Мастер и Маргарита. Когда твоя жена - ведьма

Светлана Сук
Недавно я писала я семейном союзе Рерихов ( http://www.proza.ru/2016/08/08/920) как о примере «истинного или законного брака», который, согласно теории Елены Рерих (изложенной в книге «Агни-йога или Живая Этика»), «способствует выявлению всех творческих сил сторон и выявлению самых высоких энергий». В «истинном браке» под силу жить далеко не всем, большинство людей духовному росту в семье предпочитают все же «страсти роковые». Многие женщины предпочли бы (хоть раз в жизни) полет на метле над ночным городом приготовлению сбалансированного ужина. Да и большинство мужчин (хотя бы раз в жизни) образ летающей на метле красотки манит гораздо больше, чем образ мудрой уравновешенной жены. Каковы же признаки брака «не истинного»? Можно подумать об этом, обратившись к образу одной из самых обольстительных литературных ведьм - булгаковской Маргарите и ее реальному прототипу.

Подобное притягивает подобное

Шел 1929 год. На планете Земля, в стране Россия, люди приходили в себя после разрушающих города, судьбы и психику революционно-военных событий. Строительство «новой жизни», бдительная оборона от «мирового капитализма и империализма», материальные тяготы и лишения, много тяжелого, мало вознаграждаемого труда «во имя светлого будущего» - таковым был лейтмотив будней и праздников советского народа.
Но совершенно другими мыслями была занята красивая голова с замысловатой прической одной из первых светских дам Москвы, жены блестящего советского военачальника Елены Сергеевны Шиловской (урожденной Нюрнберг, в первом замужестве Нееловой, в скором третьем замужестве -  Булгаковой). В письмах сестре Елена пишет: «Я не люблю ни думать, ни говорить об этом, но сегодня на меня нашла минутка. Мне иногда кажется, что мне еще чего-то надо. Ты знаешь, как я люблю Женей моих, что для меня значит мой малыш, но все-таки я чувствую, что такая тихая, семейная жизнь не совсем по мне. Или вернее так, иногда на меня находит такое настроение, что я не знаю, что со мной делается. Ничего меня дома не интересует, мне хочется жизни , я не знаю, куда мне бежать, но хочется очень. При этом ты не думай, что это является следствием каких-нибудь неладов дома. Нет, у нас их не было за все время нашей жизни. Просто, я думаю, во мне просыпается мое прежнее «я» с любовью к жизни, к шуму, к людям, к встречам и т.д. и т.д. Больше всего на свете я хотела бы, чтобы моя личная жизнь – малыш, Женя большой – все осталось так же при мне, а у меня кроме того было бы еще что-нибудь в жизни, вот так, как у тебя театр».
«Я тебе уже писала раз, я не знаю, что со мной делается (последнее время я это чувствую особенно остро). Мне чего-то не достает, мне хочется больше жизни, света, движения. Я думаю, что просто мне надо заняться чем-нибудь… Ты знаешь, я страшно люблю Женю большого, он удивительный человек, таких нет, малыш самое дорогое существо на свете, – мне хорошо, спокойно, уютно. Но Женя занят почти целый день, малыш с няней все время на воздухе, и я остаюсь одна со своими мыслями, выдумками, фантазиями, неистраченными силами. И я или (в плохом настроении) сажусь на диван и думаю, думаю без конца, или – когда солнце светит на улице и в моей душе – брожу одна по улицам».
Елене Сергеевне было скучно... Ни воспитание двоих сыновей, ни бесконечные светские мероприятия не могли развеять ее скуку. Позади осталась одна из шумных историй, о которых, видимо, скучала прекрасная Елена. Ее первый брак с адъютантом Юрием Нееловым, сыном известного трагического актера и не менее известного анархиста Мамонта Дальского, был расторгнут в результате романа неверной жены с начальником мужа. Неудачливый соперник блестящего командира был отправлен на Южный фронт, Елена Неелова без промедления стала Шиловской. К слову, Евгений Шиловский, по свидетельствам современников, был действительно выдающимся, талантливым и благородным человеком. Известный красный командир имел дворянское происхождение, был успешен, обеспечен и хорош собой. Он не позволял себе поступиться своей совестью и принципами ради карьеры и политической коньюктуры даже в тревожные о опасные годы репрессий. Так, Шиловский отказался от высокой должности, которая была связана с подписанием «расстрельных» приказов, после чего попал в опалу, но восстановил свою карьеру в другой сфере деятельности, не требующей от него сделок с совестью. Возможно, самым нечистым в его офицерской карьере и был инцидент с младшим по званию, жену которого он «увел», устранив соперника (воспользовавшись служебным положением) с арены любовного боя. Что ж, такова природа «роковых женщин» или ведьм (как часто называли Елену Сергеевну знакомые, что ее забавляло) - «ценою жизни ты мне заплатишь за любовь»...
