Бал в Аничковом дворце

Марк Верховский
               

От бала всегда ждут чего-то неожиданно -восторженного, что оставит потом приятные воспоминания. А потому и подготовка к нему женской половины человечества начинается задолго до назначенного срока. Учитываются все детали не только туалета, об этом и говорить не стоит, но разыгрываются целые спектакли  многообещающих  уловок, кокетства взглядов, « случайных прикосновений», вызубривание целых монологов, цитат и даже стихов.
Одним словом — приготовление к балу - это огромное искусство, ибо только здесь можно построить свое светлое будущее с искомым предметом, именуемым в простонародье- муж.
Ну где ещё можно было до 20 века пофлиртовать с мужчинами и показать себя, как не на балу.
Одна за другой появлялись в дверях молодые ( и не молодые уже) девицы, и казалось бы, что лучше этой и быть не может, но глаза мужчин уже умилялись следующей красавицей. Бедные ухажеры были в смятении от грандиозного выбора — приходилось полагаться на «чет-нечет».
Появление этой молодой особы взволновало все бальное пространство.
И было чему.
На бал Наталья Николаевна появляется  в неожиданном костюме библейской еврейки Ревеки - жены Ицхака.
Длинный фиолетовый бархатный кафтан, почти закрывая широкие палевые шальвары, плотно облегал стройный стан, а лёгкое из белой шерсти покрывало, спускаясь с затылка мягкими складками, обрамляло лицо и ниспадало на плечи. Появление её во дворце вызвало всеобщую волну восхищения и, конечно же, шквал перешептываний — уж очень неожиданным был визит этой дамы.
Но вот грянул оркестр и представление бала началось.
Кавалеры, всех от рангов и чинов, целенаправленно устремились к дамам. «Прекрасная половина», а по другому иначе нельзя назвать этих фей, уже была на изотове к встречам.
В зависимости от личности пригласившего партнера, ему была  уготовлена и соответствующая улыбка, которая могла варьироваться от широкой обещающей улыбки до, сомкнутых в тонкую ниточку, недовольных уст.
И только когда все одиночки нашли свои пары, обнаружилось, что, на самом центральном месте  осталась та самая великолепная дама, которая никак не стремилась упорхнуть с кавалером.
 Правда, приглядевшись к Николя, можно было заметить в его взгляде некоторую напряженность ожидания.
А вот и сам объект  ожидания!
Как только начались танцы, император Николай Павлович направился к Наталье Николаевне и, взяв  за руку, подвёл её к императрице: 
 «Смотрите и восхищайтесь! -  торжественно во всеуслышание представил он красавицу  своей супруге Александре Федоровне. - Натали Пушкина!»

Выполняя волю умирающего супруга : «Носи по мне траур два или три года. Постарайся, чтоб забыли про тебя. Потом выходи опять замуж, но не за пустозвона», Наталья Николаевна,  безвыездно, почти два года провела в своём имении на Полотняном Заводе в Калужской губернии.
 В ноябре 1838 года она возвращается в Петербург и сразу же приступает к осуществлению только ей известного плана. В канун 1840 года она «случайно» сталкивается в английском магазине с императором Николаем I, приехавшим покупать новогодние подарки.
Николай  приглашает её на новогодний бал в Аничковый дворец.
….Император не отходил от неё ни на минуту, ибо этими долгожданными минутами он грезил с того самого момента, когда увидел Натали вместе с её супругом Александром Сергеевичем Пушкиным. Можно предположить, что и Натали не осталась равнодушной к внимательному взгляду венценосца.                Но тогда этот обоюдный интерес был только предвестником зарождающегося чувства, сдерживаемого приличиями дворцового этикета.

