех сил! Так! - командовала акушерка. - Ну давай, детка, еще немного...

И наконец... я услышала первый крик своего ребенка!

- У вас сын! - сказал врач, показывая мне малыша. - Хотите перерезать пуповину? - обратился он к Артему.

- А можно? - растерянно спросил тот.

Никто не понял его удивления. Только я.

- Ну, смелее! - подбодрил доктор.

- Сделай это... - прошептала я.

Когда меня привезли в палату, было почти семь утра.

- Посижу с тобой еще немного и поеду на работу, — Артем мягко взял меня за руку.

- И как же ты теперь будешь работать, бедный? Ты ведь полночи не спал...

- Поспи вместо меня. Ты наверняка устала гораздо больше... - сосед погладил меня по голове.

Я закрыла глаза и... провалилась в глубокий сон. А когда проснулась, было уже девять утра. Артема рядом не было.

- Хороший у вас муж, - сказала женщина, лежащая на соседней койке. - Вы заснули, а он все сидел и сидел... И смотрел на вас с такой нежностью...

- Правда? - я изобразила равнодушие.

- Видно, что он очень вас любит.

В ответ промолчала, да и что могла ей ответить? Рассказать, как все обстоит на самом деле? Зачем? Соседка открыла было рот, чтобы добавить что-то еще, но, к счастью, в палату вошла медсестра. Она сообщила:

- Я привезла детей на кормление... - и подала мне крохотный сверточек с бирочкой, из которого на меня доверчиво смотрели голубые глазенки сына.

- Сыночек, роднулечка мой... Только мой... - я нежно прижала его к груди.

Когда позвонила родителям и сказала, что уже все закончилось, они ужасно обиделись.

- Как? Когда? Почему ты нам не сообщила?! – кричала мама в трубку. - Господи, и когда ты уже повзрослеешь? Неужели не понимаешь, как волнуются родители?! Ну ничего, скоро поймешь. Теперь ты сама мать, теперь узнаешь...

- Мама... Я же сказала, что со всем справлюсь без вашей помощи, — спокойно ответила матери, хотя мне было обидно в очередной раз выслушивать ее упреки. - Да и потом, было два часа ночи... Не хотела вас будить.

- Ну и зря! Будить она не захотела! Зря! Всегда помни, что у тебя есть мы]

- Вместо того чтобы упрекать, лучше бы спросила, мальчик или девочка. Ладно, не буду мучить... У тебя внук... - добавила я и услышала, что мама плачет.

Родители приехали в роддом около полудня. Мама осталась до вечера. После работы прибежал Артем с полной сумкой фруктов и соков. Увидев маму, он растерялся.

- У тебя гости... Не буду мешать, - оставил сумку и ушел.

- А это еще кто? - мама подозрительно смотрела на меня.

- Сосед.

- Одинокий? - спросила она.

- Мама! - сказала я с упреком. - Это не имеет значения.

- Ага, ну-ну... - она улыбнулась той своей особой улыбкой, которая означала: «Я все-таки знаю жизнь гораздо лучше».

Через три дня родители отвезли меня домой. Мама взяла неделю отпуска, чтобы помочь с малышом. Артем пару раз заходил, но мамино присутствие заметно его смущало.

- Не хочу мешать, — повторял он одно и то же.

- Но вы совершенно никому не мешаете, - говорила родительница, а потом начинала допытывать, кто он и чем занимается. Мне становилось неловко из-за того, что о некоторых вещах она спрашивала так прямолинейно.

- Говорю тебе, он в тебя влюблен! – начинала мать сразу же, как только за Артемом закрывалась дверь.

- Перестань. Он просто хороший сосед и добрый приятель. Мы оба одиноки, поэтому друг другу помогаем...

- Ты его не любишь, это ясно, - упрямо продолжала она. - Но он тебя - очень! Видно невооруженным глазом.

Наверное, я была слепой. А может, не замечала ничего, потому что действительно испытывала к соседу исключительно дружеские чувства.

Время шло, Артем заходил все чаще. Приносил продукты и остальное необходимое, помогал с Яшей, гулял с ним, чтобы дать мне возможность хоть полчаса подремать.

