Сновидец 2. Часть 11. Лиза

Анна Михайловна Островская
Предыдущая часть.
Сновидец 2. Часть 10. Сны.  http://www.proza.ru/2016/09/23/748


Неделька выдалась непростая. Новые обязанности обрушились на Ингу, как снежный ком. Во-первых, дети Петра и Лады. Замечательные ребята, да и помощь волонтеров пригодилась, но тем не менее куча детей в доме – это постоянный гвалт, толкотня и тысяча «Почему?» каждую минуту. Во-вторых, Лада передала Инге двух своих пациенток. В-третьих, Инга переживала, как там Вероника. Она даже не успела с нею попрощаться, а о том, чтобы нормально окончить психотерапию, и речи не было.

Вероника не связывалась с нею по видеосвязи. Видимо, боялась, что ее местонахождение тогда будет раскрыто. В-четвертых, остров превратился в детский сад. Запахи молочной кашки из ресторанов у моря. Детский смех на каждой дорожке парка, за каждым кустом и за каждой клумбой. Инге, с одной стороны, нравилось всё это, а с другой стороны, немного пугало. За неделю она еще не успела адаптироваться к новому ритму жизни в санатории «Надежда».

Поэтому она назначила встречу Лизе не в своем кабинете, а в самой дальней части пляжа. Там, куда не доносились звуки из парка и приморских кафе. Детей туда одних не пускали, поскольку песчаная коса там уже заканчивалась и переходила в каменистый берег, полный уступов и коряг. А Инга любила это место. Чуть выше на склоне холма были развалины какой-то старинной беседки. Непонятно, почему их не убрали, они все поросли мхом и вьюнком, покрылись желтыми и красными цветами, и в результате снизу, с самой кромки моря, на них открывался очень живописный вид.
Лиза пришла в приподнятом настроении и принесла с собой термос с чаем и пару пирожков с яблоком. И, конечно, еще одну папку с рисунками. Она теперь приносила их почти каждый день. Яркие, волшебные работы, по которым ни за что невозможно было догадаться, что их автор еще недавно страдала депрессией.

- Здравствуй, Лиза. Я смотрю, ты сегодня просто цветешь. Случилось что-то хорошее?
- И да, и нет. Вернее, я не знаю даже, - Лиза так спокойно и весело улыбнулась, что у Инги не осталось сомнений: девушка идет на поправку. Ей было приятно, что момент изменений к лучшему совпал с периодом, когда за Вероникой наблюдала именно она, Инга. Вот приедет Лада – и будет чем похвастаться перед подругой.
- Понимаете, Инга. Я вдруг сегодня очень четко поняла, чего я хочу.
- И чего же?
- Я бы хотела работать с детьми. Вот прямо здесь. С теми детьми, которые приехали сюда, на остров. Я бы могла преподавать рисование в школе. И вести кружок. И учиться дистанционно в педагогическом. Я узнавала, это можно. Было бы так прекрасно не возвращаться в тот институт, который для меня выбрали мама с папой, а остаться работать и жить здесь.
- Неожиданный план… Но звучит интересно. Твои рисунки восхитительны. И, знаешь, не очень правильно говорить тебе это, я ведь твой психотерапевт на этой неделе. Но я с огромной радостью привела бы своих детей в твой класс рисования.
- Правда? Спасибо, это была бы честь для меня, - Лиза вдруг погрустнела. – Но, Инга, мама с папой ведь никогда меня не поймут, никогда не разрешат. Они говорят, что нужно учиться тому, что престижно. Тому, что будет хорошо кормить меня в будущем.  Чтобы сделать карьеру до того, как у меня родятся дети. Ну и всё такое.
- А тебе самой чего хотелось бы?
- Мне хотелось бы делать то, что я люблю. Понимаете? Не то, что нужно, чтобы мои родители мной гордились. А то, что я люблю сама, что дарит мне радость.
- А твоя нынешняя специальность радости тебе не приносит?
- Шутите? – Лиза уже чуть не плакала. – Моя нынешняя специальность никакого отношения не имеет ни к детям, ни к педагогике, ни к рисункам. Я в институте себя ощущаю так, будто бы я рыба, выброшенная на берег. Думаю, это и было основной причиной, по которой я стала совсем терять интерес к жизни и в конце концов попала сюда. Учеба в том вузе настолько бессмысленна… Настолько не интересна для меня… А родители меня не слушают, не хотят понять.
- Думаешь, они не поддержат твое стремление остаться на острове и учиться дистанционно?
- Я уверена, что нет. Им это не нужно. Им нужна какая-то другая дочь. Вымышленная, мифическая. Которая делает только то, что они скажут, да еще и благодарит их за это.
- И ты благодаришь?
- Я вообще так жить не хочу.
- Понимаю. Звучит довольно грустно. А быть педагогом и жить здесь ты действительно хочешь?
- Да, очень!
- Лиза, но это серьезная перемена в твоей жизни. Она должна быть хорошо обдумана.
- Я целую неделю думала, Инга.
- Неделя – это не так много.
- Неделя – это достаточно для того, чтобы почувствовать разницу. Понимаете? Разницу между тем, как я жила раньше, и как мне хорошо сейчас. Я тут на своем месте, когда рисую с детьми или просто в своей комнате. Когда гуляю с Йеном по берегу и собираю коряги или кормлю чаек. Когда помогаю накрывать столы для детей в столовой. Когда играю с ними на спортивной площадке.
- Звучит здорово.
- Да, я даже не ожидала от себя. Понимаете, Инга, я ведь никогда не любила детей. А тут они вдруг приехали сами, обрушились на меня, вторглись в мой мир. И оказалось, это так прикольно.