Николай ещё помнил, как будучи наследником царского трона он в 1814 году совершил поездку во Францию и при возвращении, проездом через Берлин, познакомился с принцессой Шарлоттой, дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма. Он был очарован непосредственностью принцессы, к тому же Шарлотта была весьма образована для девиц дворцового воспитания.                И, видимо, принцесса тоже на осталась равнодушной к русскому великому князю. Они часто проводили время в прогулках на природе и эта совместная их идиллия ещё больше сблизила отпрысков тронов.
Через год Николай Павлович повторил свою поездку в Париж и Берлин, причем в последнем он пребывал более основательно. На парадном обеде в  Берлине был провозглашен тост за помолвку молодых наследников.                Но, поскольку, великий князь был еще несовершеннолетним, было принято решение отложить бракосочетание до совершеннолетия жениха.                И 31 мая 1817 года принцесса Шарлотта, в сопровождении своего брата, будущего императора Вильгельма I, выехала в Санкт-Петербург.                24 июня было совершено миропомазание невесты с наречением её Александрой Федоровной, а 1 июля совершено торжественное бракосочетание.                Новобрачные поселились в Аничковом дворце.                Брак оказался счастливым.
Известно высказывание императора Николая I:  «Если кто-нибудь спросит тебя, в каком уголке мира скрывается счастье, сделай одолжение - пошли этого человека в Аничковский рай.»
Действительно, на протяжении их долгой совместной жизни Николай нежно и с подчеркнутым вниманием относился к жене. Это было составной частью создаваемого им образа императора-рыцаря, человека благородного и чистого во всех своих помыслах и поступках.
Однако, высокое уважение к супруге, не мешало Николя разменивать свои чувства на мелкие интрижки с дворцовыми фрейлинами, своим статусом предназначенных для удовлетворения утех царственных особ.
При этом репутация фрейлин не считалась запятнанной, а как раз наоборот,  было за честь взять в супруги, едва забеременевшую фаворитку.  Это вовсе не мешало царственным особам иметь сердечные увлечения на стороне. Иные принимали характер длительных и постоянных связей, известных всем в высшем свете. Разумеется, не могла не узнать о них и сама императрица...
Шведский славист Стаффон Скотт пишет следующее: "Николай I основал побочные линии, например с Марией Ивановной Исаковой, урожденной Каратачаровой. Плодом великокняжеского периода была также Йозефина Кобервейн, дочь фрейлины шведского короля Густава IV Адольфа Мари Анны Шарлоты Рутеншельд".

  Не скрывалось, что у Николая I существовала фактически вторая семья с Нелидовой Варварой Аркадьевной. Причем, её присутствие Александра Федоровна снесла безропотно. А.Ф. Тютчева, познакомившаяся с Нелидовой в начале 50х годов, писала о ней в своих воспоминаниях:" Ее красота, несколько зрелая, тем не менее еще была в полном своем расцвете. Ей, вероятно, в то время было около 38 лет. Известно, какое положение приписывала ей общественная молва, чему, однако, казалось противоречила ее манера держать себя, скромная и почти суровая, по сравнению с другими придворными она тщательно скрывала милость, которую обыкновенно выставляют на показ женщины, пользующиеся положением, подобным образом»

  ….Императрица, признав Наталью Николаевну действительно восхитительной  « королевой бала», тотчас же подозвала дворцового художника, заказав для будущих поколений, как символ совершенства, портрет «прекрасной Ревеки».
Сейчас император мог себе позволить поухаживать за вдовой великого поэта.
 В глазах света это выглядело как знак признательности и сочувствия к памяти утраты любимого супруга. В принципе царь и поэт были хорошими друзьями, хотя это и противоречит советской литературной идеологии о конфронтации «царского самодержавия» и «декабристскими революционными взглядами» Александра Пушкина.                Все это пустозвонство разбивается о дружеском и государственном участии самодержца в увековечении памяти поэта и в материальном обеспечении его семьи:
- Были выданы на похороны 100 тыс. руб. 
- Оплачены долги А.С. Пушкина на сумму 92500 руб.
- Удержанные казначейством  5% с ссуды А.Пушкина были возвращены.
- Выданы из Главного казначейства 50000 рублей на первое посмертное издание произведений Пушкина,
 а министру внутренних дел было предложено  содействовать реализации этого издания;
- Отдано распоряжение очистить от долгов имение Пушкина, дабы обеспечить малолетних детей поэта;                - -Установлены пенсии: вдове до нового замужества по 5000 рублей в год; дочери до замужества по 1500 рублей в год; сыновьям — до момента вступления на службу по 1500 рублей каждому в год.

