Ах, это двадцать седьмое число!..

Айза Барзанукаева
   Каждый раз, когда Раиса, вспоминая юность, произносила эту фразу - "Ах, это двадцать седьмое число!..",- она вкладывала в нее какой-то особый смысл и произносила по-разному: то с нотками радости или удовлетворения, то с какой-то грустью, а в последнее время - чаще всего с ностальгией... Но как бы то ни было,  каждый раз  - по-новому.
А совсем недавно в голосе моей подруги эта фраза прозвучала как-то печально, безысходно, с каким-то надломом в горле.
Я не стала допытываться, из-за чего она почти с каким-то выдохом вспомнила вслух это число и ничего не добавила.
Среди обширного круга моих знакомых женщин и девушек Раиса была как бы на особом месте. Вот уже почти сорок лет  нашей дружбе, но у меня никогда не бывало повода разочароваться в ней. Да она и не давала этого повода. Характер Раисы вполне соответствовал ее имени, которое с арабского переводится как "лидер". Она  была и лидером, и душой любой компании. Альтруист по природе, она в этом смысле нередко набивала себе шишки. Чаще всего - от родных, которых она излишне много опекала. Тем не менее ее кипучей натуре это нисколько не мешало, т.е. она не держала долго в себе зла или обиды. И продолжала жить, как считала нужным и правильным образом.
И профессия у нее была сродни ее натуре. Около сорока лет работала Раиса учителем начальных классов. В другой сфере - и даже в старших классах той же общеобразовательной школы - ее нельзя было представить. Как и ее ученики (а дети очень чисты по природе!), Раиса была чиста душой и помыслами, лишена какой-либо корысти.
Сколько же было у нее выпусков, прошедших с ней рука об руку с первого по четвертый классы? Кажется, семь или восемь. Иной раз дети попадали к ней в разных классах, не с первого. В общем, в своей профессии она нашла радость и счастье. Она так и говорила: "Иду на работу, как на праздник!" Этот праздник души продолжается для Раисы и по сей день.
И свое женское счастье она угадала точно, когда ее выбор пал на Анзора, которого уважали все, кто его знал,- и ровесники, и люди постарше. Спокойный, уравновешенный, доброжелательный со всеми, он являл собой образец надежного мужского плеча.
Анзор с Раисой воспитали трех дочерей и троих сыновей. За своих детей им ни разу не пришлось покраснеть ни перед родственниками, ни перед соседями. "Воспитанные",- так отзываются о них люди. Многие знакомые супружеские пары находят отдушину в их семье. Атмосфера семьи этой четы располагает к душевному общению.
Почему же я, рассказывая о них, часто употребила прошедшее время?! Они и сегодня остаются такими, какими я знаю их всю свою жизнь!
Просто после короткой разлуки с подругой, когда  она вернулась домой, я заметила в ней какую-то невысказанную грусть, обиду или какое-то недоумение, когда она, словно вспомнив что-то, произнесла так часто звучавшую фразу "Ах, это двадцать седьмое число!.."
В жизни многих людей часто бывают  "свои" числа. Пророческие. Судьбоносные. Счастливые. Символические. Трагические. Для Раисы и Анзора таким числом было 27-ое. Счастливым. Особенно  -  осеннего времени года. Раиса так и говорила: "Каждый раз, когда я в классе на доске пишу "Двадцать седьмое сентября", я вспоминаю тот счастливый сентябрь, когда я поверила Анзору и согласилась идти с ним по жизни  плечом к плечу.  Ах, какие были тогда напоенные солнечным теплом предзакатные вечера! Каким высоким было ночное небо, освещенное ярким светом полной луны! Как благоухала природа, щедро даря людям свой богатый урожай винограда, душистого сена и спелых яблок, названия которых запомнились на всю жизнь  - шафран, айдарет и симиренко! Словно вчера было все это. Дети давно разлетелись по всему свету. Внуки стали взрослыми. И ужасы двух войн позади. Не дай Аллах пережить все это еще раз!"
          Однако я хочу вернуться к той нашей встрече с Раисой, когда она вернулась домой после поездки к старшему сыну в Тюмень.
Говорят, если держать в себе обиду или какую-то душевную рану, человеку бывает тяжело. А если он поделится с кем-нибудь, на душе становится легче. Может, потому и решилась Раиса на откровенный разговор со мной. Не знаю.
...Месяц назад рано, очень рано утром, меня и Анзора разбудил звук телефона, на который пришло сообщение мужу. На мой вопрос, "кто это  в такую рань?" муж с чуть заметной запинкой ответил : "Музаев" (так по фамилии мы называем одного своего друга). Музаев мог позволить себе позвонить в любое время, не только в такую рань.     Но что-то очень неубедительно прозвучал голос мужа, который к тому же для большей убедительности добавил, что "ничего серьезного, просто прислал видео". А дня через два совершенно случайно выявилась ложь мужа. Поскольку его не оказалось в комнате (он вышел в сад),  когда зазвонил телефон, один из внуков счел нужным принести телефон мне, чтобы ответить абоненту (бывало, что мы с Анзором  отвечали друг за друга). И тут  в журнале звонков я заметила, что в обозримом прошлом никаких звонков от Музаева вовсе не было! Зато на дисплее светился "ватсап" с тем самым утренним сообщением. Оно было от одной нашей знакомой. "Подумаешь! - скажут одни, - обыкновенная житейская история".  "Да мало ли что?" - удивятся другие. Но я, хорошо зная мужа, ни на йоту не усомнилась  в нем, в его отношении к себе. Дальше этого сообщения ничего не могло произойти:ни его измены, ни моих ревностных сцен. Ничего этого не было даже тогда, когда мы были молоды.  А теперь было много факторов, способных "тормознуть" его,  даже если бы он  и попытался бы изменить свои устоявшиеся на всё и вся взгляды, - возраст, физическое состояние, общественное мнение, осуждение детей и внуков...
И тем не менее - в то утро он солгал мне. Зачем? Чтобы я не усомнилась в его "благонадежности"? Так я же никогда не ревновала его, и даже в молодые годы! Пощадил меня? Зачем? С какой стати? Или просто смалодушничал? Так я и не нашла для себя ответа. Не стал объяснять и он. Постарался сделать вид, что не было никакой лжи.
А потом я поехала к сыну. Ненадолго. Как обычно, в аэропорт меня провожал Анзор. Пройдя регистрацию и сдав багаж, мы ждали приглашения пройти на посадку, когда зазвонил телефон мужа. Он ответил: "Ассаламу алейкум!" и, сделав жест рукой, мол, звонят, - "отвечу" - он сделал несколько шагов в сторону, чтоб не стоять в середине зала. А затем неожиданно (я и не предполагала, что так  быстро пригласят) пассажиров, вылетающих рейсом Грозный - Москва, позвали на посадку. Я прошла первой.
А потом на удивленный голос Анзора по телефону спокойно, почти равнодушно, ответила, что я прошла первой. И пожелала счастливо доехать до дома.
Весь последний месяц с того злополучного раннего телефонного сообщения я жила с ощущением  "одиночества вдвоем". Я не знаю, почему я так болезненно отнеслась к его лжи, ведь каждому свойственно лукавить, иногда изворачиваться... Наверное, я не смогла понять причины его такого поведения. Думаю, я не смогла простить ему малодушие. И впервые за долгие годы совместной жизни я уехала, не попрощавшись с ним глаза в глаза...
Завершила Раиса свой рассказ словами: "Ах, это двадцать седьмое число!" А потом добавила:"Скоро напишу на доске свою памятную дату".
И грустно улыбнулась...