«Надо же. Я устала, как собака, а ей прикольно», - про себя удивилась Инга.

- Что ж, Лиза, у тебя впереди целое лето. Твои родители оплатили тебе целый летний курс пребывания у нас в санатории. А Лада, как я вижу, записала тебя на цикл занятий по арт-терапии. По-моему, это отличная идея. Ты не только приведешь в порядок свое душевное состояние, но и научишься чему-то новому. Раз уж тебе хочется преподавать детям рисунок, будет здорово научиться и читать его.
- Да, я тоже подумала об этом. Но что потом сказать родителям?
- Для начала прислушаться к себе. Убедиться, что решение сменить вуз является не сиюминутным. И уж если ты действительно окажешься тверда в этом решении, то, например, можно просто сообщить о нем маме и папе.
- Просто сообщить?
- А ты видишь другой выход?
- Я думала о том, чтобы поменять вуз это тайно.
- И сколько времени пройдет, прежде чем ты признаешься родителям, что сменила вуз и хочешь преподавать?
- Я не знаю… Может, год, два, пять.
- Может, пять, может, десять, может, вся жизнь? Во вранье?
- Зато без скандала…
- Уверена, Лиза, твои родители так давно не видели тебя счастливой, что будут очень удивлены и рады тому, что ты нашла наконец дело себе по душе.
- А я вот не так уверена…
- Что ж, посмотрим. Пока у тебя впереди есть два месяца лета. Ты волонтер, ты художник. Не спорь! Я же каждый день вижу твои работы в корпусах санатория. Ты самый настоящий художник. И тебе нравится здесь находиться, верно?
- Да.
- Ну так наслаждайся своими каникулами, Лиза. Смотри, какое сегодня ясное небо. Отличная погода для прогулки с детьми по парку или для купания в море.
- Да, отличный день, чтобы жить.

Инга улыбнулась. Она любила такие моменты. Когда понимаешь, что работа сделана хорошо и что дальше человек пойдет своей дорогой. Нужно только поддержать его. Только подставить плечо. А потом вовремя тихонько удалиться, чтобы не мешать ему идти дальше.

