Лек. 13. Патриотизм и конкурентноспособность

Юрий Шпилькин
3. Казахстанская идентичность и казахстанский  патриотизм.
Высокий моральный дух, дух нации станут реальными атрибутами гражданской идентификации, если они не будут благими пожеланиями и мечтами, а реальной социальной и политической силой. Важным результатом формирования гражданской нации в Казахстане должно стать зрелое гражданское общество. Гражданская нация и гражданское общество тесно связаны между собой, взаимно предполагают друг друга и не могут существовать друг без друга. В социальном плане это связано с тем, что и гражданская нация и гражданское общество основаны на горизонтальных, а не на вертикальных связях в обществе. Сегодня этническая политика Казахстана в тесном единстве с надэтнической направлена на развитие поликультурного сознания казахстанцев, на их идентифицикацию с государством.

 Идентичность -  свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, Казахстан, где человек, к какой бы национальности он не принадлежал, сохраняя свою этническую принадлежность, должен идентифицировать себя как представитель государства Казахстан. Всеказахстанская идентичность должна стать стержнем исторического сознания нашего народа. Сегодня казахстанец любой этнической или религиозной принадлежности – это равноправный гражданин своей страны. Казахский народ и государственный язык выступают как объединяющее ядро развивающейся казахстанской гражданской общности. Мы создаем такое справедливое общество, в котором каждый может сказать: «Я – казахстанец, и в своей стране для меня открыты все двери!» Сегодня для наших граждан открыты все двери, все возможности, все дороги. Нас много, и мы все – одна Страна, один Народ. Быть полезным своей стране, быть ответственным за судьбу своей Родины – это долг и честь для каждого ответственного политика,  для каждого казахстанца. Мы сделали ценности единства и согласия фундаментом общества основой нашей особой казахстанской толерантности. Мы должны бережно передавать эти ценности каждому будущему поколению казахстанцев.

 Распад Советского Союза и разрушение советского прошлого сопровождались массовой дезориентацией, утратой идентификации, как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества в целом. С одной стороны, наблюдался кризис идентичности индивидов в качестве граждан прекратившего свое существование СССР. С другой, появились новые идентификационные ориентиры, связанные с обретением Казахстаном независимости, началом перехода к рыночной экономике. Поэтому на начальном этапе независимости руководство Казахстана предпринимает попытки сформулировать основные принципы новой общегосударственной идеи, которая должна была предотвратить духовный кризис и стать важным механизмом консолидации общества.  С первых дней независимости, основным инструментом построения новой государственности в Казахстане стала не только идея самоопределения казахского народа на уровне этнической идентификации, но и идея консолидации власти и консолидация общества в целом.

По-существу, в начале 90-х, Казахстан, как и многие посткоммунистические республики, столкнулся с проблемами определения новой государственной идеологии. Идейная консолидация являлась важным аспектом консолидации политической системы и осуществлялась через разработку национальной идеи. В 1993 году была обнародована концепция «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана». В данном документе были выделены следующие цели и направления: обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ; развитие общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния всех граждан; развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана; углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике. 23 мая 1996 года была одобрена «Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан». В Концепции отмечалось: «...Основными идеями государства должны стать единство народа, гражданский мир, социальная стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие, компромисс и терпимость. В обществе должны утвердиться духовные ценности, основанные на общечеловеческих нормах морали, национальных традициях, воспитывающие гражданскую ответственность и патриотизм...».

При этом важным моментом Концепции являлось положение о том, что «стратегической тенденцией в развитии государственной идентичности – является становление в перспективе государства-нации». В обществе должна окончательно утвердиться идея о том, что Казахстан - это наша общая Родина. 10 октября 1997 года было озвучено знаменитое и фундаментальное Послание Стратегия «Казахстан-2030», где в качестве основных идей были обозначены процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Стратегия «Казахстан-2030» соответствовала социально-экономической и духовной ситуации 1990-х гг. и должна была вдохновить общество на преодоление кризиса и сплоченность общества ради будущих достижений, построение независимого, процветающего, политически стабильного государства, с национальным единством, социальной справедливостью и экономическим благосостоянием всего населения. Данная Стратегия предполагала формирование новой единой гражданственности и новый тип самоидентификации казахстанцев.

