Лек. 9. Культура межэтнического общения

Юрий Шпилькин
1. Межнациональное общение будущих специалистов должно быть направлено на развитие у будущих специалистов гражданского самосознания, гражданской социализации, гражданской идентификации, способствуя тем самым реализации гражданской составляющей национальной идеи «Мангілік Ел». Интеллектуальное воспитание должно быть направлено на развитие у будущих специалистов общенационального самосознания, общенациональной социализации, общенациональной идентификации, способствуя тем самым реализации общенациональной составляющей национальной идеи «Ма;гілік Ел». Соответственно этническое самосознание будущих специалистов должно быть направленно на формирование образа каждого этноса, а гражданское самосознание для представителей все этносов, составляющих единый народ Казахстана, должно быть направленно на формирование образа «Гражданина республики Казахстан», формирование общенационального самосознание единого народа Казахстана.

Целью межэтнического общения, как составной части современной педагогики должно стать - воспитание нового поколения специалистов, социально активных членов общества с высоким уровнем развития национального самосознания, национального духа, духа патриотизма, исторического сознания и социальной памяти, способность строить конструктивный диалог с представителями других культур. Реализация данной цели национального воспитания должно осуществляться через этническое, поликультурное и интеллектуальное воспитание. Основными задачами национального воспитания будущих специалистов в современных условиях должны стать формирование у будущих специалистов:высокого уровня национального самосознания в контексте важнейших составляющих национальной идеи «Мангілік Ел»: этноформирующей, и общенациональной, ориентированной на развитие интеллектуальной и конкурентоспособной нации. Осмысленное отношение к своим собственным национальным корням, к истории становления и развития своего народа в единстве и взаимосвязи с его прошлым, настоящим и будущим, как основы развития национального духа, духа патриотизма, исторического сознания и социальной памяти. Освоение казахского языка как государственного, как базового элемента национального самосознания  и культуры - стержня духовности и единения казахстанского народа, всех народов и народностей, как основы развития духа нации в целом.
 
Уважительное отношение к традициям, обычаям, национальной культуре и истории народов и народностей, основанного на лучших традициях (гостеприимстве, внимании и заботе ко всем людям, толерантности). Осознанное отношение к формированию в себе: высокого уровня национального достоинства, патриотизма и гражданственности, толерантности и гуманизма; готовности к межэтническому, межконфессиональному и межкультурному диалогу. Потребности следовать таким основополагающим общечеловеческим ценностям как «жизнь, свобода, совесть, вера, любовь, счастье, фиксирующие «вечные» идеалы Добра, Истины, Красоты», способствующие сохранению мира, покоя и ненасилия на земле.

Национальная идея «Мангілік Ел», позволяет представить модель формирования национального самосознания будущих специалистов в следующем виде.  Формирование национального самосознания личности будущего специалиста на уровне этнической идентификации, этнической социализации посредством этнического воспитания должно осуществляться путем обучения родному языку, ознакомления с историей, духовной и материальной культурой казахстанского народа, его национальной ментальностью, своеобразием мировоззрения, обычаями и традициями, ценностными ориентациями и следование им на практике.

Основными этапами формирования межэтнического общения личности будущего специалиста должны стать: этап освоения знаний и представлений о своеобразии исторического пути и особенностях национальной культуры единого народа Казахстана; этап эмоционального переживания (формирование чувства любви к Родине, народу, привязанности к земле, чувство национальной гордости, ответственности за судьбы Отечества); этап построения этносхем и желаемых поведенческих этномоделей, направленных на сохранение ценностей, традиций национальной культуры казахского народа. Соответственно, формирование национального самосознания будущих специалистов на уровне этнической идентификации и этнической социализации, должно быть направлено на формирование образа человека,  знающего обычаи, традиции, национальную культуру, историю становления и развития своего народа и с уважением относящегося к языку, традициям, обычаям, национальной культуре и истории народов и народностей.

Формирование национального самосознания будущих специалистов на уровне гражданской идентификации как для представителей для других национальностей посредством поликультурного воспитания должно осуществляться с опорой на преамбулу казахстанского Основного Закона, которая начинается словами: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой...» Казахстан стал родиной для всех проживающих здесь людей, представителей 130 различных национальностей и 17 вероисповеданий. Они объединены общей исторической судьбой. Ничто не объединяет людей разных национальностей лучше, чем взаимоуважение, основанное на понимании духовного мира, менталитета, знания языков, обычаев, традиций, истории, национальной культуры. Любое общество, выстраивая воспитательную систему, стремится строить процесс с ориентацией на цель. Цель воспитания – формирование духовности как объединяющего начала общества, выражаемое в виде моральных ценностей и традиций, менталитете, а также в художественных образах искусства.

