Прошлое не вернуть

Борис Аверин
   Всю неделю лил дождь с небольшими перерывами. Ветер сбивал с деревьев последние листья. Небо было серым от низких туч. Полевые осенние работы в деревне закончены. Колхозники почти не выходили на улицу. Каждый находил для себя дела по хозяйству.

   В доме Булавиных был переполох. Екатерина, хозяйка дома в слезах, стояла перед мужем, складывающим чистое бельё в чемодан.

   - Ну, что ты придумал, Стёпа? – Причитала она. – Столько лет прожили. Детей нарожали, вырастили. У них уже дети, наши внуки. Подумай. Можно ли перечеркнуть нашу жизнь? Как ты будешь без нас? Одумайся.
 
   Степан, отец большого семейства, не молодой, почти шесть десятков от роду, молча собирал чемодан. Решил уехать в город своей юности, откуда лет около сорока приехал в деревню Митяево.

   Он переживал случившееся с ним. Сам не понимал, как вдруг так внезапно, чего ни когда не мог и предположить, старая любовь позовёт его в дальний путь. С чего начались его метания?

   Три месяца назад собрался на родину, в город на Неве.
   - Пока позволяет здоровье нужно навестить могилы родителей. Съезжу на недельку. Племянник не раз приглашал. – Размышлял  Степан. - Похожу по местам молодости.
 
   Жена отнеслась к его затее спокойно.
   - Пусть съездит. Я останусь на хозяйстве. Не бросишь живность. Она ухода каждый день требует.

   Город встретил путешественника приветливо. Небо было, на удивление, безоблачным. Ласковые лучи солнца освещали городской пейзаж. Это создавало в душе Степана восторг и радость.

   Первый выходной день племянника был посвящён посещению кладбища. Другие дни проходили без планов. Гость вставал с постели, завтракал, и уходил из дома. Бродил по местам, знакомым с детства. Сходил в Эрмитаж, в Русский музей.

   До отъезда домой оставался один день. На него внезапно нахлынула волна воспоминаний. Прошедшее казалось сном.

   Он познакомился с девушкой перед уходом в армию. То была взаимная любовь с первого взгляда.

   После службы приехал домой, и в первый же вечер отправился к своей милой.
Солнце ещё не село за горизонт. Оно пряталось за здания. Косые тени от них, создавали сказочный мир, предстоящей встречи с любимой. Тогда то и произошла, как он считал, трагедия в его личной жизни.
 
   По пути от остановки трамвая к дому, он мысленно рисовал картину счастливой встречи.  Войдя в арку, ведущую в двор-колодец, он увидел Веру.
Он этого не предполагал. Девушка была в голубом пальто, не покрытую голову украшала  красивая стрижка. Она стояла боком к нему и разговаривала с мужчиной. Он был высокий с русыми длинными волосами, в коричневой короткой кожаной куртке.
 
   Степан от неожиданности остолбенел. Решил не показываться на глаза парочке. Прячась за стену арки, он ждал. Наконец, он понял, что парень собрался уходить, тот взял её руки в свои  ладони, наклонился к её лицу, и поцеловал в щёку.

   Случившееся на глазах Степана, взбудоражило молодую кровь. Он готов был кинуться к парочке, и ударить соперника. С трудом сдерживая гнев, он стоял на месте. Соперник, ни чего не подозревая прошёл мимо.

   - Вера! – Громко окликнул девушку Степан. - Остановись!
Девушка остановилась у дверей парадной, и обернулась.

   - Кто он? – Не здороваясь, пошёл в словесную атаку. – Вот как ты ждёшь меня!
Не дав девушке проронить ни слова, раззадорившись, выпалил, - всё! Такая ты мне не нужна! Прощай! – Резко развернувшись, побежал из двора.

   - Стёпа, послушай меня! Остановись! – Крикнула вдогонку Вера.

   После этой встречи он ни разу не встречался с девушкой. Обида на неё за неверность, за обман, его гордость, максимализм, не позволили сделать обдуманный шаг навстречу.

   Дома сообщил родителям, что расстался с Верой из-за её неверности. Родители считали его поступок «…детским, что нельзя принимать решение, не поговорив, не выслушав, девушку».

