Вазорайн. Часть 1. Глава 1. Встреча перемен

Яков Разумовский
(Иллюстрация автора)

Глава 1
(20 лет назад)

Сум-Рутжад сидел на поломанном водяном колесе. Мельница в деревне с давних пор была в нерабочем состоянии.
Возле юноши валялось несколько штук разноцветных камней. Он перекидывал их от одной кучи на другую. На самом деле – никакого интереса в глупом занятии. Унылая жизнь в почти пустой деревне. Хотелось покинуть это пристанище, отправиться в кругосветное путешествие, или что-то типа того... А как же дом? Дом обязывал оставаться на месте. Нельзя все просто так бросить –  огород, сад.
Сум не знал, точно ли он родился тут, или в каком-то другом месте.
Деревня представляла собой девять хаток, облепляющих небольшой трактир.
Обычный день, на небе ни тучи, лето. Казалось бы, что может произойти?
На горизонте кто-то появился, кто-то идет. Черный силуэт приближался к кабаку. День подходил к концу. Сум подбежал к окну кабака, чтобы подслушать разговор странного путника и продавца.
Оказывается, человек в мантии был странствующим фокусником, держащим путь в крупный город. Шел он издалека, устал, потому попросил торговца выделить ему постель. Трактирщик развел руками, сказал, что свободных кроватей нет. Пришлось бы спать на улице. Рутжад предложил фокуснику переночевать у себя в старой землянке, которая была заброшена и стояла рядом с домом парня. Хозяева давно съехали из нее, но кровать оставили. Дом оставался пустым.
Фокусник подошел к строению, охватил его своим взглядом:
– Что ж, твоя землянка хороша. Но чем же мне заплатить тебе за ночлег? Дам-ка я тебе три серебряных монетки…
– Нет. Ты же фокусник, так заплати фокусами.
– Фокусами? А это хорошая идея! Заодно потренируюсь перед своим выступлением в Тэнуорте.
– Сколько фокусов ты знаешь, много? – спросил мальчик.
– Фокусник оценивается не по тому, мало или много он знает фокусов, а по тому, как он их исполняет.
– Ну, скажи хоть приблизительно, сколько?
– Ладно. Знаю всего около четырехсот, но лучше всего исполняю тридцать особенных, поэтому меня зовут «Тридцать фантомов» или «Тридцать иллюзий».
– И какова тематика твоих фокусов? Из какой они области?
– В основном исчезновения.
– Так может каждый, – возразил мальчик.
– Каждый? Ну посмотрим.
Когда они зашли в землянку, фокусник сел на кровать, Сум сел на скамейку.
– Что, начнем?
Иллюзионист достал из кармана два платка – красный и зеленый. Красный он разорвал моментальным рывком и спрятал в своем левом кулаке. Зеленый, не порвав, спрятал в правом. Потом произнес нечто вроде магического слова, положил оба платка на кровать. Мальчик удивился, потому что теперь перед собой видел целый красный и порванный зеленый платок.
– Покажи еще что-нибудь!
Иллюзионист высыпал из кармана десять мотков ниток, и одним движением, словно тучей, затмил рукой мотки, после чего они исчезли. Платок в его кулаке легко превращался в вилку. Он связывал из веревок узел и давал распутать мальчику. Как Сум ни старался, ничего у него не выходило.
Скоро стемнело. Фокусник вытянул из сумки свой маленький светильник и зажег его:
– Этот фокус я покажу тебе напоследок. – Иллюзионист засунул руку в светильник, и, взяв двумя пальцами огонь оттуда, начал сдавливать его в руках, сделав своеобразную трубку из пальцев и выдув из нее несколько огненных мыльных пузырьков, которые лопались голубым пламенем. – Это зовется магия. Это мирная магия, поэтому ее можно звать фокусом.
Такой фокус обнаружил в Сум-Рутжаде желание постичь не просто какие-то там обманки, а настоящую магию.
– Кто придумал магию?
– Давным-давно существовал маг, перед которым вся природа склонялась. Его имя Сваффар. Ты, верно, знаешь об ордене и рыцарях, почитающих его законы?
– Знаю. Расскажи мне, как он создал волшебство.
– Ох и долго тебе рассказывать, я уже спать хочу…  Ладно, расскажу. Когда жил Сваффар, люди постоянно дрались, зачастую за территорию. Войны длились долго, никто в них не побеждал – из-за равных сил войска конфликтующих сторон несли большие потери. Короли заставляли своих звездочетов и мудрецов искать более мощные способы воздействия на врагов.