2. Духовность и национальный воспитательный идеал.
  Духовность сконцентрирована, как правило, в этических и религиозных учениях и проявляется в практической деятельности. Таким образом, национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций. Каким должен быть идеальный человек? Это волновало человечество с давних времен. В устном народном творчестве мы встречаем представления разных народов об идеальном юноше (смелый, честный, сильный, добрый, патриот и т.д.).

Идея воспитания совершенного человека, сочетающего гармоничное единство телесной красоты и духовно-нравственного склада, возникла в древности. В разных странах философы, педагоги на этот вопрос отвечали по-своему. По Конфуцию цзюнь-цзы – «благородный муж» - это человек, овладевший пятью добродетелями: Жень, И, Ли, Сяо, Чжи - гуманность, справедливость, церемония (этикет), почтительность, знание.  Правда, идеальным человеком мог быть только представитель господствующего класса, поэтому было недопустимо, чтобы он занимался трудом. Конфуций считал, что идеальный человек («цзюньцзы») не обязательно благородного происхождения, но тот, кто сам воспитывает в себе высокие нравственные качества. Конфуций на вопрос учеников, чего он сам хотел бы от жизни, ответил: «Чтобы старики жили в покое, чтобы друзья были правдивыми, а младшие проявляли заботу о старших» («Лунь юй»: путь Учителя, V, 26).
 
 В Древней Греции идея воспитания совершенного человека получила название «калокагатия» (греч. kalos - прекрасный, agathos - добрый) - прекрасный в духовном и физическом отношениях. Воспитательный идеал в Спарте – прекрасно подготовленный воин, член военной общины. По мнению Сократа, цель воспитания – это познание самого себя. Его ученик Платон полагал, что существует идея совершенного человека, а самые совершенные - философы становятся правителями государства. Его ученик Аристотель, целью воспитания считал развитие высших сторон души – разумной и волевой. Долгое время цель воспитания выводили из природы человека, из его божьего предназначения. Однако в XIX веке философы обосновали, что цель воспитания носит объективный характер и определяется потребностями общества, его экономическим, политическим, культурным уровнем развития и задачи воспитания подрастающих поколений изменяются вместе с изменением общества.

Английский философ Д.Локк, считал, что воспитательным идеалом является джентльмен - высокообразованный человек, который отличается утонченностью в обращении с людьми и обладает качествами дельца и предпринимателя. В России во времена правления Екатерины II была разработана программа воспитания новых людей, которых надо воспитывать в закрытых учреждениях. Такими учреждениями были кадетский корпус, институт благородных девиц.

В XIX веке в период формирования национального самосознания казахские просветители Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин рассматривали цель воспитания с точки зрения прогрессивного развития общества. Они считали, что идеальный человек – это гражданин, который заботится об общественном благе своего народа. Среди целей воспитания есть глобальная цель – обеспечить каждому человеку всестороннее и гармоническое развитие. В разное время в понятие «всесторонне и гармонически развитая личность» вкладывался различный смысл. Например, в эпоху Возрождения педагоги-гуманисты особо подчеркивали значение наслаждения искусством, музыкой, литературой. А социалистами-утопистами в идеал всесторонне и гармонично развитой личности впервые включена идея труда, соединения обучения с трудом, в котором должны принимать участие все члены общества.

По-другому рассматривали эту идею представители диалектического материализма. Они связывали идеал всесторонне гармонично развитой личности с построением нового общества и возможностями самой природы человека. Поэтому в качестве составных частей всестороннего воспитания личности были выделены единство умственного, нравственного, трудового, физического, эстетического воспитания. Содержание такого воспитания направлялось на развитие интеллекта, физических сил, нравственно-волевой сферы, формирование потребности в труде, готовности жить и творить по законам красоты.

Общеевропейский воспитательный идеал строится на достижениях общеевропейской культуры и ориентируется на всестороннее развитие задатков, потенциальных возможностей индивида. Однако европейская толерантность (терпимость) допускает гей-парады, однополые браки, которые на государственном уровне приняты уже в 12 странах и в русле политики «золотого» миллиарда, в надежде, что в однополых «семьях» не будет детей. В настоящее время глобальная цель воспитания и образования согласно Болонской конвенции – унифицировать качество образования в Европе и а мире создать единое образовательное пространств с целью откачки мозгов из развивающегося мира в развитые страны. Но всесторонне гармонично развитая личность, по-прежнему, остается не достижимым идеалом, мультикультурализм современного общества приводит к деградации.