По существу, Стратегия «Казахстан – 2030» стала концептуальным, стратегическим и программным документом государства, который послужил мощным толчком в формировании государственной идеологии Казахстана, и в определенной степени способствовал мобилизации и консолидации казахстанского общества. Провозглашенные общенациональные идеи, апеллирующие к эмоционально-чувственной компоненте: «Казахстан - наш общий дом», «Наше великое историческое прошлое» способствовали: а) предотвращению возможных социальных, этнических, конфессиональных конфликтов; б) формированию общественно-политической стабиль- ности в Казахстане, как уникального опыта мирового сосуществования множества этносов. В этот период значимыми были положения, высказанные отечественными обще- ствоведами о том, что интеграция граждан разных национальностей должна быть основана на сохранении их этнических особенностей, языка и культуры, традиций и обычаев. Путь к духовному согласию в многонациональном социуме лежит через воспитание национального достоинства каждого индивида как субъекта системы социальных отношений и исторического развития общества.

Самоуважение - источник понимания общечеловеческих ценностей, который обусловливает уважение к представителям других наций. Отработка элементов такой интегрирующей и интегрированной идеологии шла и идет, опираясь на доминанту патриотизма, казахстанского патриотизма в частности, в основе которого лежит идеология общественного согласия, интернационализма и гуманизма - основ общечеловеческих ценностей.

Казахстанский евразийский патриотизм  рассматривается  обществоведами как консолидирующий духовнополитический фактор, как новая парадигма государственной политики и идеологии. Ее появление и утверждение связано с утверждением и укреплением независимости Казахстана в рамках Евразийского союза. На протяжении всех лет становления нашего государств, высказывалась и высказывается мысль о том, что «...объединяющей национальной идеей казахстанцев реально становится независимость страны. Данная позиция нашла свое глубокое звучание в Доктрине единства народа Казахстана (2010 г.), где говорится: 1) наша великая цель – независимо от своего этнического происхождения сплотиться и стать великой нацией, бережно сохранив и передав нашим потомкам самое дорогое, что у нас есть, – суверенный и независимый Казахстан. Это означает, что каждый гражданин, общество и государство должны осознать свою ответственность перед народом и будущими поколениями и принять все необходимые действенные меры по обеспечению осознания всеми гражданами страны своего единства и глубинной связи с Родиной – Республикой Казахстан. Главными ориентирами в достижении этой цели были обозначены сплоченность, незыблемость конституционного строя, территориальная целостность и унитарное устройство республики; укрепление экономической, политической безопасности и духовного суверенитета страны, дальнейшая консолидация вокруг казахского народа всех граждан республики, направленной на укрепление независимости государства; приоритет национальных интересов в сфере международного сотрудничества на основе незыблемости суверенитета страны; бережное отношение к главным богатствам – независимости, земле, единству и духовности.

В качестве основного принципа национального единства было обозначено укрепление и развитие духа нации как объединяющего и укрепляющего начала. Духовное начало – это сила, которая сплачивает нацию в единое целое. Чем сильнее дух народа, тем выше перспективы его государственности. Это главный двигатель истории и нашей судьбы. Именно дух нации определяет неповторимость облика любой страны, задает направление и дает импульс развитию. Для подъема нашего национального духа главными приоритетами должны стать дух традиций и патриотизма, дух обновления, состязательности и победы; опора на традиционные ценности (уважение к языку и культуре, нравственность, семья, связь поколений, патриотизм и толерантность), как духовной основы общества. В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года Доктрина становится главным инструментом процесса консолидации казахстанского общества. Обеспечение национального единства является важным условием создания демократического, светского, правового и социального государства. Экономический рост, социальный прогресс и демократическое развитие страны возможны только при консолидации и сохранении единства общества. Для решения этой задачи у Казахстана как независимого, суверенного и признанного во всем мире государства имеются политическая воля и все необходимые экономические и социальные ресурсы. Сохранение независимости и укрепление государственности, равенство возможностей и защита прав и свобод граждан, создание интеллектуальной нации и развитие национального духа должны стать краеугольным камнем нашего национального единства и жизненными принципами каждого из нас. Все это создаст основу для динамичного развития страны в предстоящие годы, - говорится в Доктрине национального единства Казахстана. В «Стратегии «Казахстан-2050», возлагая большую ответственность на казахский народ за сохранение мира и покоя в нашем обществе, Президент говорит: «Мы должны понимать, что эпоха мононациональных государств канула в Лету. И мы несем прямую ответственность за то, чтобы на нашей земле царили мир и покой. Мы должны быть настоящими хозяевами своей земли – гостеприимными, радушными, щедрыми, терпимыми. Если мы хотим видеть нашу страну Сильным и Мощным государством, мы не должны сами раскачивать лодку, рушить хрупкий мир и порядок. Мы не должны позволять никому сеять рознь и страх на нашей благословенной земле. Мы должны жить в мире и согласии - это требование времени. Нам нужно продолжить работу по формированию исторического сознания нации.

