Проданные шедевры. Дирк Боутс Благовещение

Алина Алексеева-Маркезин
 Дирк Боутс. Благовещение. 1465-1470гг. Calouste Gulbenkian Museum,единственное (как считалось в те годы) произведение Боутса в Эрмитаже.

Гюльбенкян приобрёл «Благовещение» Дирка Боутса за 54 тысячи фунтов стерлингов.

О ХУДОЖНИКЕ

         Дирк Боутс -нидерландский художник,родился в Харлеме, жил и работал в Лёвене. В 1447 году он впервые упоминается в документах города Левена в связи с женитьбой на местной горожанке Катерине ван дер Брюгхен, принесшей ему солидное приданое.После женитьбы он переехал в Левен. У Дирка Боутса было четверо детей. Сыновья художника, Дирк Младший и Альберт, тоже стали живописцами и работали в мастерской отца. Как свидетельствуют документы того времени, Боутс был очень состоятельным жителем Лёвена. Получил звание городского художника в 1468 году. Художник, скорее всего, не покидал Левена до самой своей смерти.

       Влияние Рогира ван дер Вейдена в творчестве Дирка Баутса прослеживается особенно отчётливо, из чего некоторые исследователи предполагают, что Дирк был его учеником. В оценке творчества художника существует немало разночтений. Некоторые работы приписывали другим мастерам, а потом возвращали их авторство Боутсу. Но существуют подтвержденные документами работы художника, которые позволяют составить мнение об основных чертах творчества Дирка Боутса. Одна из них - ясное построение пространственной перспективы.

         Фигуры на его картинах готически удлиненны, а тщательное исполнение деталей говорит о связи художника с искусством миниатюры. Его работы элегичны и лишены драматизма, а святые малоподвижны и молитвенно благочестивы. Лица святых у мастера имеют черты конкретных людей, видимо, заказчиков его произведений. На основе стилистического анализа его работ можно причислить художника к группе мастеров, бывших также под сильным влиянием Яна ван Эйка.

       Для стиля художника характерны тщательная проработка деталей и умелое использование светотени. В его работах присутствует скрытый драматизм, хотя внешне интерпретация Баутсом даже самых трагических сюжетов представляется бесстрастной.

        Одной из наиболее известных работ Боутса является алтарь «Таинство Святого Причастия» (1464—1467), созданный художником по заказу братства Святого Причастия. Центральная часть изображает Тайную Вечерю; по сторонам представлены четыре сцены из Ветхого завета. Оригинальность работы заключается в том, что Боутсу удалось соединить в ней религиозную созерцательность и отрешённость с убедительным изображением реального мира[3]. В чертах персонажей нет идеализации; в религиозную сцену органично вписан натюрморт, изображающий предметы повседневного быта — простую глиняную посуду, оловянные тарелки, надломленный хлеб и т. д. Таким образом, простой зритель, современник художника, мог глубже сопереживать происходящему.