- Вот ведь удивительно, Инга, - произнесла Лиза. – Почему так получается, что жизнь может казаться абсолютно не нужной или абсолютно осмысленной в зависимости всего от одного решения? Вот я прожила довольно долго в нашем корпусе. В основном там живут люди повзрослей меня или, наоборот, помладше. Подростки. Кто-то из них так и продолжает грустить и тормозить. А кто-то вдруг находит смысл существования. Вдруг ни с того ни с сего начинает, например, рисовать. Или пишет роман. Или вдруг решает стать архитектором. А она девушка со второго этажа вдруг поняла, что просто хочет родить ребенка и выйти замуж. Но больше всего меня поразил старичок с пятнадцатого. Он решил продать свой дом и на эти деньги отправиться в кругосветку. Уехал позавчера, абсолютно счастливый. Что же получается? У каждого из нас есть какой-то тайный смысл жизни, и мы его из себя раскапываем? Открываем? Вот Вы как считаете, всё уже заложено в нас, а мы только должны копать, копать и копать, пока не раскопаем?

Инга помедлила с ответом.
- Знаешь, Лиза, я не уверена, что этот процесс заключается в том, что вы раскапываете свои смыслы. По-моему, всё обстоит гораздо сложнее и интереснее. Особенно у творческих людей. Вы не раскапываете смыслы, вы их создаете. Как будто ловите идеи из космоса и показываете их миру и себе самим. Чудес так много вокруг, и внутри вас, в ваших мыслях и чувствах. Вы можете придумать всё что угодно. И поверить в это. И сделать своим. И показать другим людям, чтобы и они тоже смогли это примерить на свою жизнь.

- Вы так говорите, будто смысл жизни – это какое-то платье или пиджак. Мол, примерить надо и посмотреть, подошло ли. Мой ли размер, идет ли мне цвет.
- Пиджак или платье, говоришь? Что ж, а почему бы и нет. Пусть пиджак или платье. Ты давно была в магазине? Не в электронном, а в винтажном, как в старину – с прилавками и примерочными?
- Пару лет назад мы с мамой заходили в такой.
- И как, выбрала ты себе что-нибудь?
- Мне там понравилось одно платье. Ярко зеленое. Такая нежная ткань, так сидело хорошо.
- Ты купила его себе?
- Ну, у меня тогда еще не было своих денег. Карточка была у мамы.
- И что же, она купила тебе это платье?
- Нет… Мы тогда приходили за костюмом для экзаменов. Купили такой серый, строгий, и еще рубашку к нему. Мама сама выбирала. Про платье она сказала, что  оно слишком облегающее, слишком короткое.
- А тебе оно понравилось, да? Оно правда было очень короткое?
- Ну, оно было до колена. По-моему, хорошая длина. И сидело великолепно. Знаете, я до сих пор его вспоминаю иногда. Вот бы оно классно смотрелось на фотографии здесь в парке. Мы вчера фотографировались все вместе, волонтеры. Возле красивого розового куста. Хороший снимок получился, кстати. И я тогда еще подумала: «Эх, вот бы быть сейчас в том платье!». Жалко, что у меня его нет.
- А что с тем костюмом?
- С каким?
- Ну, с тем костюмом, который вы с мамой купили в том магазине. Ты любишь тот костюм?
- Он прилично смотрится.
- Я не спросила, как он смотрится. Я спросила, любишь ли ты этот костюм?
- Инга, ну что за бред? Как можно любить костюм? Он же не муж и не собака. За что его любить? Обычный деловой костюм. Я в нем на занятия в институт хожу, когда нужно явиться лично по какому-нибудь вопросу. Где-то дома остался, я его сюда не взяла.
- Вот ты говоришь, костюм не собака и не муж, чтобы его любить. А то платье, зеленое, ты бы любила?
Лиза мечтательно закрыла глаза. Вообразила себя в шикарном облегающем зеленом платье… Ах!.. Да она просто пылинки с него сдувала бы. Надевала бы в самые счастливые дни. Нет, пожалуй, надевала бы каждый день!
- Я понимаю, о чем Вы, Инга. Вы хотите мне показать, что  нужно выбирать для жизни то, что любишь. Но понимаете, я ведь не могла бы пойти в институт в том красивом платье.
- Понимаю. Мама бы не позволила, да? Или ты бы сама постеснялась. Хотя если платье длиной до колена и сидит хорошо, то почему бы и нет? Хотя бы иногда. И ты бы любила это платье. И оно отлично смотрелось бы на вчерашнем снимке… Так?
- Но костюм тоже мне был нужен. Он приличный.
- Что ж… Бывают ситуации, когда и это важно, да. Вот поэтому я и говорю тебе, Лиза, что впереди у тебя отличные каникулы. Поработаешь волонтером и сможешь как следует взвесить и решить, в чем тебе хочется ходить чаще – в сером костюме или в зеленом платье. И сделать свой выбор осознанно.
Лиза улыбнулась.
- Но Вы же понимаете, что выбор очевиден.
- Я-то понимаю. Но это твоя жизнь. Тебе выбирать. Тебе думать о том, как сообщить свое решение родителям. Отдыхай, набирайся сил. Завтра у тебя первое занятие по арт-терапии.
- Да… Пожалуй, мне будет оно полезно.
- Уверена в этом. А еще знаешь что, Лиза, я сейчас вспомнила удивительную вещь!
- Какую?
- Я читала большую статью об основателях этого санатория. Так вот, одного из первых сновидцев, работавших здесь, звали так же, как и тебя - Лизой. И она преподавала живопись. А потом стала арт-терапевтом и проработала здесь до самой пенсии.
- Вот как? Интересно. Я тоже, пожалуй, почитаю об этом.
- Почитай, если захочешь.