Воспитание нового казахстанского, евразийского патриотизма в контексте национальной идеи и содержательной деятельности национального идеала. Одним из основополагающих документов, через который красной нитью проходят основные положения национальной идеи, является «Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы». Особую значимость данному документу придает обозначенная в ней цель: формирование у граждан Казахстана высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины посредством целенаправленного развития системы патриотического воспитания. В Программе особый упор сделан на то, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня развития гражданского общества, формирования у молодежи высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитания готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

Стержнем данной Программы является идея, высказанная Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А.: «Казахстан - наш общий дом», направленная на консолидацию общества, сохранение общественной стабильности, укрепление гражданского мира. Внимание в документе обращается на необходимость повышения духовного потенциала общества, воспитание гражданина, обладающего позитивным, созидательным мировоззрением, развитым чувством ответственности; нацеленного на постоянное самосовершенствование, саморазвитие; обладающего прочным нравственным стержнем, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельный решения, легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям; воспринимать новые идеи. Особый акцент в Программе сделан на то, что одним из основных векторов социализации личности должна стать идентификация индивида с Родиной. При этом понятие «Родина» должно ассоциироваться не только с родной землей, близкими и родными человека, но и восприниматься в аспекте эмоционально-психологических чувств (чувства любви, патриотизма, преданности, национальной гордости и других).

 В этой связи небезынтересными являются представленные в Программе  результаты мониторинга общественно-политической ситуации в Казахстане, про- веденного в период с 2003 по 2005 годы, которые показали, что абсолютное большинство участников опроса (92,9%), независимо от национальной принадлежности связывает свое гражданство с Республикой Казахстан. Гражданская идентификация с Республикой Казахстан, свидетельствует о наличии у большинства населения Казахстана чувства патриотизма, которое должно стать фундаментом активной гражданской позиции, осознанного участия в жизни страны. Одновременно в данном документе особо обращается внимание на наличие в Казахстане активизации деятельности нетрадиционных религиозных объединений и экстремистских организаций, направленных, в первую очередь, на вовлечение в свои ряды молодежи. Отмечается также и то, что в последнее десятилетие осуществлялись различные экстремистские выступления, связанные с религиозными постулатами, распространяемыми в стране благодаря зарубежной пропаганде, а также заинтересованности отдельных граждан.

Интерес молодежи к не традиционным для Казахстана объединениям, таким, как кришнаиты, свидетели Иеговы, а также к экстремистским организациям, например, к религиозно-политическому объединению «Хизб-ут-Тахрир» и другим, связывается в Программе с психологическим воздействием активистов-сторонников этих объединений и организаций на сознание молодых людей. Поэтому говорится о необходимости разработки четких механизмов регулирования злободневных проблем, возникающих в религиозной сфере, всемерного повышения политической грамотности и высокой политической культуры молодежи. Высокий уровень политической грамотности и политической культуры должны рассматриваться как источники внутриполитической стабильности, межнационального согласия. Как указывается в Программе для решения имеющихся проблем, в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения: - требуется принципиально новый подход к воспитанию в целом.

Образ страны и чувства своей неразрывной связи с родиной должны формироваться государством и обществом через различные механизмы и институты, прежде всего, через образование; - деятельность учреждений и организаций образования должна быть направлена на воспитание обучающейся молодежи в духе казахстанского патриотизма, на котором строится все здание нашей государственности. Успешность реализации данной Программы связывалась с сформировавшимися в казахстанском обществе такими свойствами и качествами как: толерантный менталитет казахстанцев; духовная открытость как доминирующая черта менталитета казахстанцев; смелость по отношению к нововведениям, межнациональное согласие и дружба, политическая стабильность; устойчивый и динамичный экономический рост страны, как залог гарантированного преодоления бедности для большинства населения, обусловливающий оптимизм и веру в будущее.