Так, однажды, в небольшом доме, при свете свечи, один мудрец, работающий в свое время епископом храма пяти богов, вытянул эссенцию из необычных насекомых – черных пчел Эдоал, которые испокон веков обладали странными свойствами, особенно их эссенция (мед). Смесь этой эссенции попала в чернила к мудрецу. Чернила стали светиться и отдавать запахом пороха – очень стойким. Но самое интересное, что когда он начал писать этими чернилами, то при прочитывании написанного возникало определенное действие. Например, епископ писал слово «огонь», потом читал его, и лист со словом сразу сгорал.
Методом проб и ошибок мудрец написал первые листки с заклинаниями направленного действия. Они были довольно банальные, допустим, разогревали еду или охлаждали, чтоб дольше сохранилась. Этим епископом был Сваффар. Однажды он нечаянно подпалил свою кровать, и половина стены сгорела вместе с ней. Он записывал разнообразные проявления разрушительных свойств магии, разделил ее на боевую и мирную. Впоследствии начали звать черной и белой. Черная – магия уничтожения, белая – защиты и лечения. Есть также заклинания, не относящиеся к определенной категории – пограничники.
Король Хсара II заметил эти необычные бумаги Сваффара, и захотел, чтоб тот обучил чарам воинов. В результате Таллария обрела непобедимую армию. Все войска противников оказались повержены, Хсара II захватил власть во всех странах, создал империю Ванвар, как сейчас называют наш континент.
– А что случилось со Сваффаром?
– Он посчитал эти действия безумными, когда о них узнал, ведь его отправили в Элланту на время боевых действий. Хсара II умертвил огромное количество не только воинов, но и мирных жителей. Через два месяца Сваффар собрал собственный отряд чародеев-мятежников и сверг короля с престола. Из-за этого империя раскололась на отдельные страны – Элланту, Имвинг, Саисапу, Авебату, Ксепин (Ксайпу) и Хсарию.
Когда Верховный Совет восстановили, он обвинил Хсарию в агрессивном действии мирового масштаба, приказав ее переименовать в Талларию (что значит «Вероломная»). Не знаю секретов того времени, из-за которых все произошло именно так, но почему-то название у страны осталось по сей день такое. А ведь раньше нашу страну называли «Хсария», в честь легендарного правителя Хсары I, который за время своего правления подавил во всем человечестве желание воевать.
После разнообразных фоффейских передряг Сваффар стал королем Талларии и создал орден из своих чародеев-мятежников. Орден начал заниматься удержанием мира и порядка не только в Талларии, но и на территории всего Ванвара. Также мудрец создал «Магистэриюс» – это свободный коллегиум волшебства, обучающий магии защиты и лечения. Там меня научили создавать эти иллюзии.
– Так эти пузырьки не настоящие?
– Да, это всего лишь оптическая иллюзия.
– А что случилось с черной магией?
– Однажды Сваффар создал неимоверно мощное заклятье, вытягивающее из любого существа душу и уничтожающее ее, «Абсолютная Смерть». Создал он его в процессе поиска сильнейшего заклинания черной магии. Эти чары оказались сильнейшими в своем роде. Это заклинание боевой магии мудрец записал в черную книгу и хорошенько спрятал. Не думаю, что ее вообще можно найти.
– И ты тоже не знаешь, где он ее спрятал?
– Эх, если бы я только знал, где она находится, то, наверное, уже бы…
– Завладел всем миром? – Мальчик как будто прочитал мысли фокусника.
Внезапно прозвучал очень сильный удар снаружи. Сум не понял, что это, но мистик догадался – он уже не раз слышал треск ломающегося дерева от  выстрела катапульты.
– Что это?! – испуганно и удивленно спросил мальчик, а потом добавил: – Это не твоя магия?
– Не моя, – судорожно произнес иллюзионист, а потом резко: – Бежим!!!
– Так а что…
Не успел Сум договорить, фокусник неожиданно схватил его за руку и побежал с мальчиком в стену. Одновременно с этим кто-то сильно ударил два раза по двери. После второго удара она слетела с петель. В дом ворвался вражеский воин. Но в землянке он никого не обнаружил.
В это время Сум и фокусник отдалились от деревни к лесу на семьдесят метров:
– Куда мы?! Что происходит?! Это война?
– Мог бы и сам бежать!
Мистик разжал руку, но мальчик ринулся в обратном направлении.
– Да куда же ты?!
– Там мой дом! Почему все горит?! – развернувшись, в панике ответил Рутжад.
Фокусник быстро догнал Сума и затараторил:
– Слушай, я сам толком не знаю, что происходит! Но ты видишь – деревня горит! Надо бежать! Может это вражеские солдаты или разбойники, я не знаю! Но если не хочешь, чтоб тебя убили… Надо бежать!
И они пустились в лес, словно птицы, очень быстро. Сум пытался представить себе, что это страшный сон, и он скоро проснется; что перед тем, как прозвучал взрыв, он заснул, и проснется от лучей утреннего солнца, светящего на него через окно.