«Тихая семейная жизнь» действительно была не для Елены Сергеевны и второй муж вскоре получил приставку «экс», после получившего огласку романа, разбирательств мужа и любовника, несдержанного обещания неверной жены выполнять свои обязанности в лоне семьи. Но, как поется в советской песне, «если к другу уходит любимая, то неизвестно, кому повезло». Евгений Шиловский дожил до старости, был реализован профессионально, благополучно женат на дочери Алексея Толстого, Марианне, стал прототипом Вадима Рощина, героя романа Алексея Толстого «Хождения по мукам». Как считали многие современники, именно родство Алексеем Толстым уберегло Шиловского от сталинских репрессий военачальников в 1930-1940-х годах.
Итак, Елене Сергеевне не хватало «шума и света». Что ж, как известно, Вселенная не придумывает для нас испытания, а лишь реализует наши желания. В жизни роковой красавицы появился Мастер «шума и света» - Михаил Афанасьевич Булгаков. В жизнь своей первой жены, Таси, Булгаков внес тяготы и лишения походной жизни военного врача, нереализованное материнство (он собственноручно сделал аборт жене), терзания из-за многочисленных измен мужа и зависимости от морфия, от которой в то время страдал Михаил Афанасьевич. Преданная покорная Тася не справилась с ролью музы писателя. Вскоре музой и новой женой Булгакова стала вернувшаяся на родину эмигрантка Любовь Белозерская. Вдохновленный рассказами Белозерской о жизни в эмиграции, а также новыми знакомствами, появившимися благодаря ей, фактически в соавторстве с новой женой, Булгаков создает свои лучшие произведения - «Собачье сердце», «Зойкина квартира», «Бег», «Дни Турбиных», «Белая гвардия». В это же время написаны и страницы романа, который автор называл «Копыто инженера», «Черный маг», и стал известным и любимым многими как роман «Мастер и Маргарита». Так же, как и первая жена ветреного писателя, Белозерская страдала от измен мужа, одна из которых послужила поводом для развода, и Булгаков обрел новую «музу» в лице подруги своей жены - Елены Сергеевны Шиловской.
Когда твоя жена - ведьма
На одном светских мероприятий, завсегдатайницей которых была жена вечно занятого на службе военачальника Елена Шиловская, у нее развязались ажурные тесемки на рукаве платья. Лучшей кандидатуры, чтобы завязать их, чем остроумный и веселый писатель Михаил Булгаков, очевидно, не нашлось. «Так она меня этими тесемками на всю жизнь к себе и привязала», - шутил писатель. Прозвище «ведьма» очень шло и нравилось красавице Елене. Она любила эпатировать - нарядами, словами, поступками.
«Как же вы так быстро добрались до меня?», - удивленно восклинул как-то издатель Лакшин, увидев перед собой нарядную Елену Сергеевну при полном макияже, с которой он пятнадцать минут назад разговаривал по ее домашнему телефону.
«На метле», - спокойно ответила она.
Жизнь с ведьмой ярка и феерична. На съемной квартире вновь образовавшейся четы Булгаковых собиралась вся литературная и театральная богема Москвы, была так много «шума и света», о которых мечтала когда-то скучающая домохозяйка. Но когда шум стихал... Как выяснилось позже, лучшие произведения Михаилом Афанасьевичем уже были написаны. Остался роман... Роман, которым так заинтересовалась Елена Сергеевна с момента их первого знакомства. Роман, который был написан до знакомства с Еленой Сергеевной, был сожжен автором, но был вновь возрожден из пепла с новыми сюжетными линиями. В романе «Мастере и Маргарите» восстановлению рукописи Мастера способствовал Воланд. А в жизни? С появлением в жизни Булгакова Елены Сергеевны грань между автором и его героем Мастером становится очень зыбкой, а между его Еленой и Маргаритой, кажется, этой грани и вовсе не существует.