   Степан устроился на работу. Отработав смену, вечерами самостоятельно учился игре на баяне.   По самоучителю изучал нотную грамоту, овладевал инструментом.

   Однажды, зайдя в булочную за хлебом, недалеко от дома, заинтересовался молоденькой продавщицей. Белокурая, невысокая, красивая, с ямочками на щеках. Но, что то не заладилось в их отношениях, и он снова был один.

   Внутренняя, неведомая сила влекла его к Вере, но он прочь гнал мысль о возобновлении отношений. В те дни прошёл съезд комсомола. На нём прозвучал лозунг: «Комсомолец, на целину!»

   Этот призыв оказался очень кстати для Степана.
   - Уеду далеко. Начну новую жизнь. Забуду Веру. Пусть живёт, как хочет! – Твёрдо решил парень.

   Пошёл в райком комсомола, выбрал самое дальнее место из предложенных. Это была  Сибирь.

   Сообщил родителям о дне отъезда. Мама плакала, убеждая никуда не уезжать. Отец разъяснял ошибочность его решения. Не убедили.
 
   На вокзале под бравурную музыку, эшелон, обвешанный красными стягами и плакатами, увозил парней и девушек в неведомые края.

   Он попал в колхоз, в котором не было целины. Нужны были рабочие руки.
Молодая жизнь потекла своей чередой. Трактор, поле, в клубе иногда танцы. Дело молодое, задружил с девушкой, тронувшей его сердце. Привлекательная, намного моложе его, восемнадцати не было. Как исполнилось восемнадцать, вся деревня играла весёлую свадьбу.

   Построил колхоз молодожёнам дом. Сразу дети пошли. Семья была дружной. Старшие дети смотрели за младшими. Прошли годы. Дети, друг за другом, стали улетать из родного гнезда. В жизненных заботах всё реже вспоминал Степан городскую любовь. Ему казалось, что уже забыл её.

   Теперь, находясь в городе, думал, – Что с ней? Жива ли?
   В голову ворвалась шальная мысль, – встретиться бы!

   Тот же маршрут трамвая, двести метров от остановки, и он у знакомой арки с букетом цветов. Ни чего не изменилось, только стены дома перекрашены в жёлтый цвет.

   - Правильно, - размышлял Степан, - здесь солнце не часто светит. В пасмурные дни дом, будто солнцем освещён.

   Войдя во двор, он поднял голову, хотел увидеть окна её квартиры. Но, не помнил этаж, второй, или третий. Обратил внимание на пластиковые рамы в некоторых окнах.

   - С достатком жильцы, - подумал он, - наверное, дорого стоит смена рам.
Волнение охватило его. Он засомневался, искать ли квартиру?

   - Может быть достаточно того, что увидел? Зачем ворошить прошлое?
   В нём в данный момент будто существовали два человека. Один говорил: «Иди. Будь смелее!» Второй, наоборот, советовал возвращаться, не заходя в парадную.
Неведомая сила влекла его на третий этаж. Дверь справа. Он стоял в раздумье: звонить, не звонить. Он чувствовал, как в груди стучит сердце, с волнением было не справиться.

   Не решительно нажал кнопку звонка. В сознании время текло медленно. Послышались шаги. В раскрытой двери появилась женщина лет сорока, черноволосая, в белой нарядной кофточке.

    Мне нужна Вера Фёдоровна. - Тихо сказал он, не уверенный, что позвонил в нужную квартиру.
   - Вы кто?
   - Её знакомый, Степан Петрович.

   Он чувствовал, что щёки его горят.
   - Подождите минутку, - ответила дама, оставив его у раскрытой двери.

   - Значит, жива, живёт здесь же, видимо не переезжала. – Промелькнула мысль.
Он с нетерпением ждал встречи.
   Вышла не молодая женщина. Он вглядывался в её лицо, и не узнавал. Это было совершенно другое, не похожее, на то, которое помнил.

   - Неужели это Вера? – Задался вопросом Степан. – Конечно, уже около сорока лет прошло, как мы виделись в последний злосчастный вечер. Время нещадно, - подытожил он.

