Созидание Глава 7 1966 г. часть 5 письма мамы Веры

Дудко 3
ПОЛОННОЕ  ХМЕЛЬНИЦКОЙ  ОБЛАСТИ
В  ПОЛОННОМ  ДО  СИХ  ПОР  ЖИВЁТ В  ОДИНОЧЕСТВЕ
ВОСЬМИДЕСЯТИЛЕТНЯЯ  СЕСТРА  ВИКТОРА  - РИТА ГРИГОРЧУК



СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 7  1966 год

Часть  5   ПИСЬМА МАМЫ ВЕРЫ И СЕСТРЫ РИТЫ
       

Как всегда переписывались с Витиными родными. У нас приближалась очередь на «Москвич», на который мы записались второй раз. Опять мы обратились  к родственникам за помощью. На этот раз Витина мама отказала нам дать деньги в долг, заодно отметила, что такие вещи, как машина покупаются не в долг, а на свои сбережения…(м. б. она по-своему была права!?)

По ходу выкладки писем в скобках будем помечать – о каких родственниках идёт речь.


Письмо в Москву из Каменец – Подольского.

2.03.66 г.

          ЗДРАВСТВУЙТЕ,   ДОРОГИЕ   МОИ   ВИТЯ,   ИРОЧКА,
                ЭЛОЧКА   И   ОЛЕЖЕК!

Простите за долгое молчание. В этом учебном году я совсем замоталась и очень устаю. Как Ваше здоровье и самочувствие? Что у Вас нового? В отношении плана на лето пока ничего сказать не могу. Во всяком случае, Вам всем надо летом хорошо отдохнуть. И, если это удастся, поехать в Анапу, то для Эллочки и Игоря это будет очень полезно. А вот Вите обязательно надо было поехать в Кисловодск. Здоровье – это самое главное.

У Риты я была лишь под Новый Год. Она всё болеет. Тоже очень нужен курорт. О их планах на лето мне не известно. Во всяком случае, свой отпуск планируйте так, как Вам лучше, а я вообще ничего не знаю. Надо оформляться на пенсию. Говорят, будут изменения в начислении пенсии: не от заработка, а от стажа. Если так, то мне немедленно надо оформляться, а, если с заработка, то нужно подождать до июня. Может быть, Вы о том знаете лучше, то срочно напишите.

Представляю, как выросли Эллочка и Олежка. Как хочется посмотреть на них.
У меня всё по-старому: кручусь, верчусь. А вот у Варсобиных большое событие. (Варсобины -это  мои дедушка и бабушка по маме, с ними жила дочь – Тамара и внуки – Коленька и Надюша).

  20 февраля у Нади была свадьба. Меня пригласили на свадьбу. Надя вышла за врача – невропатолога. Ему 26 лет. Поедет в Киев, в аспирантуру, а пока они будут жить у Тамары. Его отец – председатель сельсовета. Надя была в белом костюме, фате. Свадебный наряд купил жених. Надя была очень красива в нём. Теперь Тамаре Николаевне будет легче.

А вот Наташу мне очень жаль.( Наташа - сестра Володи Плешакова, моя двоюродная сестра.

 В остальном всё без изменения.

Зоя  из Минска пишет редко(сестра мамы Виктора). Костя очень болен (муж сестры мамы Виктора).

 Рита тоже пишет не часто. А Вы совсем не пишете. Я понимаю, что Вам очень некогда. Дети требуют внимания.

Ира, у меня к тебе просьба. Купи мне туфли на низком каблуке, летние туфли, чтобы были приличные и удобные на ноге, и вышли мне. А деньги я немедленно вышлю. Ты не знаешь, как я мучаюсь с ногами, а ты знаешь, что мне надо, и вкус у тебя хороший.

Конечно, если это будет возможно. И, если можно, то ещё не дорогой летний костюмчик (размер 50 – 52). Очень прошу. А здесь ничего нет. Пока всё.
Привет Степановым и Миле. Крепко Вас всех целую. Жду ответа.