В рамках патриотического воспитания учащейся молодежи в контексте национальной идеи значимым является другой национальной проект «Культурное наследие», который реализуется в Казахстане уже на протяжении нескольких лет. Эта крупномасштабная государственная программа, в которой делается особый акцент на то, что «новая культурологическая парадигма - не должна признавать знания са- мого по себе, в отрыве от его культурно-исторического и личностно-смыслового контекста». «Культурное наследие», должно стать основой формирования у ныне живущего молодого поколения граждан Казахстана полноценного фонда гуманитарного образования, их патриотизма и гражданственности. Проблема патриотического воспитания нашла свое новое звучание в Послании «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства (декабрь, 2012 г.).

Как отмечает Президент, главная цель нового казахстанского патриотизма - сохранение и укрепление общественного согласия. Это – непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации. Фундамент казахстанского патриотизма – это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле, чувства гордости за страну и ее достижения. При этом Глава государства сделал акцент на то, что к 2050 году нам надо построить такую политическую систему, при которой каждый гражданин Казахстана должен быть твердо уверен в завтрашнем дне, в будущем. Наши дети и внуки должны предпочесть жизнь на родине, потому что им здесь гораздо лучше, чем на чужбине, потому что здесь им и каждому гражданину Казахстана гарантируют качество жизни, безопасность, равные возможности и перспективы.

Обращаясь ко всем казахстанцам Н.А. Назарбаев отметил: «Все мы являемся казахстанцами, имеющими равные права и равные возможности. Новый казахстанский патриотизм – это то, что должно объединять все общество, вне этнических различий. Мы – многонациональное общество. И в вопросе межнациональных отношений не должно быть никаких двойных стандартов. Все должны быть равны в государстве. Не должно быть хороших или плохих по этническим или другим признакам. Если кого-то ущемили по этническому признаку, то надо считать что ущемили всех казахстанцев. Не будет и не должно быть никаких преференций никаким этносам, права и обязанности у всех одинаковы. Мы строим общество равных возможностей, общество, где все равны перед законом. Мы никогда не должны даже допускать мысли, что поступление на учебу, устройство на работу и карьерный рост будут решаться по этническому признаку. Критерий один – высочайшая этика и профессионализм. В нашем обществе не должно быть «лишних» или «чужих», «наших» и «не наших». Мы не можем оставлять «за бортом» ни одного гражданина нашей страны. Каждый казахстанец должен ощущать поддержку и опору власти. Все, кто пытаются вбить «клин» в межэтническое согласие нации, должны преследоваться по закону. И здесь особая ответственность лежит на нас, казахах. Таким образом, всесторонний анализ стратегических национальных программ, Посланий Президента страны народу Казахстана со дня становления независимости нашего государства позволяют представить национальную идею «Мангілік Ел» в единстве и взаимосвязи таких ее составляющих как этноформирующей, гражданской и общенациональной, ориентирующей на развитие интеллектуальной и конкурентоспособной нации.
 Один из основоположников евразийской идеи Н.Трубецкой писал:"только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемая как особая многонародная нация и в качестве таковой обладающая своим национализмом.
Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию - Евразией, ее национализм - евразийством... В применении к Евразии это значит, что национализм каждого отдельного народа Евразии  должен комбинироваться с национализмом общеевразийским, т.е. евразийством. Каждый гражданин евразийского государства должен сознавать не только то, что он принадлежит к такому-то народу (или к такой-то разновидности такого-то народа), но и то, что самый этот народ принадлежит к евразийской нации".

4. Конкурентоспособность как важнейшая составляющая национальной идеи. В ноябре 2009 года Назарбаев Н.А. особо акцентировал внимание на то, что в основе национальной идеи должны быть заложены четыре фактора. «Первое - это национальное единство, второе - сильная конкурентоспособная экономика. Третье - интеллектуальное, созидающее общество. «Если мы хотим быть наравне со всеми и выжить в глобальном мире, мы должны иметь интеллектуальное общество». Четвертой составляющей Президент РК назвал построение Казахстана как уважаемого государства. «Мы должны строить наше общество - это и есть четыре основы успешного развития нашей Родины». Следует отметить: идея конкурентоспособности нации была обозначена Главой государства в Послании народу Казахстана еще в марте 2004 года. Затем более глубокое ее представление было осуществлено в Послании «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира: приоритеты и пути их реализации» (март 2006 г.). В данном программном документе конкурентоспособность нации рассматривается как необходимое условие успешной интеграции Казахстана в мировую экономику и сообщество. Одновременно достижение Казахстаном высокого уровня конкурентоспособности представляется как общенациональный проект, призванный на новом уровне консолидировать полиэтническое и многоконфессиональное общество. Но в качестве основополагающей конкурентоспособность как главная национальная идея была провозглашена в октябре 2006 года в рамках выступления Н.А. Назарбаева на 12-й сессии Ассамблеи народов Казахстана.