   Дама с любопытством рассматривала пришельца. Он протянул ей букет.
   - Ты, Степан? – Сказала она, принимая цветы. – Заходи!

   Закрыла дверь, они оказались в маленькой комнате, обставленной старинной мебелью.
   - Садись в кресло, или на диван, где тебе будет удобнее. – Предложила хозяйка.

   Вскоре был накрыт стол, за которым продолжились воспоминания. Беседуя, они много узнали друг о друге. Вера давно похоронила мужа. Жила одна. Иногда её навещает дочь.
 
   - Не может часто приезжать, семья. Заботы. Далеко живёт. – Рассказывала Вера Фёдоровна. – Вот совпал твой приход с её посещением меня.

   Беседа сближала их. Он снова влюблёнными глазами смотрел на женщину, и видел ту, с которой сгоряча расстался.
 
   - Пора собираться к племяннику. – Заторопился Степан.

   - Жалко мне, - произнесла Вера Фёдоровна, - что мы жили не вместе. У тебя жена, у меня муж. Но, я всегда любила тебя, Степан.

   Она проводила его на лестничную площадку. Он обнял её. Она ответила объятием. Они некоторое время стояли, прижавшись, друг к другу. В это миг, казалось им, что они счастливы.

   После возвращения домой, Степан не находил себе места. Он был раздражителен. Не мог сосредоточиться на повседневных делах по хозяйству.

   Екатерина заметила его холодное отношение к ней.
   - Что с тобой случилось Степан? – Сказала, как то за завтраком, женщина. – Ты изменился в корне. Не похож сам на себя.

   - Я хочу уехать из деревни на свою родину! – Ответил Степан, опустив в глаза.
   - Ты встретился с женщиной, о которой рассказывал мне?
   - Да. – И добавил, - к ней.
   - Это не серьёзно! Сколько лет прошло? – Продолжила Екатерина. – Подумай, и о нас.

   Прошло время. Жизнь в семье была не радостной для обоих. Детям об этой истории родители не рассказывали. При них показывали прежние отношения.

   Но, вот настал момент, когда Степана так сильно потянуло к Вере, что он не мог уже жить так, как жил.

   Он решил уехать и начал собирать вещи. Жена поняла, что его решение окончательное, что она может остаться одна. Мало ли мужей уходят из семьи к другим женщинам?

   Осознав всю сложность ситуации, от огорчения слёзы побежали ручьём. В это время в дом пришла младшая дочь с внуком.

   Она не поняла, почему мать в слезах, а отец собирает чемодан. Выслушав маму, она подошла к отцу и обняла его.

   - Папа, мы все тебя любим. Как же мы будем жить без тебя? – Тихо говорила отцу, не отпуская его из объятий.

   К ним подошёл  внук, пятилетний Юрка. Ребёнок не понимал, что происходит с мамой, бабушкой и дедушкой. Но видел слёзы, и от этого заплакал.
   Сердце, казалось Степану, раскололось пополам. Он чувствовал, с одной стороны, вернувшуюся любовь к женщине, с которой расстался столько лет назад, сколько прошло с момента приезда в деревню. Она тянула его неведомой силой из дома.

   С другой стороны, жалел потерю родных. Представил пустоту вокруг себя без тепла, которое испытывал сейчас  от нежности дочери. Её слова, прозвучали для его сердца, как первый весенний гром, пробуждающий природу от зимнего сна.

   В голове, впервые за три месяца его борьбы с собой, разрушилось сомнение.
Вдруг, охладею к Вере? Как,  сложатся отношения? Мы не те, какими были в двадцать лет!

    Нет, нельзя мне так запросто бросить эту жизнь и начать заново! Привык к деревенской  жизни. В городе меня ждут четыре стены.

   Он вспомнил рыбалку рядом с домом. Речку с утренними туманами и тишиной на зорьке, нарушаемой только всплесками играющей рыбы.

 Осмыслил, что не сможет жить без того, что имеет сейчас.
- В прошлое не шагнёшь. Прошлое не вернуть!

   На полу стоял раскрытый чемодан с вещами. Степан сидел за столом, обхватив голову руками.  Он не поднимал головы, ему было стыдно за затеянную историю.

                Б.Аверин
                25.09.16.