                ВАША   МАМА   И   БАБУШКА.




Письмо в Дзержинку из Каменец-Подольского.

24.03.1966 г.
     ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ МОИ И МИЛЫЕ ВИТЯ ИРОЧКА, ЭЛЛОЧКА И ОЛЕЖКА!

Большое и сердечное Вам спасибо за то, что отозвались по родственному на мою беду.

Ирочка, ты так всё обстоятельно описала в письме, что легче всё стало, ясно, т.е. с чего начинать и как.

По видимому, из рассказа Вити тебе станет ясно, что Витя и Коля (муж Витиной сестры – Риты) сумели сделать.

Вчера уехали Коля и Витя. Вечером она снова бушевала в коридоре, бросалась на других соседей. А я стояла за дверью в кухне и боялась выйти. В разгар её буйства пришли Маргарита Николаевна и Наташа, и я была спасена, т.е. прошла коридором. Теперь и они видели и слышали её безумие.

Сегодня она снова бросалась утром на меня. Но думаю, что к ней скоро примут меры, а какие, я Вам немедленно сообщу. А, если не примут. Тогда дня через два – три напишу, и придётся снова писать.

Вчера к нашему дому приезжало три машины с начальством. Осматривали дом. По видимому решают, что с ним делать. Если примут решение сносить, то я получу по видимому, квартиру в новом доме. Боюсь даже мечтать об этом. Это было бы лучшим выходом.

Как доехал Витя? Беспокоюсь о том, что ему будет неприятность на работе за опоздание. Обязательно, Ирочка, напиши, как это окончится.
Наташа очень сожалела, что не застала Витю, она хотела лично попрощаться с ним. А теперь они шлют привет ему и всем Вам.
 
Я очень благодарна М.Н. и Наташе (Мамина сестра – Маргарита Николаевна и её дочь Наташа Плешаковы) за вчерашний приход. Это очень разрядило атмосферу.

Витя несколько поправился, но бледный. Надо больше Вам гулять на воздухе.
Спасибо за туфли. Они мне очень понравились. Пока всё. Обо всём остальном расскажет Витя. Пишите, не забывайте меня, особенно сейчас. Привет Степановым, Миле и Вове. Крепко целую всех.

Посылаю немного орехов Эллочке и Олежке. Другого ничего нет, да и в суматохе было не до этого.
                ВАША   МАМА   И   БАБУШКА.




Письмо в Дзержинку из Каменец-Подольского.

11.04.1966 г.
               ЗДРАВСТВУЙТЕ,   ДОРОГИЕ   МОИ   ВИТЯ,   ИРОЧКА,
                СТЭЛЛОЧКА   И   ОЛЕЖЕК!

Простите за долгое молчание. Было очень трудно писать, после всех переживаний и волнений. 31.03.

31.03. был суд, вызывали моих квартиранток, как свидетелей, а меня нет. Как пьянице и тунеядцу ей грозили на суде высылкой на 5 лет из города. Но дали год принудительного лечения от алкоголя. Вот уже неделю, как её отправили и сразу в коридоре и во дворе стало тихо. Конечно, корешки остались, но это не так страшно. За год многое изменится. Возможно, дом снесут, или удастся сменить квартиру. Но это будет видно. А пока относительно порядок.

Спасибо Вам за помощь и чуткость. Посылаю Вам вырезку из газеты. Она запоздала, вышла на второй день после суда, и в ней лишь 1/1000 того, что делали они.
Ну, хватит о том.

Как Ваше здоровье? Как растут детки? Что у Вас нового? Как работа и учёба? Что было Вите за опоздание? Ответили ли ему из Каменца? Пишите о всём.
У меня всё по старому? Кручусь. О пенсии ещё не решили.

В отношении Ялты ещё не узнала, не получила ещё ответа. Вчера у меня ночевала Надя. После свадьбы она похудела. Да, молодым надо жить отдельно от родителей. Так лучше для той и другой стороны (это по секрету).

Наташа и М.Н. были у меня в воскресенье, у них тоже всё по-старому.

