Мищенко Вера Ивановна об оккупации хуторов

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Коллаж фотографий из альбома В. И. Пузикова автора.

***

МИЩЕНКО (ПУЗИКОВА) ВЕРА ИВАНОВНА О ФАШИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ КРАСНОКЛЮЧЕВСКИХ ХУТОРОВ

Август 1942 - январь 1943 гг.

24 сентября 2016 года я беседовал со своей тетей – Мищенко (Пузиковой) Верой Ивановной, 1935 года рождения, проживавшей в годы войны на хуторе Копани Красноключеского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края. Мы вместе ехали по городу Благодарному с 40-ка дневных поминок моего дяди Васи – Пузикова Василия Ивановича и я писал наш разговор с Верой Ивановной на диктофон.

- Вера Ивановна! Что Вы помните о военном времени, о жизни хуторян во время немецкой оккупации?
- Перед оккупацией коров с молочной фермы колхоза «Красное Знамя» развели по колхозным дворам. Привели корову и нам, а точнее, Нюре, жене моего старшего брата – Пузикова Николая Ивановича. Николай уже был на войне.

- Так он до войны женился?
- Николай до войны уехал по оргнабору в Москву, работал на заводе, женился на Нюре. Когда у них родилась дочь Валентина, то Нюра приехала в хутор Копани. А воевал Николай, или в подвале прятался, я не знаю!

- А я знаю! Мой дядя – Пузиков Николай Иванович воевал, был ранен, лечился в госпитале города Новосибирска. Там сошелся с санитаркой, которая его выходила, поставила на ноги. И, на удивление, его вторую жену тоже звали Нюрой, - проявил я свои знания в биографии дяди Коли.

- Николай с Нюрой приехали в хутор Копани из Новосибирска уже в 60-е годы, когда семья Пузикова Василия Ивановича переселилась на хутор Алтухов, а они купили у него дом. А потом, когда хутор распался, они уехали, а куда – не знаю!

- Их дочь Татьяна жила в Пятигорске, а они купили дом в станице Зольской, поближе к дочери. В Зольской квартиры стоили много дешевле, чем в курортном Пятигорске, - пояснил я.
- Я их больше не видела! Там они и умерли.

***

Вернулись к разговору об оккупации. Я задал вопрос:
- Вера Ивановна! А полицаев можете назвать?
- Полицаев назвать не могу, я не знаю. Немцы стояли на квартире у Касьянова Карпа Павловича. Спичек у нас не было, так родители у немцев спички покупали! Немцы ходили по хатам и спрашивали: «Баба! Молоко, яйки есть?» Курей и утей забирали, тут же им головы отрывали! Мне было семь лет. Немцы зайдут в хату, а я, братья Василь и Петро забьемся на русскую печку, притаимся, молчим, как будто никого в хате нет. В середине января 1943 года немцы с хутора ушли, пришли наши, начали ходить по домам, разыскивать взрослых мужиков и парней, отправлять на фронт. Некоторые хуторяне прятались по чердакам и подвалам.

Помолчав, тетя Вера сказала:
- Казаки – суровые люди!
- Казаки из частей Красной Армии? Наши кавалеристы?
- Конечно, наши!
- Благодарненский район освобождали полки 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии. Дивизия находилась в оперативном управлении штаба 4-го Кубанского кавалерийского корпуса, - проявил я свою осведомленность.

Тетя Вера возмущенно спросила:
- Но вот, почему казаки своих людей трепали, не пойму?
- Так надо же кому-то с фашистами воевать! Тем более многие парни были призывных возрастов: 1924-го, 1925-го годов, – пояснил я тете.

- Казаки лазили по чердакам, подвалам, проверяли сундуки. Сундуки у нас были большие, в них могло два человека спрятаться! Кузнецова Евдокия не разрешала открыть сундук, так ее плетью перепоясали.

Твой отец лежал на лавке, а казак зашел в хату, в кубанке, с саблей, спросил: «Чего лежишь? Почему не на войне?» А Илья, глухой на одно ухо, не расслышал. Твой дед – Иван Петрович за шалости ударил Илью по уху, с тех пор ухо постоянно гноилось. Мама казаку сказала: «Сын глуховат, не дослышит!» Казак, уже со злостью, заорал: «Ты, почему не на фронте?»

- Ноги болят, - ответил Илья.
- А ну, вставай! – казак за ноги стянул Илью с лавки.

Вера Ивановна:
- 26 января 1943 года брата Илью, соседа Козлова Федора, Затонского Ивана и других хуторян призвали в армию. Илья и Федор дошли до Берлина, вернулись с фронта с наградами, а Иван погиб.
- Иван – сын Затонского Алексея Васильевича? – спросил я Веру Ивановну.
- Да! Его сын!

Машина подъехала к дому Веры Ивановны. Александр Романов и я помогли ей выйти из машины, довели до калитки. Пожелали тете здоровья и всего доброго!

Владимир Пузиков
Г. Благодарный
25 сентября 2016 г.