- Артем, ты столько делаешь для нас! Даже не знаю, как тебя благодарить, - оправдывалась всякий раз.

- Перестань! Для меня удовольствие проводить время с тобой и с Яшкой. И еще - я чувствую себя нужным.

В общем, все шло хорошо. Мне казалось, что держу ситуацию под контролем. Но однажды...

Втроем выбрались на прогулку в парк. Стоял прекрасный солнечный день. Яша заснул в коляске, а мы сели на скамейку. Я закрыла глаза, подставив лицо солнышку... Было так хорошо!

- Знаешь... - начал вдруг Артем. — Давно хотел тебе сказать, но как-то не хватало смелости... - его голос задрожал, а у меня замерло сердце. Со страхом думала о том, что последует дальше. — Понимаешь... - он помедлил и выпалил: — Я люблю тебя, Наташа.

Я молчала в растерянности, не знала, что сказать.

- Ты тоже для меня очень важен, - проговорила наконец.

- Но ты не любишь меня, правда?

- Я... - мне стало неловко.

- Не надо ничего объяснять. Ты даже не представляешь, как много для меня значишь. Знаю, ты разочаровалась в мужчинах. И нужно время, чтобы забыть... поверить опять. Но я терпеливый. И умею ждать... - Артем посмотрел мне в глаза с такой преданностью, что пришлось отвести взгляд.

- Ничего не могу тебе обещать, - сказала тихо.

Не хотелось врать. Во-первых, это вообще не в моих правилах, а во-вторых, слишком уважала Артема.

- А я ничего и не жду, - помолчав, произнес он. – Иногда просто достаточно не отбирать надежду...

Артем взял мою руку и поднес к губам. Господи, никогда еще не приходилось бывать в такой ситуации! Да и Артем был достоин лучшего отношения. Только что мне было ответить ему? «Ты исключительный и заслуживаешь настоящей любви»? Но это же до неприличия банально! Не хотелось говорить банальности лишь потому, что не люблю его.

Со временем Артем стал практически членом нашей семьи. Приходил, когда хотел, оставался, сколько вздумается. Я помогала ему, а он - мне. Время шло, а он просто оставался рядом - заботливый и терпеливый.

Декрет заканчивался, я не могла себе позволить сидеть дома. Надо было найти няню. Но стоило это дорого. Артем, как всегда, предложил свою помощь, однако принять ее не могла. Он и так был ко мне слишком добр. В конце концов все-таки удалось найти женщину, с которой мы договорились, и я вернулась в свою прежнюю фирму.

За то время, что меня не было, многое изменилось. У меня появился новый руководитель. Он, как выяснилось, пришел к нам четыре месяца назад.

- Стас, - представился парень, улыбаясь.

Станислав был не просто очень хорош собой, в нем чувствовалась, что называется, харизма, некая особая притягательность. Трудно сказать, что именно, - может, интригующий голос, может, пронзительный взгляд... Взгляд, которого я старалась избегать, потому что у меня сразу подгибались коленки. Создавалось впечатление, что Стас чувствует мое смущение и наслаждается им...

Некоторым мужчинам нравятся именно те женщины, которых они волнуют. Это для них как вызов. Оба прекрасно понимают правила игры. Она изображает холодность, а он ведет себя так, будто совсем ею не интересуется. Но и он, и она все время друг за другом наблюдают, будто изучают. А под маской безразличия бьют ключом эмоции. Достаточно одного взгляда - и сердце колотится, как сумасшедшее. Одно прикосновение руки — и щеки пылают огнем.

Почему какой-то мужчина так действует на тебя, а остальные - нет? Наверное, просто химия. И я в очередной раз жизни не сделала бы первой шаг - ждала, что его сделает Стас...

Однажды в конце рабочего дня, когда мы уже собирались домой, пошел дождь.

- Пожалуй, пережду ливень, - сказала я, выглянув в окно. - А то пока дойду до остановки, промокну насквозь.

- Не выдумывай! - отреагировал Стас. - Я подвезу тебя...

- Тебе же в другую сторону, - заметила спокойно.

- Я никуда не спешу, а тебя дома ждет маленький ребенок...