Только что получила письмо от Риты. Она лечится. В остальном всё по-старому.
Пишите. Жду с нетерпением ответа.

               ЦЕЛУЮ   -   ВАША   МАМА   И   БАБУШКА.

Привет Миле, Володе и Степановым от меня.

А Вам привет от М.Н., Наташи, Нади, Таи. Пишите. Жду ответа.



Письмо в Дзержинку из Каменец-Подольского.

2.06.1966 г.
                ДОРОГИЕ   МОИ  ВИТЯ,   ИРОЧКА,
                ЭЛЛОЧКА   И   ОЛЕЖЕК!

Сегодня, т.е. 2-го июля последний день курсов, где я занималась две недели. С 4-го июля я в отпуске до 25-го августа, но фактически должна быть на работе 6-го августа.
. Уже двум семьям дали квартиры в новом доме. Остальным молчат. Мы нервничаем и ждём. Вот потому пока я не смогу к вам выехать к сожалению. Как только всё выяснится, приеду.

Завтра на два дня съезжу в Полонное, и снова буду дома. Всё же надо запастись топливом, возможно, зимовать придётся в старой постылой квартире.
Зоя молчит. Кажется, все новости.

Да, у Тамары Николаевны в семье беда. Забрал свои вещи и ушел Надин муж. Как будет дальше – не известно. Но об этом пока не распространяется. Он очень оказался скупым и т.д.

Пишите, как живёте? Как здоровье? Как ребятишки? Возможно, всё же мне удастся вырваться.

На пенсию буду оформляться,  а с работой решу осенью, посмотрю, сколько часов. Пока всё. Крепко целую всех Вас. Жду ответа
.
                ВАША   МАМА   И   БАБУШКА.

Привет Степановым. Привет от Ив. Ал.



ТЕЛЕГРАММА   В   ДЗЕРЖИНКУ   ИЗ   КАМЕНЕЦ  -  ПОДОЛЬСКОГО

11.06.1966 г.

ПОЗДРАВЛЯЕМ   ИРУ   ОКОНЧАНИЕМ   ИНСТИТУТА   ЖЕЛАЕМ   УСПЕХОВ   ЦЕЛУЕМ
                ПОЛОНЧАНЕ



ТЕЛЕГРАММА   В   ДЗЕРЖИНКУ    ИЗ   КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКОГО

12.08.1966 г.
                СПАСИБО   ПОЕХАТЬ   ЕВПАТОРИЮ   НЕ   МОГУ
                МАМА



Письмо в Дзержинку из Каменец-Подольского.

29.09. 1966 г.  ДОРОГИЕ   МОИ   ВИТЯ,   ИРОЧКА,   ЭЛЛОЧКА И   ОЛЕЖЕК!
               
Почему Вы молчите? Как здоровье? Что у Вас нового? Как отдохнули в Крыму?
За это время у меня было много переживаний и волнений. Умер  Минске Костя 23 августа, и я ездила на похороны. (Костя – муж сестры мамы Виктора). Не стало такого человека. Юра (сын Зои и Кости) рыдал, Зоя совсем извелась. На неё было страшно смотреть.

 Приехали на похороны из Ленинграда, Лёля из Куйбышева (жена брата мамы Виктора), было много народа. Они получили много телеграмм, писем, только от Вас не было, так как Вы по-видимому, не знали. Всё это меня потрясло. Как мы не бережём себя, и не ценим здоровье, не внимательны друг к другу, а потом раскаиваемся, упрекаем себя, но поздно.

У меня почти всё по - старому. Живу совершенно одна. На пенсию не вышла пока. Самое главное – это плохо, очень плохо с Ритой. У неё страшные боли в животе. Она была беременна. Начались выделения, и ей прервали. И это не первый раз. Местные врачи говорят, что это может кончиться плохо.