 На данной сессии Глава государства отметил: «Мы сформировались как единый казахстанский народ», и поставил новую задачу, в которой четко определил следующий шаг - «мы должны стать конкурентоспособной нацией. Это принципиально новая задача, которая потребует дальнейшего развития нашей культуры, развития каждого отдельного гражданина». Идея необходимости повышения национальной конкурентоспособности в глобализирующемся мире получила новое, более глубокое развитие в Послании «Новый Казахстан в новом мире» (Астана, 28 февраля 2007 г.). Это Послание во многом продолжало и развивало «Стратегию вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира». Вместе с тем в ней были сделаны особые акценты: переход казахстанской экономики на качественно новый технологический уровень; всемерное развитие казахстанской науки и улучшение всей системы образования; главная цель всех преобразований – конкурентоспособность нации. В данном Послании было отмечено: с усилением процессов глобализации конкуренция между государствами приобрела новое качество, трансформировавшись в конкуренцию по качеству интеллектуальных ресурсов и по качеству образования, система развития качественных услуг образования на уровне мировых стандартов возведена в ранг приоритетных направлений. Конкурентоспособность государства складывается из конкурентоспособности отдельных личностей - его граждан.

Существенную роль в конкурентоспособности призвана была сыграть программа "Болашак". Впервые в истории государств постсоветского пространства  была предоставлена возможность получать образование за рубежом.Стипендия «Болашак» должна была стать своеобразным гарантом успешного карьерного роста и профессиональной самореализации ее выпускников.За первые десять лет было присуждено 780 стипендий для обучения в 13 странах, а с 2005 года было решено отправлять по 3 тысячи в вузы 33 стран.За годы реализации международная стипендия «Болашак» была присуждена 11 126 казахстанцам для обучения в 200 вузах 33 стран мира.Но, к сожалению, некоторые болошаковцы не вернулись на Родину, а часть из тех, кто вернулся не смогли трудоустроиться.
 
 Инфраструктура «умной экономики», экономики знаний и высоких технологий потребует новых социальных стандартов, культуры и менталитета человека». Речь идет о воспитании нового, конкурентоспособного поколения. «Наша молодежь должна быть хорошо образованной, нацеленной на успех, самосовершенствование. Она должна быть активной, здоровой, владеть языками, чтобы эффективно интегрироваться в международную среду и там, успешно конкурируя, выходить на лидирующие позиции». Дальнейшее развитие данная идея получает в утвержденной 28 декабря 2007 года правительством РК «Концепции достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы».

 В этом документе прямо отмечено: «национальная идея казахстанцев - стать конкурентоспособными, работать в конкурентоспособных предприятиях и жить в конкурентоспособной стране». На современном этапе она заключается в том, что Казахстан стремится к «дальнейшей консолидации общества и формированию единой казахстанской конкурентоспособной нации». Как следствие предыдущих посланий, в январе 2008 года выходит один из основополагающих программных документов «Интеллектуальная нация – 2020». Цель данного проекта - превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом; воспитание казахстанцев новой формации, владеющих высоким уровнем креативного мышления, умеющих перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии и инновации; способных инициировать, генерировать, создавать оригинальные идеи и претворять в жизнь. В контексте данного документа были определены три момента, вне которых невозможно становление интеллектуальной нации: инновационное развитие образования, информационная революция, духовно-нравственное воспитание молодежи.

Вопросы развития конкурентоспособности Казахстана нашли свое отражение и в Доктрине национального единства народа Казахстана. Так, в ней говорится: сегодня время предъявляет все более жесткие требования к странам и нациям. Надежду на самостоятельное будущее имеют только те из них, кто, не растеряв свои традиции и ценности, нацелены на постоянное обновление, на модернизацию, на усиление конкурентных преимуществ. Это – веление времени, и мы должны соответствовать ему. Модернизация и конкурентоспособность, опирающиеся на традиции, – основа подъема нашего национального духа в XXI веке.