Его слова вызвали у меня улыбку. Благодаря Стасу оказалась у себя уже через двадцать минут. Счастливая и... сухая. Когда мы подъезжали к моему дому, к парадному как раз подходил Артем. Сильный порыв ветра выгнул его старенький зонтик, дождь вымочил одежду, залил стекла очков. Артем выглядел жалко - ну прямо ходячее несчастье.

- Посмотри, какой смешной парень, - сказал Стас, заметив соседа, а мне вдруг стало стыдно.

Я даже вжалась в сиденье, чтобы Артем меня не заметил. Сосед показался таким неуклюжим и беспомощным, даже с зонтиком справиться не смог! «Вот такой вот я растяпа», - вспомнились его слова. А ведь ни одна женщина не хочет быть рядом с мужчиной, за которого ей стыдно. Каждая мечтает иметь парня, которым можно гордиться. Такого, как Стас...

В общем, решение пришло само собой. А потом я просто поддалась эмоциям и поплыла по течению...

Начались совместные походы в кафе, легкий флирт. Дальше - больше... Все чаще звонила няне и предупреждала, что задержусь на работе. Кроме этого, постоянно врала Артему. Даже стала избегать его, а когда он звонил, то делала вид, что никого нет дома.

Почему так поступала? Мне не хотелось обижать соседа, ведь он столько хорошего сделал для нас с Яшкой, был таким добрым, любил меня, в конце концов. А я влюбилась в другого...

Мы никогда не говорили со Стасом о том, что между нами происходит, не выясняли отношений, не ставили точки над «i». Для таких разговоров было еще слишком рано, но тем не менее уже строила планы на будущее.

Представляла, как станем семьей. Яша, Стас и я... И все казалось таким реальным, ощутимым, живым! Забыла только об одном: между мечтой и реальностью порой непреодолимая пропасть.

Незаметно подошел конец года. В фирме все разговоры крутились вокруг темы корпоратива, назначенного на последнюю пятницу перед тридцать первым декабря. Начальство зарезервировало для нашей организации большой зал в дорогом ресторане.

Конечно, пропустить такое событие я не могла. Но няня остаться на ночь отказалась. Пришлось отвезти сынишку к маме.

Я крутилась перед зеркалом часа два, подбирая обувь и украшения к новому платью, купленному специально для вечеринки. Наложила макияж так, что сама не могла оторвать взгляд от своего отражения. «Не женщина — богиня!» - подмигнула зеркалу и отправилась на работу...

Стас не отходил от меня весь вечер. От шампанского и присутствия любимого мужчины рядом у меня кружилась голова.

- Тут все говорят только о работе. И как им не надоест? Ужасная скука! Поехали отсюда? - предложил он наконец.

- А куда? - я кокетливо посмотрела на него.

- Куда угодно. Может, ко мне? - говоря это, Стас приблизил лицо... Я видела его губы близко-близко и совсем потеряла рассудок. - Будет хорошо, обещаю... - прошептал он мне на ухо, и стало жарко...

За руку Стас отвел меня в гардероб. Я шла с ним, как маленькая послушная девочка. Он помог надеть шубу, заказал такси, и мы поехали к нему.

У Стаса была очень милая, хоть и небольшая квартирка. Он включил тихую музыку, налил вино в бокалы... Я сделала один глоток, второй... Мы стали танцевать... Потом Стас поцеловал меня. Господи, как хорошо он делал это! Его губы оказались такими горячими, а руки - такими нетерпеливыми и уверенными... Я почувствовала приятную слабость и поддалась ей. Давно никто не ласкал меня. Мое тело жаждало удовольствий. Если бы это было только в моей власти, то сказочная ночь могла бы длиться вечно...

- Тебе не хватало этого, правда? - спросил Стас, когда мы оба утолили свое желание и лежали, обнявшись, на его большой уютной кровати.

- А что, так сильно заметно? - мне стало неприятно.

- Видно, ты долго постилась, - бросил с видом эксперта.

Стало очень обидно. Не такие слова хочет услышать женщина от своего любовника после страстной ночи...

- Встретим вместе Новый год? - спросила я, стараясь подавить в себе неприятные чувства.

- Вряд ли, - сухо ответил он.