Мистический роман, будоражащий умы и сознание поколениям читателей... О чем он? О свете или о тьме? Восемь лет семейной жизни Михаила Афанасьевича с Еленой Сергеевной были наполнены их страстью, его страданиями непризнанного гения (которые, возможно, и стали причиной болезни, приведшей к ранней смерти) и борьбой, борьбой, борьбой... Непримиримой борьбой, развязанной Еленой Сергеевной со всем миром за то, чтобы роман был ОПУБЛИКОВАН. Попытки напечатать роман в идеологической литературной обстановке того времени были неуместными и даже опасными. Многие писатели своим творчеством предвосхитили время и обрели своих читателей тогда, когда пробил час. Но Елене Сергеевне нужно было СЕЙЧАС. Критика, травля, доводившая до отчаяния писателя, ее не смущала. Подобно Маргарите, она готова была летать на метле и мстить тем, кто мешал роману увидеть свет. Это похоже на некоторую одержимость. Интересное предположение высказал по этому поводу исследователь романа Андрей Кураев - а, может быть, Воланд специально подбросил Мастеру Маргариту, чтобы она протащила в мир «Евангелие от сатаны»... 
При жизни писателя его роман так и не был опубликован. С Булгаковым Елена Сергеевна прожила короткую семейную жизнь, а с его романом - всю свою оставшуюся и продолжительную. Согласно завещанию, оставленному Булгаковым за несколько часов до смерти, его жене принадлежали все права, касающиеся романа - редактирование, публикации, гонорары. Елена Сергеевна правила, дописывала и переписывала роман. Фактически, версия романа, которая дошла до читателя - это видение романа Еленой Сергеевной, против чего, собственно, не возражал Михаил Афанасьевич. Ведь это был ЕЕ роман.
Литературная Маргарита оставила в залог Воланду свою душу ради того, чтобы вновь обрести своего Мастера. «Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» (гл. 19). «- Ты сейчас невольно сказал правду, - заговорила она, - черт знает, что такое, и черт, поверь мне, все устроит! - глаза ее вдруг загорелись, она вскочила, затанцевала на месте и стала вскрикивать: - Как я счастлива, как я счастлива, как я счастлива, что вступила с ним в сделку! О, дьявол, дьявол! Придется вам, мой милый, жить с ведьмой» (гл. 30).
И вот такой, без души, пожертвованной ради Мастера (ради Мастера ли была пожертвована душа?), она ему и досталась. И чем же она собиралась его любить? Что сулит мужчине «любовь» женщины без души? Для Мастера такой союз  закончился трагически. С благословения Воланда, скачут они со своей Маргаритой в неизвестных сферах, то есть ведут жизнь призраков, развоплощенных сущностей, застрявших между мирами, которые не могут уйти к Свету. Участь незавидная. Что ж, очевидно, такова цена незаконной, неистинной любви.
В своих воспоминаниях внук Елены Сергеевны, Сергей Шиловский, упоминает о том, что она утверждала, что находится в постоянной связи в Михаилом Афанасьевичем, каждый вечер советуется с ним и получает от него советы. Означает ли это, что автора романа о Мастере постигла судьба его главного героя и он тоже ведет существование призрака? Может быть, этим объясняются многочисленные странные мистические истории, несчастные случаи, которые происходили при всех попытках экранизации романа? Елена Сергеевна была очень категорична в попытках постановок произведений Булгакова.
Из интервью с Сергеем Шиловским:
« - А как Елена Сергеевна относилась к экранизациям Булгакова?
- Очень скептически. Ей не нравилось, что кто-то будет вторгаться в его произведения, изменять текст. "Мастера и Маргариту" хотели снимать и Алов с Наумовым, и Таланкин, и Климов. Она брала в руки сценарий, и я видел, как у нее вытягивается лицо.
- Ты еще не прочла, а тебе уже не нравится!
- Если бы Миша хотел написать пьесу или сценарий, он бы их и написал.
Елена Сергеевна считала, что зло наказуемо - и с людьми, обращавшимися к наследию Михаила Афанасьевича с нечистыми намерениями, действительно происходили странные вещи. У них пропадали рукописи, они проезжали те остановки, где у них были назначены важные встречи. Это продолжается и по сей день».
Экранизировать роман «Мастер и Маргарита» (впрочем, не без множества странных событий, происходивших во время съемок) на постсоветском пространстве удалось только Владимиру Бортко. Все другие попытки заканчивались фатально, участники событий утверждают, что без вмешательства каких-то неведомых сил (призраков?) не обошлось.
Над идеей экранизации романа работал Владимир Наумов, который был лично знаком с Еленой Сергеевной (она была литературным консультантом его постановки «Бега»).