Все произошло очень быстро. Никто из деревни, кроме мальчика и мистика, не успел среагировать из-за того, что правитель местности Бафаге, Хран-Йом, решил раздвинуть свои владения, пойдя войной на Тэнуорт, и его армия по пути сносила мелкие деревни.
Добравшись до укромного места в лесу, Рутжад снова принялся говорить с фокусником:
– Там же мой дом! Почему это не сон?!
– Знаешь, возможно, вся наша жизнь – это большой сон, – предположил мистик, доставая булку. – Ты будешь есть? – спросил он мальчика.
– Не могу поверить. Нет, этого не могло произойти... – тихо отвечал Сум.
–  В нашей жизни случается многое, чего не хочется. Но я знаю только одно – всегда двигаться вперед.
– Не понимаю, как сейчас можно есть?! Это все было очень быстро – каких-то пять минут. За каких-то пять минут мой дом, моя деревня, все погрузилось в хаос!
Фокусник обратил внимание на слова, произносимые Рутжадом: откуда мальчик знает это литературное слово?
Через полчаса все прекратилось, так как солдаты двинулись на Тэнуорт.
– Давай пойдем, посмотрим, что там произошло.
– Ну что же, я там свою вторую сумку с фокусами оставил. Хотя, возможно, соваться туда и сейчас опасно...
– Не хочешь? Тогда я пошел!
– Да постой же! Ладно, идем.
Выжженная деревня – ее Рутжад долго будет помнить. Некоторые дома продолжали тлеть, поэтому в ночи все было хорошо освещено.
– Мой дом! – воскликнул Сум.
Дом напоминал выгоревшую спичку. Фокусник уже успел сбегать в обвалившуюся землянку и найти там свою сумку, после чего подошел к мальчику. Он посмотрел на хатку и вспомнил, как сам попадал в разгар войны; вспомнил, как его семью уничтожили вражеские рыцари, бессердечно расправившиеся с кланом Ованвурхов; как он пытался своеобразно улучшить ситуацию, и стал фокусником, чтобы радовать народ, пребывающий в постоянном страхе – выступления заметно разряжали обстановку.
Посмотрев на последствия катапультных залпов, мистик предложил мальчику пойти с ним.
– А куда мы пойдем? В Тэнуорт? Не туда ли сейчас отправились рыцари Бафаге?
– Мы не идем в Тэнуорт, мы идем в Сканор. Думаю, все там будут рады моему выступлению на бис.
– Ты уже выступал там?
– Разумеется. Но в этот раз мы выступим внепланово.
– Мы?
– Ты тоже хочешь выступать? Ты бы мог быть моим помощником, но ты не знаешь даже и одного простого фокуса, так что…
– Я выступать не буду…
– Ты будешь смотреть фокусы бесплатно. Хотя, я уже придумал и для тебя подходящую работку: развесишь в Сканоре объявления о том, что туда приехала живая легенда – маг-иллюзионист, нет, просто иллюзионист, что зовется «Тридцатью фантомами»!
В таких разговорах они прошли несколько километров, а по наступлению ночи легли возле старого дерева на одинокой поляне.
– Слушай, а ты уверен, что здесь нет волков? – спросил мистик.
– Это мирный лес – здесь только зайцы и белки.
– Ну, тогда спокойной ночи. Кстати, как твое имя?
– Сум-Рутжад.
– Меня зовут Вэйтас. Что ж, надеюсь, наши дела поправятся. Правда, помощник мага? Не волнуйся, все будет хорошо. Обещаю, что обучу тебя фокусам.
– Обучи меня магии.
– Магии? А что ты хочешь получить от нее?
– Силу.
– Тогда я тебе ничем помочь не могу. Белая магия не дает силы – она несет с собой гармонию, счастье и порядок.
– Тогда обучи меня черной магии. Она дает силу?
– Черной магии я не знаю. А для чего тебе сила?
– Ни для чего. Давай спать. Спокойной ночи.
– Хм, спокойной.
Мальчик не смыкал глаза всю ночь – он думал. Думал о своей деревне, Сканоре, Тэнуорте, фокуснике, их встрече… Больше всего он думал о книге, за которую ему рассказал мистик. Ах, что это была за книга! Сум не представлял, где она находится, но знал одно – он ее найдет. Он найдет и прекратит эти бессмысленные войны! Дурацкие войны, что разрушали все вокруг. Он прекратит это, и мир обретет истинное счастье, пусть даже от черной магии.
Сум посмотрел на звезды – они были особенно яркие сегодня. Они светили ему, а он говорил им:
– Звезды, вы так чудесно укрепляете небосвод своим величием, удостаивая мир красотой. Я обещаю вам, я прекращу эти войны, что наносят раны миру, заменяя вашу красоту уродливыми шрамами – последствиями сражений! Я не знаю, как, но остановлю это. Больше этого не будет!