Короче, ей нужно пройти консультацию у хороших врачей – гинеколога и хирурга. И сделать резус +, - (здесь не делают). Если Вы через Лию можете провести соответствующую работу, то Рита приедет к Вам на 3 – 4 дня для исследования. Пишите ответ. Положение Риты серьёзно. Она сейчас совсем плохая. У неё головные боли, нервы ужасные, и боли в животе. Местные врачи советуют операцию на аппендицит. Нужно точно знать, что с ней, и что делать?

Вот такие дела. Прошу ответить мне. Во сне часто плохо вижу Риту.

Однажды видела Риту и тебя, Ира, в одинаковых платьях. Как твоё здоровье? Пишите, не молчите. Так нельзя молчать. Пока всё.

Крепко целую всех Вас, особенно Эллочку и Олежку.

                ВАША   МАМА  И   БАБУШКА.

Витя, ты, кажется, будешь в Воронеже. Адрес Ив.Ал. Пименова, Ивана Алексеевича Пименова – «Воронеж, ул. Правая Суконовка, 9, кв. 1».

Обязательно сходи. Очень прошу.



Письмо в Дзержинку из Полонного.


20.10.1966 г.
                ЗДРАВСТВУЙТЕ,   НАШИ   МОСКВИЧИ!

Вы, как всегда, делаете слишком большой перерыв между письмами. Этот перерыв  Ваш затянулся на целых три месяца.

Как Вы живёте? Как отдыхали в Крыму? Это «как» можно было задавать Вам несколько раз. А Вы бы взяли и написали нам письмо, которое ответило бы на наши заданные «как», и не заданные. Ждём письма от Вас и как можно скорее.

У нас сейчас изменений нет. А так, как Вам известно, я болела. Сейчас мне немного лучше, но жаль, что не хорошо. Вот так…

Правда, я думала, что Вы напишете пару слов, но их нет. Сейчас работаю. Коля тоже, а Наташа ходит в садик.

Уже пришла осень. У нас сегодня зима. Вчера выпал снег, для нас это слишком рано, и застала немного врасплох. В связи с этим. У меня к Вам просьба: купите зимнюю обувь. Наташе сапожки (кожа верх, внутри мех), размер 30 – 31; и чехословацкие ботинки , суконные, такой же размер. У нас соседке такие привезли из Москвы за 6 рублей на днях. Цена, цвет, фасон – на Ваш вкус, только я прошу сделать это поскорее. Если можно, купи, Ира, Наташе и две пары тёплых носок, типа, как в прошлом году, что Вы подарили.

Мне тоже прошу Вас купить сапожки на среднем каблучке, размер 35, лучше отечественного производства, так как, они приспособлены к нашим зимам. Посылаю вырезку из «Известий», где есть модели обуви, выпускаемые у Вас. Деньги вышлю из ноябрьской получки, в середине месяца.

Ира, Витя! Сделайте это нам, но немного раньше, чем зима заговорит сильными морозами.

А я так и не дождалась тех крышек, что Вы обещали мне прислать в течение лета.
Как Эллочка? Учится ли она музыке, танцам? Помнит ли она Наташу? А Олежка? Он уже большой, а как говорит? Наташа часто вспоминает их. Как ты, Ира, учишься? Когда у тебя будут экзамены? Дипломная работа?

Витёк! А ты как? Всё ездишь? А когда будешь писать книгу? Пишете ли Вы маме? Пишите чаще, хотя короткое письмецо, но чаще.

Привет Степановым. Целуем всех Вас крепко, крепко.

                НАТАША,   КОЛЯ,   Я.

Ждём ответа.



Письмо в Дзержинку из Каменец-Подольского.


24.10.1966 г.
          ЗДРАВСТВУЙТЕ,   ДОРОГИЕ   МОИ   ВИТЯ,   ИРА,
                ЭЛЛОЧКА   И   ОЛЕЖКА!

Спасибо Вам за поздравление  и письма. Извините, что задержалась с ответом. Всё дела, всё некогда. В этом году у меня пошатнулось здоровье и мрачное настроение. Всё ещё нахожусь под впечатлением смерти Кости.

