импортозамещение, и сверхзадача по Станиславскому

Ив Жовайр
24.09.2016


        Года два  назад Станислав Говорухин в одном из интервью*  отметил, что противиться американской кино экспансии бессмысленно, потому что в России снимается очень мало фильмов, и показывать будет нечего.  А сегодня, похоже,  в стране началось  интенсивное «импортозамещение» в этой области. Фильмов стало сниматься множество! Появились десятки новых, неизвестных до настоящего времени людей, пишущих сценарии и снимающих кино.    На телевидение хлынул поток кинопродукции.  Шедевров в потоке нет, но, вообще говоря,  это кино совсем  не хуже (правда, и не лучше!) привычной голливудской макулатуры… А  фильм  «Горько», к примеру, (А.Першин) можно даже считать относительной удачей  -  занятный, приятный   получился фильм... Людей таких нам в жизни встречать, возможно, и не пришлось, или наблюдать такие истории, но авторы так заземлили своих героев, и в то же время сделали их настолько симпатичными, что очень просто  в них было поверить… И Сергей Светлаков там, ну,  очень смешной и  убедительный! И напрасно, мне кажется, обругал ленту С. Говорухин.
        Но удач таких немного… И вот сидишь на диване, смотришь, от нечего делать, по ТВ плохонький  фильмец, вроде мелодрамы с благополучным концом («женское кино»), либо скороспелый  сегодняшний боевичок… И знаете ли, - так просто взять да и отвлечься от  сюжета,   и живо себе представить:  вот стоит камера, вот  бутафория декораций;  а перед камерой двигаются люди, произносят фразы, придуманные  любителем-сценаристом. И люди эти, то есть,  актеры,  что-то там делают,  например, резко оборачиваются, изображая возникшую за спиной опасность, и водя  игрушечным пистолетом  из стороны в сторону.  Или еще какую стандартную  ситуацию изображают … И даже если они, т.е.  актеры, добросовестно выполняют свою работу, вдруг все, что они делают перед камерой, сразу представляется чем-то несерьезным, пустым   кривлянием. И согласишься невольно со Старом -  голливудским продюсером, который в  романе Ф.С. Фицджеральда сетовал на то, каким  пустым и глупым делом он занимается… И выключишь телевизор без сожаления … 
        Но  ведь были и иные фильмы, когда и в голову не придет так вот забавляться, представляя камеру и актеров в процессе съемки.  И не в содержании фильма тут дело! Что-то другое отличает  заурядную поделку от   кино «хорошего», что делает кино  искусством.  И фильм этот не обязательно даже и «шедевр»,  а  иногда просто добрая история об обычных людях.  Вот, как, к примеру, кино   «Прощание славянки» 1985 года с талантливейшей Галиной Макаровой в главной роли. Ведь, и осознаешь вполне, что это не документальное кино, а игровое,  и  что сюжет придуманный, и что людей этих никогда не существовало…  А смотришь с участием, задумываешься о поступках и судьбе героев.  Почти так же задумываешься, как если бы наблюдал все это в жизни…
        И как это отличается от, к примеру, другого фильма – сериала  «Казус Кукотцкого»… Или  от фильма «Игра в правду»…   Надуманный сюжет, неузнаваемые типажи,  неузнаваемая эпоха… А еще претенциозная попытка  создать «культовое» произведение с помощью нескольких …  пикантных, или экстравагантных  деталей интриги.  И не спасает участие в фильме талантливых актеров – ни  Чулпан Хаматовой,  ни Марьянова, ни Гоши Куценко… И  после нескольких минут ты выключишь телевизор, потому что как-то не интересно стало, что там еще … напридумывали  авторы.И в который уже раз задумаешься над тем, что же отличает посредственность от художественного произведения? И вспомнишь слово такое  –  сверхзадача…   
        Да,-  Станиславский… Да,- сверхзадача… Я привык считать это просто расхожим понятием, просто условным термином… А вдруг понял: помимо просто «задачи» в художественном произведении должна решаться  еще и «сверхзадача»!  Просто «задача»   решается   усилиями, направленными на достижение занимательности. Проще сказать – чтоб  смотрелось…  А сверхзадача - совсем другое! Это - мысль, или настроение, которые,  хочешь ты этого, или не хочешь, овладевают тобой, внушаются тебе.  И достигается это, похоже, на  подсознательном уровне,  часто,  с помощью какого-нибудь элемента, какой-то детали. И тогда  получается, что меня - зрителя, волнует уже не автор, а мои уже собственные  мысли, спровоцированные произведением автора. Потому что, если фильм придуман и сделан талантливо, то смотреть его есть такой же смысл и так же увлекательно, как наблюдать похожее в жизни.

* http://www.proza.ru/2014/12/08/921