Наумов так описывает мистическую историю, связанную со съемками «Мастера и Маргариты» Элемом Климовым, к чему сам Наумов относился достаточно ревниво-предвзято. «... Далее произошла странная, мистическая история. Как-то ночью раздается звонок в дверь. Первое, что я сделал, когда зажег лампу — посмотрел на часы, которые у меня всегда у изголовья. Ровно три часа ночи. Мой Агат — доберман-пинчер, чемпион потрясающей красоты, молчит. Первая странность. Я вскочил, побежал к двери открыть и с размаху ударился коленкой о мебель. Смотрю в дверной глазок: стоит Елена Сергеевна Булгакова в шубе, в которой я никогда ее не видел. Но ведь она умерла много лет назад... Я открываю дверь, смутно понимая, что, видимо, это сон: "Елена Сергеевна, господи, заходите скорей". А сам не могу понять, что происходит. Провожу ее на кухню: "Я вам чаю дам, раздевайтесь". —"Нет-нет, я на секундочку. Михал Афанасьич ждет внизу в такси". Михаил Афанасьевич внизу? Полный бред! Она садится на стул и говорит мне: "Не волнуйтесь! Картина сниматься не будет". Я не сразу понял, о чем она говорит. Наконец я начинаю понимать... А в это время полным ходом идет подготовительный период "Мастера и Маргариты" у Элема Климова. Огромная реклама, газеты сообщают о колоссальном бюджете, бесконечные интервью... Климов ведет переговоры в Америке... А она: "Картины не будет..." Я провожаю ее, Елена Сергеевна садится в лифт, створки закрываются, и она уезжает... Я вернулся в квартиру, лег и заснул. Утром просыпаюсь и думаю: "Ну ничего себе! Что-то нервы совсем расшатались". Поехал на работу в полной уверенности, что это был сон. Вечером приезжаю домой, иду в душ, раздеваюсь... и вдруг вижу: на коленке, там, где я ударился ночью, — огромный синяк. Значит, это не сон? Или сон? Не знаю! Звоню своему приятелю и рассказываю эту историю. Он не верит: "Брось! Чепуха! В газетах сообщения — начинаются съемки, отовсюду идут деньги, миллионы". Я говорю: "Запиши, что сказала Елена Сергеевна, через год проверим". После этого ещё несколько месяцев продолжался ажиотаж, рекламный бум проекта Климова. А потом всё как-то развалилось, пропало....».
В 1985 году Эльдар Рязанов обращается в ЦК КПСС  за разрешением на экранизацию романа и получает отказ. В 1994 году уже снятая Юрием Кара картина с огромным бюджетом так и не увидела свет. Сначала режиссер поссорился с продюссерами, а потом единственная копия картины исчезла из его сейфа.
В театрально-кинематографическом мире бытует такое понятие, как «список Воланда». Это обширный перечень (который пополняется), связанный с мистическими и трагическими историями в жизни актеров, участвующих в постановках и попытках постановок «Мастера и Маргариты». Список неприятно поражает количеством смертей, болезней и несчастных случаев..
В неистинном браке
Так в чем же опасность неистинных или незаконных (по терминологии Елены Рерих) союзов? В них увядают самые мощные таланты. Опасность неистинных браков таится в их зацикленности на самих себе, в отсутствии вектора развития, высшей духовной, творческой цели. Деградация союза, и даже физическая смерть партнера происходят, когда один из супругов не развивает свой творческий потенциал (умножая таким образом общий творческий потенциал союза), а посвящает себя таланту супруга, повиснув на нем грузом. Неистинность проявляется также в подмене высшей цели творчества. Когда творчество как «чистую молитву духа» (по определению Николая Рериха) заменяет творчество как средство самоутверждения в своей гениальности, удовлетворения гордыни, амбиций, тщеславия или материальных потребностей. Чем больше талант, тем сильнее мера ответственности за цели его использования. Возможно, великие поэты и писатели, ушедшие из жизни в расцвете сил и таланта, поплатились как раз за неистинное и незаконное использование своего дара.    
«Он не заслужил света, он заслужил покой», - так сказано в романе о Мастере. Но свет и покой - не живут в незаконных союзах. Вектор развития или деградации союза определяет женщина. Выбирая жену, мужчина во многом выбирает и свой путь. Если жена где-то заложила, продала, разменяла или потеряла свою душу, образовавшаяся в этом месте пустота обязательно затянет талант и удачу мужа. Свет и покой отступают, когда твоя жена - ведьма...
С любовью, Светлана Сук

https://www.youtube.com/watch?v=YSQhZD526nw