В самом общем виде эта цель формулируется как помощь личности в разностороннем развитии, самореализации, самоутверждении. В тоже время,  цель воспитания определяется с учетом особенностей исторического этапа развития общества и носит конкретно-исторический характер. Таким образом, в истории человеческого общества представления о воспитательном идеале формировались и изменялись в соответствии с потребностями общества, требованиями к подготовке подрастающего поколения и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Сегодня целью национального воспитания в контексте национальной идеи «Мангілік Ел», является такой образ личности будущего специалиста, всесторонность и гармоничность развития которого определяются степенью сформированости этнической, поликультурной и интеллектуальной компетентности в их единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности. То есть современный национальный воспитательный идеал - это интеллектуально развитая, творческая, конкурентоспособная, духовно-нравственная личность с высоким уровнем национального самосознания, культуры межнационального общения, гражданин и патриот, осознающий ответственность не только за личную судьбу, но и за будущее многонационального казахстанского государства.

О каком бы воспитании мы ни говорили (национальном, религиозном, правовом, политическим и т.д.), его сущность всегда одна – процесс формирования личности. Человек пытается воспитать свое потомство согласно собственным представлениям, а также требованиям общества, в котором живет. Реализация этой задачи происходит наиболее эффективно в том случае, когда позиции воспитателей и требования общества совпадают. Для этого необходимо соблюдение различных условий – общих и частных, объективных и субъективных и т.д. К наиболее общим и наиболее эффективным условиям относится опора на методологические основы процесса воспитания. Цели и задачи предмета «Мангілік Ел» направлены на формирование личности, будущего специалиста, соответствующего современным потребностям обновленного казахстанского общества.

Межэтническая толерантность - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Межэтническая толерантность необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций и выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения».

 Компетентностный подход. В контексте трех важнейших составляющих национальной идеи «Мангілік Ел» (этноформирующей, гражданской и общенациональной), компетентностный подход направлен на развитие и формирование у будущих специалистов: а) этнических, этнокультурных, поликультурных, межэтнических компетенций; б) информационных, коммуникативных компетенций, компетенций, связанных с разрешением проблем; в) конфликтологических, социально-политических, самообразовательных, исследовательских и самопознавательных (рефлексирующих и идентифицирующих) компетенций. Все вышеобозначенные подходы в их единстве и взаимосвязи следует рассматривать как основные принципы формирования национального самосознания будущих специалистов в условиях целостного педагогического процесса вуза.

Факторы национального воспитания будущих специалистов. Как уже было сказано выше, воспитание всегда нацелено на развитие и формирование личности, на формирование у нее системы ценностей, социального опыта. В современных условиях необходимость сохранения самобытности и неповто- римости национальной культуры, национальной системы воспитания как основного механизма трансляции уникального этнокультурного наследия от поколения к поколению, актуализирует вопросы по определению факторов национального вос- питания будущих специалистов. Идея учета национального фактора в педагогической науке не нова. Важность этой идеи отмечали видные педагоги прошлого как К.Д.Ушинский, А. Кунанбаев, Ч. Валиханов, Ы.Алтынсарин и др. Через идеи национального воспитания человека усматривается социальность личности и ее совершенствование в национальном социуме, привитие молодежи любви к своей нации, возможность консолидации нации и общества, развитие культуры нации через которое совершенствуется общечеловеческая культура. Идеи о взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании выражены его точкой зрения о важности поликультурного образования в становлении личности. Любая деятельность первоначально осуществляется на основе национальных идеалов, а затем трансформируется в деятельность по достижению идеалов общечеловеческих.

Национальный характер воспитания основывается на утверждении о том, что каждый цивилизованный народ на протяжении многих веков выработал собственную систему воспитания, отличающуюся от других народов этническим своеобразием и определяющую интересы нацио- нального развития. Рассматривая национальную ментальность в качестве понятия «народность» Ушинский отмечал, что педагог должен опираться именно на «народность», при этом подчеркивал, что «воспитание, если оно хочет быть всесильным, должно быть народным». Этим взглядам не противоречили общественная и просветительская деятельность выдающихся представителей казахского просвещения Абая Кунанбаева, Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина. Источником национального воспитания будущих специалистов в Казахстане является богатое духовное наследие казахских просветителей.