22 октября, придя  из школы, смерила температуру – 39 гр. Всю ночь металась, были сильные головные боли. В комнате никого (в этом году у меня нет девочек). Сначала был И.А., потом пошли разговоры, что будут переселять, а теперь студентки уже все устроились, и их не заполучу. Жутко одной больной.

Сегодня поднялась и сходила в больницу. Катар дыхательных путей. Беспокоит меня ещё язык. Врач говорит, по видимому, это от нехватки витаминов и однообразного питания. К тому же посоветовал обратиться к врачу – специалисту по кожным заболеваниям. Завтра схожу. Боюсь, очень боюсь – не пузырчатка ли у меня? Но пока неизвестно, что, а болит язык уже месяц.

Вы не думайте, что я пишу об одиночестве, потому что хочу жить у Вас. Не бойтесь, я буду доживать свой век в Каменце и в своей квартире. А то, что говорил А.Е. и И.А., это всё пустая болтовня. Наш дом будут сносить весной, я очень просила Ив. Ал. остаться в Каменце, тогда была бы возможность получить двухкомнатную квартиру (а я её так хочу).

 Но он не согласился и уехал. Он сам не знает, что ему надо. Вообще, обо мне вспоминают только тогда, когда от меня что-нибудь нужно. И я сейчас ожесточилась.

Без квартиранток очень трудно, но морально я отдыхаю, никто не действует на нервы. Хочу дотянуть до 1-го января две школы, а потом оставить одну, но вряд ли выдержу. Болит язык. Рита молчит. Ей трудно сейчас писать. Зое я послала 50 рублей на ограду, надо бы больше, но у меня сейчас долги.

Плешаковы сейчас живут хорошо. Володя на редкость нежный и внимательный сын. Ежемесячно он высылает матери деньги. Они купили два сервиза, костюмы и т.д. Наташа поправилась. От них Вам привет.

Надя скучает о бывшем муже. А он уехал в Киев, и поступил уже в аспирантуру. Свою женитьбу называет кошмарным сном.

Вот и все новости. Буду очень рада, если Витя приедет ко мне из Киева. Думаю, до января быть дома. Зоя ругала меня за то, что нет у меня ни часов, ни пальто, ни платья. Всё не выходит. То нет времени, то нет здоровья и т.д.

Спасибо тебе, Ира, за письма. Ты так обстоятельно обо всём пишешь, что, прочитав их, я словно поговорила с Вами.

Юра возвратился из Югославии. Зоя болеет. Если поправится, то поедет с Павликом на Октябрьские в Ленинград к приятельнице. А я собираюсь в Полонное, но, может быть, останусь в Каменце. Трудно ехать.

Рубашку Коле вышлите к Октябрьским праздникам.

Милые детишки пусть растут здоровенькими. Пришлите с Эллочки и Олежка фото. Я посмотрю как они выросли. Поцелуйте их за меня. К новому году вышлю им орешки.
Пока всё. Крепко целую всех Вас.

                ВАША   МАМА   И   БАБУШКА.

Привет от меня Степановым.

Я ношу всё те же ботинки.



Письмо в Дзержинку из Каменец-Подольского.


14.11.1966 г.
                ЗДРАВСТВУЙТЕ,   ДОРОГИЕ   МОИ   ВИТЯ,
                ИРОЧКА,   ЭЛЛОЧКА   И   ОЛЕЖЕК!

Получила Ваше поздравление. Спасибо. Как Вы провели праздники? Как здоровье? Как растут детишки? Как дела? Что нового? Пишите, жду с нетерпением.

У меня всё по-старому. Живу одна. Квартирантов нет.

Из тюрьмы вернулась соседка, её выпустили досрочно. Ведёт себя ещё хуже, чем вела. Чем всё это кончится? Я стараюсь не попадаться ей на глаза, мало бываю дома. Но мне же надо топить печи, варить, носить воду. Как только я открываю дверь, она выскакивает, и начинает грозить и т.д.

Как всё это опротивело!

Я решила вести дневник, если что случится, то Вы его найдёте под сундуком.
Пока всё. Крепко целую всех Вас.