 В XXI веке только интеллектуальная нация может рассчитывать на успех. Только так, опираясь на традиции, постоянно совершенствуясь и определяя для себя высокие планки, мы обеспечим единство нации и укрепление национального духа. В этой связи особое значение имеет лекция, с которой в мае 2006 года Президент Н.А. Назарбаев, выступая в Евразийском Национальном Университете имени Л.Н. Гумилева отметил: «Мы должны адаптироваться к требованиям нового века и быть готовы к жесткой конкуренции. Современный мир переживает период глобализации - эпоху всестороннего объединения человечества в едином пространстве информации и коммуникаций, превращения всей планеты в единый экономический рынок. Глобализация привнесла в современный мир уязвимость и хрупкость. Терроризм, наркоторговля, информационные войны, эпидемии, экологические катастрофы также не знают границ и стали глобальными вызовами всему человечеству. Ни одно государство в мире не способно противодействовать данным вызовам самостоятельно. Глобализация предъявляет чрезвычайно высокие требования к конкурентоспособности национальной экономики».

При этом особое внимание студентов и преподавателей было обращено на то, что: 1) в ближайшем будущем нашему государству понадобятся тысячи высококвалифицированных специалистов и дипломированных ученых. Вопрос конкурентоспособности – это, прежде всего, вопрос качества. Система казахстанского образования должна быть цельной и последовательной, соответствовать мировым стандартам; 2) задача вхождения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если ее будут воплощать в жизнь высококвалифицированные специалисты... Образованные, грамотные люди - это основная движущая сила развития человечества в XXI веке. И сегодняшние студенты, которые завтра будут учеными и менеджерами казахстанских компаний, должны это очень хорошо понимать; 3) в современном мире «жизненный цикл» знаний и навыков очень короток. Как следствие этого, все более важными становятся непрерывность образования и регулярное повышение квалификации.

 В научной литературе фигурирует особая единица измерения устаревания знаний специалиста - так называемый «период полураспада компетентности». Этот термин, заимствованный из ядерной физики, в данном случае означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устаревания полученных знаний, по мере появления новой информации, компетентность специалиста снижается на 50%. На рубеже 80-х – 90-х гг. этот период составлял 5-6 лет для инженеров на предприятиях с передовой технологией, а для медиков и биологов всего 3-4 года. А сегодня перманентное овладение новыми знаниями становится для специалиста первостепенным условием сохранения квалификации; 4) тому, кто не развивается, не идет вперед, придется уступить свое место другому: «Вперед, или в сторону». Именно этот принцип руководит современным конкурентным миром. И этот принцип во многом должен определять жизненную позицию; 5) конкурентоспособность Казахстана должна привести не только к материальному, но и к духовному обогащению нации. За процветанием экономики должен последовать расцвет культуры и искусства, родного языка, традиций и жизненной философии нашего народа; 6) в глобальном мире необходимо жить, уважая культуру и традиции других на- родов. Нужно дорожить межнациональным согласием в Казахстане. Всегда помнить, что стабильность в обществе - главное условие нашего развития. Слово «Казахстан» должно мощно зазвучать на мировой арене, олицетворяя новую молодость нашей древней страны, уверенную поступь нашего народа в новой истории.

Идея развития конкурентоспособности на основе овладения тремя и более языками заложена в таком стратегическом проекте как «Триединство языков». Впервые данная идея была озвучена в октябре 2006 года на ХІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана. Тогда было сказано: знание, как минимум, трех языков важно для будущего наших детей. В Послании 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» было предложено начать поэтапную реализацию данного культурного проекта. Наряду с духовным развитием народа Казахстана он был выделен как отдельное направление внутренней политики государства. В нем был сделан особый акцент на то, что: а) Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Казахский язык – государственный язык, русский язык – язык межнационального общения, английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику»; б) идея триединства возникла не просто как красивая концепция и новый формат языковой политики, она была выработана в связи с жизненной необходимостью. Сегодня успешно развиваются те страны, которые внедряют у себя, так называемую, умную экономику и открыты миру. А успехи в этих областях и новые познания даются именно через овладение доминирующими на планете языками. Владение несколькими языками всегда расширяло коммуникационные и интеграционные способности стран и народов. Взяв курс на овладение гражданами тремя языками, Казахстан исходит из сегодняшних реалий: - триединство языков должно являться свидетельством конкурентоспособности страны; - в условиях многонационального Казахстана триединство языков есть существенный фактор укрепления общественного согласия; - государственный язык – это такой же символ, как флаг, герб, гимн, с которых начинается Родина, призванный объединять всех граждан страны.