В настоящее время диалог культур рассматривается как объективная необходимость для освоения достижений другой культуры, для взаимообогащения и взаимодополнения, взаимопонимания, основанного на доверии и согласии. Именно неповторимость национальных, региональных, этнических особенностей той или иной культуры ставит ее не соизмеримый с другими. Чем более развита национальная культура, тем более она способна к включению в сферу духовного общения и тем большие возможности она представляет для национального воспитания личности. Как показывает реальная практика сейчас восточная культура оказывает огромное воздействие на культуру европейстких стран. Например, занятие йогой, древнекитайской оздоровительной гимнастикой, большим спросом пользуются тонизирующий чай, зеленый чай, и т.д. Но чтобы понимать другую культуру человек должен быть открыт к отечественной культуре. Только через уважение национальных традиций человек может научиться ценить иную культуру и приобщиться к общечеловеческой культуре.

 Мощным мегафактором, актуализирующим национальное воспитание молодежи является активная интеграция молодежи в мировое информационное пространство, что ведет к формированию иного мировосприятия, изменению норм и системы ценностей, позитивно или негативно влияя на их социализацию. Масштабы и влияние глобального информационного пространства и свободного обращения информации безграничны, и каждый человек должен осознать свою индивидуальную ответственность за результаты своей деятельности, так как проблема оценки качества информации – важнейшая проблема современного образования. В настоящее время с ускорением темпов развития информационных технологий возросла возможность людей устанавливать контакты, получать необходимую информацию, не переходя за пределы территориальной принадлежности. То есть если раньше человек мог общаться с людьми из других стран только с помощью писем, телеграмм и т.д., то в настоящее время общение людей не ограничивается ни временем, ни расстоянием.

 Современному человеку благодаря развитию электронной техники и телекоммуникационных сетей в режиме on-line открываются большие возможности общения с людьми из любой точки земного шара. Значительное влияние на сознание молодых людей оказывают и процессы, происходящие в интернет-пространстве. Наряду с созидательным потенциалом различных передач, телепроектов, периодической печати, Интернет-сети немало информаций негативно влияющих на сознание молодежи и подростков, пропагандирующих насилие, зло и аморальные тенденции. В связи с этим требуется некий фильтр информаций, негативно влияющих на сознание молодежи, и этим фильтром может стать только духовно-нравственные общечеловеческие ценности каждого человека. Процесс информатизации общества благодаря компьютерным и телекоммуникационным достижениям развивается стремительными темпами и охватывает все большее количество населения земного шара. Поэтому СМИ являются одним из  действенных факторов влияющих на формирование мировоззрения современной молодежи, системы национальных и общечеловеческих ценностей. XXI век называют информационным веком, так как обновляется теле- и радио- техника, меняется качество программ, увеличивается количество телевизионных каналов.

Среди отечественных каналов телевещания увеличились программы на государственном языке, на языке межнационального общения, на иностранном языке, акцентирующих внимание зрителей на особенностях национальных и этнических культур, что способствует развитию поликультурности населения. Телевидение, радио, печать, интернет, реклама стали основными источниками информации, формирующими личность, сознание, мировоззрение и убеждения человека. Следует признать, что возможности, предоставляемые сетевой средой для духовного просвещения, нравственного и патриотического воспитания молодежи, используются сегодня лишь в крайне ограниченном объеме.

Как это часто бывает с плодами научно-технического прогресса, молодежная Интернет-среда стала площадкой для развития деструктивных тенденций, которые подчас выплескиваются в реальную действительность. Отсутствие пространственных границ делает интернет мощным средством массовой коммуникации, позволяющим связывать между собой группы пользователей, вне зависимости от их географического расположения, пола, возраста, семейного положения и других значимых социальных характеристик. Отдельно стоит отметить влияние интернета на сознание современной молодёжи, потому что именно молодёжь – эта та возрастная категория, которая является основной аудиторией пользователей всемирной сети. Очень остро стоит проблема интернет – зависимости именно в этой возрастной категории, и многие врачи-наркологи уже выделяют это, как отдельную болезнь.

 Важную роль в национальном воспитании играют такие факторы  как мегафакторы, макрофакторы, мезафакторы, микрофакторы. Выдающийся русский ученый биофизик  Чижевский определил, что активные процессы, происходящие на Солнце, совпадают с судьбоносными событиями в жизни человечества (например: открытие Америки, революционные движения в Англии, Франции и России). В 21 веке в результате развития средств массовой коммуникации стало возможным влияние планетарных событий  на процесс социализации, так как средства массовой информации позволяют человеку, «сидя дома», видеть, как живут люди в любой точке земного шара. И мы больше знаем о жизни какой-либо «звезды» шоу-.бизнеса (за кого вышла замуж Пугачева), чем то, что происходит с соседом.