                ВАША   МАМА   И   БАБУШКА.



исьмо от Ивана Алексеевича (гражданского мужа Веры Николаевны – мамы Виктора).
Письмо в Дзержинку из Воронежа – «Воронеж обл. До востребования».

17.11.66 г.
             ЗДРАВСТВУЙТЕ,   ДОРОГИЕ,   ВИТЯ,   ИРА,
                ОЛЕГ   И   СТЭЛЛОЧКА!

Поздравительную открытку с праздником Великого Октября от Вас, я получил, за которую большое и искреннее спасибо. Перед Вами я очень в большом долгу, так как не только не послал поздравления с праздником, но и до этого письма, ни разу не написал.

Правда, на первый взгляд кажется, «что не написал», ну и что такого особенного, а на самом деле, да оно так и есть, ведь, приятно, когда получишь ту или другую весточку от родных или знакомых, и на душе как-то становится ближе и веселей. Беда в том, что вот эта лень – матушка, другой раз одолевает и вместо того, чтобы побороть её, приходится с ней мириться.

В отношении того, что я Вам не писал поздравление, я очень извиняюсь, и в дальнейшем это учту.

Погода в Воронеже с таким сырым и едким воздухом, что в тёплой одежде пробирает.
Как у Вас погода, какие новости, как Ваше здоровье, и здоровье Олега и Стэллы? Большой и сердечный привет передайте им от меня, а также привет родным. Пишите. Только лучше, и надежнее всего по такому адресу: «Воронеж областной. Почтампт, до востребования», так как возле квартиры нет почтового ящика, и почтальон письма суёт в ручку наружной двери, и были случаи - у квартирантов исчезали письма.

Будьте здоровы. До свидания.
                ЦЕЛУЮ  -  И.А.



 Письмо в Дзержинку из Каменец-Подольского.


31.12.1966 г.
       ДОРОГИЕ   МОИ   ВИТЯ,   ИРА,   ЭЛЛОЧКА   И   ОЛЕЖКА!

Поздравляю вас с наступающим Юбилейным 1967 годом., и желаю Вам всем крепкого здоровья и счастья. Простите, что задержалась с ответом на твоё письмо, Ира. Дело в том, что я болею, вот уже несколько дней лежу в постели с температурой 40 – 39 градусов. Особенно было тяжело одной ночью, и я совсем одна. Сегодня стало немного лучше. Беспокоят и боли в грудях. Опять надо сходить к онкологу. Что он скажет?

Помните, через дом от нас живёт молодая и очень красивая учительница. Она приносила мне воду, топку, вызывала врача. Хорошо, что есть ещё такие чуткие молодые люди.

Колю (муж сестры Виктора) отозвали на партийную работу. Он теперь зав. Отделом агитации и пропаганды райкома. Конечно, Коля умница, морально устойчив, бескорыстный, а главное – любит и понимает людей, так что самая подходящая кандидатура для райкома, но пока Коле и Рите будет очень трудно и материально.

Рита всё болеет. Ей нужно съездить на консультацию к врачам – специалистам. Приезжала она, чтобы серьёзно посоветоваться со мной и Витей. Но разговор не состоялся, за столом шел какой-то пустой разговор. Зоя зовёт её в Минск и Нэля обещает помочь. Но где оставить Наташу? Я, ведь, тоже больна. Коля в разъездах. Голова идёт кругом!

В начале декабря Зоя приезжала в Москву к знакомой – к врачу. А к Вам, по видимому, не зашла. Да? Меня это задело. Ведь это с моей стороны единственная родная тётя тебе, Витя. О ней уже никто не может сказать ничего плохого. Человек внешней и внутренней культуры.

Володя Плешаков побыл в Каменце всего три дня и завербовался опять. Он сейчас в Одессе. Ездит строить порт Ильичевск. Заходил ко мне. Рассказывал и о «женитьбе».

Тамара Николаевна сменила свою квартиру на квартиру без удобств.

