24.09.2016
Года два назад Станислав Говорухин в одном из интервью* отметил, что противиться американской кино экспансии бессмысленно, потому что в России снимается очень мало фильмов, и показывать будет нечего. А сегодня, похоже, в стране началось интенсивное «импортозамещение» в этой области. Фильмов стало сниматься множество! Появились десятки новых, неизвестных до настоящего времени людей, пишущих сценарии и снимающих кино. На телевидение хлынул поток кинопродукции. Шедевров в потоке нет, но, вообще говоря, это кино совсем не хуже (правда, и не лучше!) привычной голливудской макулатуры… А фильм «Горько», к примеру, (А.Першин) можно даже считать относительной удачей - занятный, приятный получился фильм... Людей таких нам в жизни встречать, возможно, и не пришлось, или наблюдать такие истории, но авторы так заземлили своих героев, и в то же время сделали их настолько симпатичными, что очень просто в них было поверить… И Сергей Светлаков там, ну, очень смешной и убедительный! И напрасно, мне кажется, обругал ленту С. Говорухин.
Но удач таких немного… И вот сидишь на диване, смотришь, от нечего делать, по ТВ плохонький фильмец, вроде мелодрамы с благополучным концом («женское кино»), либо скороспелый сегодняшний боевичок… И знаете ли, - так просто взять да и отвлечься от сюжета, и живо себе представить: вот стоит камера, вот бутафория декораций; а перед камерой двигаются люди, произносят фразы, придуманные любителем-сценаристом. И люди эти, то есть, актеры, что-то там делают, например, резко оборачиваются, изображая возникшую за спиной опасность, и водя игрушечным пистолетом из стороны в сторону. Или еще какую стандартную ситуацию изображают … И даже если они, т.е. актеры, добросовестно выполняют свою работу, вдруг все, что они делают перед камерой, сразу представляется чем-то несерьезным, пустым кривлянием. И согласишься невольно со Старом - голливудским продюсером, который в романе Ф.С. Фицджеральда сетовал на то, каким пустым и глупым делом он занимается… И выключишь телевизор без сожаления …
Но ведь были и иные фильмы, когда и в голову не придет так вот забавляться, представляя камеру и актеров в процессе съемки. И не в содержании фильма тут дело! Что-то другое отличает заурядную поделку от кино «хорошего», что делает кино искусством. И фильм этот не обязательно даже и «шедевр», а иногда просто добрая история об обычных людях. Вот, как, к примеру, кино «Прощание славянки» 1985 года с талантливейшей Галиной Макаровой в главной роли. Ведь, и осознаешь вполне, что это не документальное кино, а игровое, и что сюжет придуманный, и что людей этих никогда не существовало… А смотришь с участием, задумываешься о поступках и судьбе героев. Почти так же задумываешься, как если бы наблюдал все это в жизни…
И как это отличается от, к примеру, другого фильма – сериала «Казус Кукотцкого»… Или от фильма «Игра в правду»… Надуманный сюжет, неузнаваемые типажи, неузнаваемая эпоха… А еще претенциозная попытка создать «культовое» произведение с помощью нескольких … пикантных, или экстравагантных деталей интриги. И не спасает участие в фильме талантливых актеров – ни Чулпан Хаматовой, ни Марьянова, ни Гоши Куценко… И после нескольких минут ты выключишь телевизор, потому что как-то не интересно стало, что там еще … напридумывали авторы.И в который уже раз задумаешься над тем, что же отличает посредственность от художественного произведения? И вспомнишь слово такое – сверхзадача…
Да,- Станиславский… Да,- сверхзадача… Я привык считать это просто расхожим понятием, просто условным термином… А вдруг понял: помимо просто «задачи» в художественном произведении должна решаться еще и «сверхзадача»! Просто «задача» решается усилиями, направленными на достижение занимательности. Проще сказать – чтоб смотрелось… А сверхзадача - совсем другое! Это - мысль, или настроение, которые, хочешь ты этого, или не хочешь, овладевают тобой, внушаются тебе. И достигается это, похоже, на подсознательном уровне, часто, с помощью какого-нибудь элемента, какой-то детали. И тогда получается, что меня - зрителя, волнует уже не автор, а мои уже собственные мысли, спровоцированные произведением автора. Потому что, если фильм придуман и сделан талантливо, то смотреть его есть такой же смысл и так же увлекательно, как наблюдать похожее в жизни.
* http://www.proza.ru/2014/12/08/921