- 9 -
Сквозь Ларошфуко просвечивает весьма знатный образ мыслей тогдашнего общества:
сам он - разочарованный идеалист, подыскивающий, по инструкции христианства,
скверные наименования для движущих сил своей эпохи.
( Ф. НИЦШЕ )
У Ларошфуко порок, иной раз, является движущей силой события, хотя моральная
интерпретация этого явления наоборот - добродетельная. Позаимствовав саму идею
у Ларошфуко, Ницше добавил к пороку силу, волю, успех, победу - сделав это
показателями жизненной силы, отменяя значение существующей морали в оценке со-
бытия. Отрицательное событие или положительное теперь проверялось только на при-
сутствие в нем силы, воли, победы, успеха. В соответствии с этим Ницше дал
свою интерпретацию жизненных ситуаций в многочисленных афоризмах и высказыва-
ниях, рассчитывая, что за его теорией, последует и изменение нашего со-
знания и поведения. Ничего удивительного, так как это является целью любо-
го мыслителя.
Однако, плагиат у Ларошфуко - очевиден. Отсюда и отвлекающие от пла-
гиата "нападки" на него ( Ларошфуко ). Те же выпады наблюдаем и в
отношении Шопенгауэра за "Волю к жизни", и к Канту, дискредитируя
его понятия о происхождении морали, вещи в себе и т.д.
Плагиат ни в малейшей степени не умаляет гений НИЦШЕ, так как последующий
его вид мало похож на оригинал и по смыслу и по значению. Просто обнару-
живается некая закономерность: нападкам подверглись те мыслители,
у которых НИЦШЕ и заимствовал идеи, а все вместе выглядит весьма непристойно
и надо полагать должно настораживать в оценках и исследователей и поклонников.