Лиза встала и протянула Инге большую папку с рисунками.
- Ну, я пойду? А это Вам, для резервных корпусов или для школы, как хотите.
- Спасибо, Лиза. Твои рисунки великолепны, они стали настоящим украшением нашего санатория. Думаю, нам нужно обязательно устроить твою выставку, пока ты здесь. И, может быть, даже пригласить на нее твоих родителей.
- Ой, да ну что Вы, Инга! Им будет не интересно.
- А пусть даже и так. Будет интересно другим людям. Дети придут посмотреть. Все психотерапевты сбегутся - нас же хлебом не корми, дай проанализировать чужое творчество.  Йен придет.
Лиза слегка покраснела.
- Да, Йену нравятся мои рисунки, он точно пришел бы.
- Ну вот видишь. Скольким людям это будет интересно! Даже если родители не приедут посмотреть, другие зрители очень порадуются выставке. А если родители всё же приедут, для тебя это будет приятный бонус.
- Пожалуй, мне нравится эта идея.
- Тогда у тебя есть время, чтобы реализовать ее.
- Спасибо, Инга.

Лиза вдруг обняла Ингу, и та от неожиданности чуть не споткнулась о большой камень.
- Родители не очень хорошо понимают меня. Но я так рада, что они отправили меня сюда, оплатили моё пребывание здесь. И тут я познакомилась с вами, с Ладой, с Йеном, со всеми детьми. Даже не представляю, как бы жила, если бы не оказалась тут. И вообще, жила ли я до этого.
- Жила, конечно. Смотри, как рисовать научилась. Это умение не за один день приходит, Лиза. Это твои родители оплатили твои уроки рисования?
- Нет, я училась сама. Пару раз я показывала родителям свои рисунки, но они не отреагировали.
- Ну что ж… Не отреагировали, но краски-то и кисти тебе покупали?
- Да.
- Вот видишь. Сколько могли – помогли. А дальше уже ты сама. Ты ведь уже совсем взрослая.
- Похоже на то. Спасибо еще раз.

Лиза улыбнулась и зашагала вверх по холму, в сторону жилых корпусов. А Инга еще долго сидела на берегу и любовалась пейзажем.

Вот ведь как бывает - всё зависит от нашего восприятия ситуации. Вроде бы события одни те же, а восприятие разное: кому-то суета, шум и тревоги по поводу внезапно обрушившейся работы с детьми, а кому-то – новый смысл жизни!

Продолжение: Сновидец 2. Часть 12. Вероника.   http://www.proza.ru/2016/09/23/2076