  ( Тамара - сестра моей мамы, Надя – её дочка, моя двоюродная сестра).

У Маргариты Николаевны и Наташи пока всё без изменений. Вот и все новости.
 ( М. Н.  – вторая сестра моей мамы и Наташа – её дочь).

А теперь о самом главном для Вас – о деньгах. Вы просите у меня в долг крупную сумму денег в долг на машину.

Во-первых, у меня такой суммы уже нет (2000 рублей). Я хотела написать Вам длинное письмо, но потом раздумала. Вас ничего не интересует, кроме денег.

 За последнее полгода Вы стали внимательнее ко мне. Чаще писали, звали к себе. Я стала надеяться, что Вы действительно, беспокоитесь обо мне, и хотите как-то скрасить мою одинокую жизнь. Да и от окружающих, наверное, Вам неудобно. Живёте 8 лет. И за всё это время, родная мать Вити была лишь раз – десять дней. Ведь и среди Ваших близких и знакомых много простых хороших людей. Не все же такие, как Валя, которая, как рассказал мне Володя Плешаков,  любит его, но у него есть мать, которая не разрешает ему жениться на ней, вот Валя и ждёт смерти матери своего возлюбленного, чтобы пожениться. Согласитесь, это страшная мораль.

 Конечно, Вы говорите (к разговору, конечно), что Витя матери ничем не обязан, и его воспитывал отец и т.д. и т.п.

Не хотела я вам писать всего этого, но теперь напишу.

Витя был маленький, беспокойный. Сколько бессонных ночей я провела у его постельки, и воспитывала я его без нянек и бабок – сама, до 13 лет, включая и тяжелые годы войны, когда падала в обморок от голода, а Вите и Рите давала, что могла, и работала всегда в две смены.

 А потом обманным путём А.Е. увёз у меня Витю, запрятал во Фрунзе (это для того, чтобы не платить алименты). А сколько я его разыскивала, а он всё молчал. Его задарили подарками и т.д. и т.п. В общем – оторвали…

Я, конечно, не оправдываюсь. Зачем ворошить старое? Это к слову. Это результат бессонных ночей.

Вернёмся к настоящему. Вы знаете, как я сейчас живу. Встаю в доме раньше всех, и ложусь позже всех, всё некогда, всё бегом. А в этом году ещё топить две печи. Каждый день выгребать золу, носить уголь, дрова, брикет, топить печи. А силы уже на исходе, и кругом одна.

Сейчас я перед двумя решающими шагами – перемещением на новую квартиру, и выходом на пенсию, или, как философски выразился Витя – ПЕРЕХОДОМ… на новое качество.

 Это последнее выдающееся событие в моей жизни. Многие готовятся к выходу на пенсию, стараются запастись одеждой, бельём, необходимыми вещами. И это естественно, так как на пенсию не разгонишься.
 
А я пошла по другому пути. За неимением времени, стала откладывать на книжку, чтобы с выходом на пенсию, и получением новой квартиры купить всё необходимое, и пожить немного по-человечески.

Всё это я пишу для того, чтобы Вы поняли меня, почему я не могу дать Вам денег в долг на машину, они мне самой нужны, и очень.

 У меня абсолютно ничего нет, а мебель съедена, источена. В новую квартиру брать её не буду. Так что, ДЕНЕГ ДАТЬ НЕ МОГУ, говорю это заранее, чтобы Вы на меня не рассчитывали, и поняли.

Особенно питаю надежду на Иру, она, как умная и добрая, поймёт меня лучше, чем Витя.

 А вот, если умру, всё будет для Риты и Вас. Но Вы, всё же – не Валя, и, наверно, - несмотря  ни на что, не будете ждать моей скорой смерти.

Кроме того, мои дорогие, такие вещи, как машина, покупаются не в долг, а на свои сбережения.

 Конечно, машина вещь хорошая, но Вам ещё её трудно купить. А, впрочем, мои советы Вам не нужны, наверно.

Всего доброго! Пишите. Крепко целую Вас.

                ВАША   МАМА.