Рассуждения, наверное, о живописи

Мита Пе
Человеку необходимо соприкосновение с прекрасным, если он хочет долго и счастливо жить.
Ему важно утолить жажду познания. Вот для чего нужно слушать старых актеров, музыкантов, поэтов, ученых, писателей.
Непременно их читать.
Любоваться их картинами, наслаждаться их игрой на сцене. В творения этих мастеров вошла частица жизни, и они излучают ее.

/Из книги Ярослава Говорки "Дорога к долголетию"/


Я люблю приходить в Третьяковскую галерею просто так, без цели. Брожу по залам, ощущаю атмосферу музея, радуюсь  встречам с любимыми картинами и художниками: "Здравствуйте, Иван Николаевич (Крамскому), здравствуйте Валентин Александрович (Серову), здравствуйте Павел Андреевич (Федотову)"  -  и так далее. 

Автопортрету,  например,   Брюллова, могу сказать: "А Вы, Карл Павлович, сегодня что-то неважно выглядите, нездоровится? Посмотрите на свой автопортрет, где Вы молодой, красивый, цветущий …  равняйтесь на него, не хандрите …"
А Шишкину на картине Крамского могу посочувствовать: "Что это Вы сегодня, Иван Иваныч без дичи? Али охота не пошла?" ))) Я отношусь к изображениям, как к живым людям и событиям. А ведь так оно и было  – только в прошлом.

Конечно, картины, написанные сотню лет назад (и даже больше), не меняются, меняется моё  впечатление от них, которое, в свою очередь,  зависит от настроения.  Фаина Георгиевна Раневская, посмотрев как-то один и тот же фильм несколько раз, сказала: "Сегодня актёры играли как никогда!" ))) И для меня изображения на знакомых полотнах всегда разные, хоть они и статичны на века.
 
Но чаще я прихожу в Третьяковку ради одной-двух картин. Вспомнила, к примеру, что в картине "Три богатыря" Васнецов изобразил себя в образе Добрыни, надо пойти взглянуть, прочла что-то новенькое о творчестве, например,  Левитана, пошла посмотреть  … Можно разглядывать  картины в иллюстрациях, но увидеть оригинал гораздо интереснее. 

Есть у меня привычное выражение, собираясь в Третьяковку, я говорю домашним: "Пойду побеседую с Богом" или "Пойду посижу рядом с Христом". Это означает, что мне надо в … дцатый раз посмотреть "Явление Христа народу" Иванова или "Христос в пустыне" Крамского. 
Улыбаюсь ... "посидеть рядом с Христом" - это сильно сказано. Мне бы очень хотелось посидеть рядом с ним, пусть даже в пустыне, но это невозможно, а вот посидеть напротив – вполне реально.

Напротив этих картин в залах стоят диванчики-банкетки,  в зале Иванова они всегда заняты (картина привлекает своими размерами), а в зале Крамского диванчик чаще всего пустой.  Усаживаюсь и … иной раз и на картину не смотрю, в предаюсь своим мыслям. Они разные, совсем не религиозные, но имеют для меня важное значение,  и я думаю, что сам Иисус Христос с картины посылает моим мыслям направление.

Иногда к картине подходят группы экскурсантов во главе с гидом. Они встают сбоку от диванчика (то есть от меня), и  экскурсовод начинает объяснение,  направляя внимание слушающих на картину указкой. Я могу слушать эти объяснения с закрытыми глазами, потому что все экскурсоводы говорят одно и то же: "Посмотрите на линию горизонта … посмотрите на позу Иисуса,… сопоставьте эти цветовые пятна …"

Я знаю эти цветовые пятна наизусть, они, разумеется,  играют важную роль в картине.  Брат Крамского, будучи в Крыму, специально фотографировал камни и присылал Крамскому эти  фотографии.  О картине Крамского хочется поговорить отдельно (давно собираюсь), это большая тема, и в данной маленькой записи она не уложится.

На днях я ехала в метро, была вторая половина дня, особых дел у меня не было, и когда поезд остановился на Новокузнецкой, ноги сами вышли из вагона. Поднялась наверх и с удовольствием прошлась по улице до Лаврушинского переулка.  Сентябрь, народу в музее после лета заметно прибавилось. Я, не спеша,  прошлась по залам – целью моего посещения  (пусть для кого-то незначительная) была картина  В.В. Якунчиковой-Вульф. 

Картина необычная, не написанная маслом, а сделанная методом наложения  тканевых аппликаций, пришитых к холсту разного рода стежками.
Картина меня манила. Издалека – пейзаж с мрачным небом, вблизи –  тряпочки со строчками из ниточных крестиков . Всё так просто и заманчиво, что хочется сказать: "И я так могу!"  Но помимо  примитивной техники  в картине есть идея, настроение,  одухотворённый талант … есть ли он у меня, это вопрос ))))

Очень милая картина! Я не знаю, как называется представленная в ней техника (узнаю, конечно), но это не мешает мне любоваться этой картиной. Представляю, как долго вышивала её художница, как отбирала подходящие лоскутки, как прикладывала их к основе, добиваясь выражения своего замысла … терпеливый и упорный труд.

Мне нравятся такие картины. Помню, в Музее личных коллекций я любовалась  работами-вышивками художницы Александры Лукашевкер; стежками разноцветных ниток различной длины были вышиты пейзажи … неизъяснимой  прелестью  веяло от этих небольших картин, и благодать разливалась на сердце.

Смотрю на картины и во мне возникает желание творить: рисовать, вышивать, лепить. Это очень приятное ощущение: я чувствую себя всемогущей, способной создать чудо. Как только захочу, так сразу и создам! )))) А пока любуюсь работами любимых художников.

Вчера разглядывала картины Анри Матисса. Сначала в альбоме, потом в Интернете … Из всех импрессионистов  он больше всего мне по душе. Рисует по-детски, простенько, но от его картин не могу оторвать взгляда, потому что не только рисунок, колорит и композиция совершенны, а то нечто, что овладевает душой и не отпускает.  Наверное, этому состоянию есть определение, только не знаю какое. ))))