От таких громких слов даже фокусник вскочил на ноги со словами:
– Волки?! Где волки?!
– Все нормально, ложная тревога.
– Так больше не тревожь, сплю же! И тебе поспать советую.
Начиналось утро.
– Ох, как болит моя спина, – жаловался Вэйтас, – Надо было хоть немного сена прихватить из твоей землянки.
– Оно сгорело.
– Ладно, соглашусь, шутка не удалась, не обижайся.
Они отправились в путь к большому замку Сканора. Оставалось пройти смешанный лес.
– Знаешь, а ведь когда-то я работал шутом, причем, в Саисапе, в знаменитой столице Имвибалле.
– Понятно, почему шутки у тебя такие.
– За сено забыли. Нет, я просто хорошо умею шутить.
С первыми лучами солнца двое путников отправились в путь. Таллария богата лесами. Большое количество чащ находится близ Кайаифа, но возле Сканора так же много деревьев.
В данный момент странники поднимались на холм, возвышающийся над окрестностью.
– Смотри, вон там Сканорский замок, так близко…
– Ух ты! Он высокий.
– А о чем же я говорил?
Восхитительные пейзажи предстали взору путников. Вдалеке виднелись громадные горы севера, окружающие Ледяной город. Южнее находились Соммальские горы, среди которых расположен древний храм. Им даже было видно Перескальное море за Сканором.
– За Перескальным морем находится Элланта – прекрасный одинокий уголок. Эта страна состоит из двух масштабных островов, довольно отдаленных друг от друга. На первом люди не живут, там обитают разные необычные существа.
– Сколько же я не видел! – восторженно сказал Сум.
– О, поверь, еще увидишь! После выступления в Сканоре мы отправимся выступать во всем мире! Соберем денег и – в Хьюимгос, Тьюлор, Вэйдхоп. Посетим Ангангу – когда-то на этой горе я проходил обучение магии. Высочайшая гора в мире окружена магическими энергиями.
– Ну, раз магическими, так может научишь меня хоть какой-то магии?
– Чего ты так к ней рвешься? Впрочем, это вполне объяснимо…
– Так ты научишь меня хотя бы выдувать свои волшебные пузыри?
– Чтоб так делать, нужно много тренироваться. Для начала, необходимо иметь при себе запас магических сил.
– Это чего, чернила эти волшебные пить?
– Нет. Во-первых, чернил этих уже нет, потому что Сваффар истребил всех темных пчел в Ванваре, и чернила, создаваемые из эссенции этих насекомых, сделать нельзя больше вообще. Во-вторых, магическая энергия есть у каждого, просто нужно знать, как ее активировать. И в-третьих, активировать твой источник волшебства непросто.
– И как же это сделать?
– Лучше к Сканору идем, а слова – на потом.
Спустившись с холма, они перешли несколько небольших ручейков с остатком леса. После, они вышли на огороды Сканора, где крестьяне садили разнообразные овощи и ягоды. Пройдя через большие ворота, фокусник сразу накупил листков для того, чтобы оповестить граждан о своем выступлении, а Рутжад должен был расклеить листовки по городу. Так они и сделали.
 Теплый ветерок легкой паутинкой обдувал стену и дворец, а солнце пригревало головы бродяг. Мальчик к полудню успел расклеить афиши, а иллюзионист договорился с руководителем театра о выступлении – оно должно было состояться с началом вечера. К этому времени Вэйтас готовился, а Сум рассматривал город.
Стена города являлась достопримечательностью. На ней из камня были высечены статуи местных героев, например, некоторых знаменитых рекрутов гильдии под названием «Прибрежный меч». Вход в замок украшала арка, схожая с радугой, на которой висели корзины с цветами.
Рутжад вспомнил о Тэнуорте – все ли с ним в порядке? Отбил ли он атаку Бафаге? Как раз мимо Сума к королю пробегал гонец, который, видимо, нес с собой бумаги именно из Тэнуорта. Но как только он забежал за арку, стража закрыла ворота. Мальчик побрел к театру, где был фокусник.
– Только что гонец из Тэнуорта прибыл, – сказал Сум Вэйтасу.
– Ну что ж, либо они победили, либо просят помощи Сканора.
– А как ты думаешь, победили?
– Какой вид был у гонца?
– Обычный. Он просто забежал в замок.
– Если не потрепанный, то из этого можно предположить, что Тэнуорт постоял за себя. И вообще, в этом городе нехилые стражники.
– Ты скоро будешь выступать?
– Да, уже иду. Сейчас найду себе помощника, и прямиком к публике.


Глава 2: http://www.proza.ru/2016/09/25/267

Глоссарий по первой части: http://www.proza.ru/2016/09/25/292