К макрофакторам национального воспитания относятся природно-географические условия проживания, страна, государство, этнос, общество, которые влияют на этническую социализацию всех живущих в определенных странах людей. Мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) — это условия социализации больших социальных групп людей. К ним относятся место и тип поселения, принадлежность к сетям массовой коммуникации, принадлежность к субкультурам. В сельской местности проживает около 30% населения. Это больше, чем в развитых странах. Сельские поселения многообразны — маленькие аулы, деревни, большие села, по - разному влияют на поведение людей. Человек в сельской местности больше опасается того, что о нем скажут или подумают соседи, чем городской житель.
Микрофакторы оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, дедушки и бабушки, братья и сестры, родственники, няни, воспитатели, сверстники, соседи, учителя. На социализацию взрослых оказывают влияние супруги, коллеги по работе, непосредственный начальник и т.д.

В воспитании современной молодежи многими осознается необходимость всемерного усиления внимания к духовно-нравственным ценностям народа. В настоящее время очень важно, чтобы в каждом национальном регионе социальный прогресс сопровождался прогрессом духовным с опорой на культурно-педагогическую самобытность наций и народностей. Молодежь является самым социально активным слоем населения. Поэтому государство возлагает большие надежды на молодежь способную к саморазвитию и самосовершенствованию, со сформированным национальным самосознанием и призванную обеспечивать будущее общества. Вопросы о ценностной ориентации молодежи, об их нравственности нельзя рассматривать в отрыве от развития общества. Ощущение личностью своей национальной идентичности, гражданственности во многом определяют формирование его национального самосознания. Чувство принадлежности к этносу, государству должно быть определяющим компонентом формирования патриотизма, ответственного отношения к достоянию нации. На формирование национального самосознания определенное влияние оказывает географическая среда обитания, любовь к родной земле, родная природа.

Как доказывают ученые, особенности географического фактора определяют культуру, региональную специфику этнической общности. Любовь к родной земле, к природе является мощным фактором обогащающим сознание человека знаниями об его отношении к природе как неиссякаемому источнику духовных сил, энергии, психического и физического здоровья, определяющие традиционный образ жизни любого народа.
Действенным фактором и неиссякаемым источником национального воспитания служит многовековая культура народа. Культура каждого народа выражает свойственную только ей особенности быта, традиций, обычаев, оставляя в истории свой неповторимый след. Все, что накоплено веками, является достоянием человечества, и сохранить и сберечь все это для будущих поколений является задачей нынешних поколений. В «Книге Слов» Абай критикует трусость и безволие, лживость и невежество своих современников, а также межнациональные распри и взаимные счеты между племенами одного народа. Следует согласиться с мнением, что нет плохих народов и нет народов безнравственных. Но ничто так не укрепляет духовную силу народа как открытая и смелая национальная самокритика. Она - свидетельство внутреннего здоровья нации, ее способности совершенствоваться, преодолевать общие беды и излечивать собственные болезни.

Не менее важным фактором национального воспитания является искусство (фольклор, народные песни, национальные игры, и др.), свидетельствующее об общей устремленности народа к прекрасному, о стремлении к гармоническому развитию личности, к эстетическому воспитанию. Культурообразующим фактором воспитания для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно является религия, которая веками формировала духовную сферу жизни нации, была фундаментом понимания сути духовности . Цементирующим фактором национального воспитания являются многовековые национальные традиции. Сохранение, развитие и эффективное использование накопленного веками культурного достояния народа в воспитании молодежи является стратегической установкой государства. На территории Казахстана есть множество неповторимых исторических и культурных памятников, формирующие образ страны и имеющие неразрывную связь с непреходящими ценностями земли, находящейся в центре евразийского континента. В сохранении и преумножении этого ценного достояния и трансляции этого культурного наследия в будущее большая ответственность возлагается на современную молодежь.
 
В контексте раскрытия особенностей макрофакторов национального воспитания уместно будет привести слова Н.Бердяева о национальном и общечеловеческом. Он отмечает: «Можно желать братства и единения русских, французов, англичан, немцев и всех народов земли, но нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных ликов, национальных духовных типов и культур. Такая мечта о человеке и человечестве, отвлеченных от всего национального, есть жажда угашения целого мира ценностей и богатств». ( Бердяев Н.А. Русская идея. – М., 1990. - 361 c. 93)