- Я думала...

- К сожалению, у меня другие планы, - Стас взял сигареты с прикроватной тумбочки. - Еду с компанией кататься на лыжах. Давно договорились.

- А я ?

Он посмотрел на меня с удивлением.

- Я думала, что ты и я... Что мы... встречаемся.

- Только потому, что переспали? - Стае улыбнулся, но как-то холодно, даже цинично, я бы сказала.

- А то, что было раньше? Не имеет никакого значения?

- А что было раньше? Я просто вел себя с тобой любезно. Пару раз выпили вместе кофе, пару раз сходили на обед...

О, господи! У меня не хватило сил слушать дальше. Вскочив с кровати, стала быстро натягивать на себя одежду, от волнения и обиды не попадая в рукава и застегиваясь не на те пуговицы.

- Наташа, я ведь ничего тебе не обещал, разве не так?

Но я слышала уже только свои мысли: «Господи, вот дура-то! Какая же дура!» - ругала себя. Выбежала из его квартиры, доехала на такси до дома и весь остаток ночи прорыдала белугой. Хорошо хоть, что наступила суббота и не надо было идти на работу, где пришлось бы снова встретиться со Стасом. Даже не знаю, чем бы это могло кончиться...

Перед самым Новым годом столкнулась в подъезде с Артемом.

- Давно не виделись, - неуверенно начал сосед.

- Прости, я была занята. Знаешь, работа, дела всякие...

- Скоро праздники. Ты куда-то едешь? - спросил он.

- К родителям собиралась...

- Встретим вместе Новый год? Был бы очень рад. Ты все еще очень много для меня значишь...

Я согласилась, хотя и чувствовала, что не стоит. Настроение было ужасное, даже родители заметили. «Проблемы на работе», - отмахивалась я.

Тридцать первого декабря Артем пригласил меня к себе. Когда зашла к нему в квартиру, застыла на месте. Везде горели свечи, стол был уставлен всякой едой. Бокалы, шампанское, красное вино, цветы в корзине - белая сирень посреди зимы!

- Это все для меня? - спросила смущенно.

Он взял меня за руку, усадил за стол. Открыл вино, налил.

- Ты и представить себе не можешь, как сильно я по тебе скучал... - сказал тихо.

- Прости, у меня не было времени...

До полуночи оставалось полчаса. Мы поужинали, поговорили о Яше... А когда Артем открыл шампанское и мы выпили по бокалу, отмечая уход старого года, я разрешила Артему поцеловать себя...

- Чего тебе пожелать в новом году? - спросила у него.

- Просто скажи «да», - и он достал из шкафа коробочку с кольцом. - Пожелай мне, чтобы ты стала моей женой...

Тут я не выдержала и расплакалась.

- Наташа, солнышко, что с тобой? Сказал что-то не так? - забеспокоился Артем.

- Нет, не могу стать твоей женой... Ты такой добрый, а я...

Он обнял меня, и я рассказала ему все. Про Стаса, про это идиотское наваждение и последовавшее за ним унижение. Была уверена, что Артем заберет кольцо и выгонит меня. Так не хотела его жалости! Но он и не собирался меня жалеть...

- Вот ведь... чувствовал, что что-то не так. Знаешь, Наташа... Мое предложение остается в силе, хотя я и понимаю, что оно тебе, наверное, неинтересно. Да и сам хотел бы, чтобы женщина, которая станет моей женой, вышла за меня по любви, - сказал Артем.

- А что такое любовь? Как ее узнать? Я уже столько раз в ней разочаровывалась...

- Любовь - это... Это все вместе! Близость, понимание, дружба... Покой, который приносит в твою душу другой человек. И ужасная тоска, когда этого человека нет рядом. Когда отдашь все, чтобы любимому было хорошо.

- Ты... простишь меня? - спросила, улыбаясь сквозь слезы.

- Попробую, - улыбнулся он в ответ.

Мы поженились через год. Я поняла, что настоящая любовь - это совсем не то, что у меня было раньше. Ее надо строить на доверии и взаимопомощи. Когда плечом к плечу, когда рядом и в горе, и в радости. А уж если встретишь хорошего человека, надо просто дать ему шанс...