...Бал в Аничковом дворце подтвердил молву, что вдова поэта становится фавориткой в высших царских кругах. Именно с этого бала и поползла за Натали мутная волна сплетен и инсинуаций               
Поскольку  великий поэт основательно «постарался» ещё  при жизни создать себе армию недоброжелателей, то теперь к ней прибавились ярые и искренние враги самой Наталии Николаевны. Надо отметить, что по прошествию почти двух столетий, число осуждающих вдову только увеличивается. В то же время пропорционально возрастает и число порицающих поведение царя — батюшки в этой неприличной сплетне . Как-то все забыли, что, вообщем-то, он «помазанник божий» и ему все разрешено.
Все мы помним, как царь Давид, однажды, гуляя по крыше своего дворца присмотрел внизу, во дворе  своего подчиненного офицера, купающуюся его супругу, Вирсавию. Он-то поступил намного круче Николя — чтобы овладеть Вирсавией он отослал офицера на смертельную войну, а потом, правда, женился на ней, но уже как на вдове, погибшего подданного.
Как видим, российский император не пошел по порочному пути иудейского царя. Обоих царей объединил простой человеческий фактор — страстная любовь к прадочерям Евы. Николай, как простой поэт, влюбился в жену своего подданного. Но он не переступил порог дозволенного. Уважая узы брака, он не домогался её внимания и не предпринимал попыток её обольщения. Император просто наслаждался созерцанием не дворцового небесного существа. Ведь , как никак - он был мужчина, со всеми вытекающими, присущим им, отрицательными эмоциям.

Однако, Анна Федоровна Фютчева раскрывает ханжество Николая I, называя его «Дон-Кихотом самодержавия - страшным и зловредным»
Необходимо  посочувствовать и Наталье Николаевне. Ведь по существу с Александром Пушкиным она познакомилась в шестнадцать лет, в расцвете его поэтической славы и, конечно, ей импонировало внимание известного поэта.
Да и Пушкин влюбился до безумия в юную красавицу, представив её себе, как небесное нисхождение музы. Можно предположить, что после нескольких лет брака и постоянного нахождения Натали в интересном положении, взгляды на их совместную жизнь радикально изменились. Александр не мог отказать себе в постоянных кутежах, супружеских изменах, дуэлях. В последние годы жизни поэт не по годам рано обрюзг, растолстел, стал капризным,  брюзжал на всех окружающих и постоянно требовал к себе повышенного внимания.  Все это не могло не раздражать Натали, вызывая в ней падение уважения к супругу. 
Конечно же это привело к переосмыслению её брака и, разумеется, императорское ухаживание  не могло оставить её равнодушной. Она, как каждая женщина, принимающая знаки внимания, тем более от царя, попыталась слегка пококетничать с ним. Однако, после грубого окрика великого поэта :
« Что он не потерпит её кокетства и вызовет Николая на дуэль!», Натали поостереглась продолжить милую забавную игру.
Да и сам Николай, оценив остроту возможного конфликта, прекратил свои ухаживания.
И только теперь оба влюбленных, до сего времени тайно скрывавших свои симпатии, поняли, что они, наконец, свободны в своих чувствах и, что необходимо спешить воспользоваться эрой потери рассудка.
 А потому,  именно Бал открывал им эту возможность.

И они, на глазах у всей придворной аристократии, забыв о всех подобающих  соблюдениях приличий, стремительно понеслись навстречу друг другу!
 
И все в ехидном восхищении злорадостно осудили их, потому что он -то был император, а она, не дворцовая фаворитка, а по положенному статусу - «безутешная» вдова.