Поколение разрушителей. 2

Ник Пичугин
Вы здесь, со мной… О, говорите ж!
Мне нужен самый звук речей.
В провалах памяти моей
Уже гудит подводный Китеж.

Максимилиан Волошин

1. Провалы в памяти
http://www.proza.ru/2016/09/20/626

2. Образ совка

     Есть вещи, которые признают обе стороны. Потому что их невозможно отрицать. Не признают  неоспоримое только отпетые двоечники, они энергично мотают головой и кричат: «Нехочу-нехочу-нехочу слушать! Все это неправда-неправда-неправда! Это мы уже проходили, вот!» Пусть за меня скажет мой идеологический противник – Дмитрий Пастернак-Таранушенко, журналист, аналитик, на странице вражеского интернет-издания «Украинская Правда». Он не даст мне соврать.
     – Откуда вообще взялась феноменальная живучесть идеи СССР? Советский Союз создавал иллюзию сопричастности человека к строительству "общенародного государства", которая держалась на том, что многие принимаемые решения были направлены на достижение общегосударственных целей.
     Вот это правильно. Чего сейчас не хватает служивой интеллигенции – так это чувства сопричастности той грандиозной кампании дерибана, которую они обслуживают.   
     – Страна накопила научный потенциал, – продолжает Пастернак-Таранушенко, –  развила производство, подняла уровень образования и культуры, пыталась поддерживать какую-то систему ценностей и тому подобное…
     Гм. «Какую-то систему ценностей.» А какую именно? О «Моральном кодексе строителя коммунизма» мы еще поговорим, но в системе ценностей советского человека он играет малосущественную роль. Нормальный, здоровый человек вырабатывает в себе морально-волевой иммунитет, который позволяет ему держать на расстоянии мировое Зло. Очищать и поддерживать в опрятном виде суверенное пространство своего бытия. Как известно, цивилизация – это общество под властью уставшей диктатуры, и Советский Союз – нелишнее тому подтверждение.
     – Общественная язва, как известно, – поясняет Евгений Лукин, – считается излеченной, когда к ней привыкли настолько, что перестают замечать.
     Горьким опытом своим советский человек выработал гибкую, эффективную, экономичную стратегию отношений с властью, основанную на принципе «Не мешайте нам жить!» – причем в само понятие «жизни» вкладывался чисто советский смысл: работать и зарабатывать. И никакой другой. Сейчас нельзя без слез умиления вспоминать, каким рафинированно советским был первый протест «против коммуняк». Долой, понимаете, привилегии! Закон, видите ли, один для всех! Ну и как, ровеснички мои, добились вы социального равенства? Утвердили верховенство права?
     Нельзя понять и нельзя представить советского человека без этой стратегии классового апартеида, смысл которой – обезвредить себя и общество от  неадекватной системы власти, свести ее к минимуму как помеху. Уже в новые времена эту доктрину очень удачно сформулировал относительно молодой человек:
     – Я действительно люблю свою страну, но никогда (даже во времена СССР!) не переносил эту любовь на преданность правящей династии (КПСС, Путину и т.д.) Я действительно убеждён, что в мире людей высшей ценностью является твоя земля, твоя почва, твоя вселенная и её интересы превыше интересов отдельной личности, её (личности) священных и не очень священных прав, и что страна имеет право брать с живущих в ней людей налог кровью. Но я также не готов слепо и без сомнений принимать волю людей, выражающихся сегодня от имени государства, как единственно верную и непогрешимую.
     – Я хочу до последнего своего дня сохранять ясность мысли и способность адекватно и критично оценивать окружающую меня действительность вне каких-либо внешних идеологических или политологических схем, а на основе лишь собственных убеждений и моих критериев чести и нравственности.
     – Я хочу прожить оставшееся отведённое мне время в ладу с собственным сердцем и совестью.
     – Я ценю собственную свободу в форме принадлежащего лично мне моего времени превыше всех других ценностей и не готов её обменять даже на перспективы «потом» полного материального благоденствия.
     К сожалению, в массе своей постсоветское поколение не разделяет этой простой и опрятной философии. Поэтому простодушная неискушенная молодежь так элементарно ловится на мякину; ну, например, «национального единства» –  единства с вражеской властью. Кто-нибудь, объясните этим юнцам, что этот их… патриотизм – просто новая форма совкового «одобрямса», давно изжитого советским человеком. Сколько можно наступать на те же грабли! …Смеяться они не умеют, вот что. Чувство юмора потеряно. Канули в Лету ирония семидесятых и стеб восьмидесятых, истерлась чернуха девяностых, и даже анальный юмор нулевых поблек и растаял. И если сегодняшний студент говорит: «Крутой прикол, гы», – шутки тут не бывает ни разу, все надо так и понимать, буквально. Гы. Покорное созерцание окружающего бреда сделало их невосприимчивыми к лечебному абсурду обыкновенной человеческой шутки. Существенной составляющей «советского апартеида» были анекдоты, недаром за них сажали. По существу, последние годы своей жизни Леонид Ильич провел не в Кремле, а в анекдотах. Я знаю, есть собиратели, есть богатые коллекции советского антисоветского анекдота, но этого недостаточно. Нужен редактор для отбора и философ для анализа…

     Я вот что хочу сказать. «Созидательный вектор» СССР – это не установка партии и не программа власти, и не вранье идеологов. Это образ жизни, избранный советским народом. И КПСС в этом выборе играла роль свадебного генерала, не больше.

     «Иждивенчество совка»? Это просто смешно. Нет, что-то в этом есть, конечно. По существу, главной заботой советского человека было – не забыть зонтик. Но коллективный характер труда и высокий уровень социальных гарантий – неотъемлемые атрибуты современной цивилизации. Разве японцы такие уж совки? Или шведы? Австрийцы?.. Но не это главное. Называть иждивенцами людей, создавших своими руками мощную цивилизацию, по меньшей мере, некорректно.
     Нет-нет, что-то в этом, все-таки, есть. Если понимать совка без кавычек и не путать его с советским человеком. Грустно смотреть на его карикатурный образ, сооруженный депрессивной пропагандой, злонамеренно смешавшей тружеников и начальников. Стыдно за одичавших, выродившихся потомков, создавших в исторической памяти этот уродливый гибрид.  Халтура, зависть, халява, лень – да, это портрет совка, в общих чертах. Принимается. Классический уже образ совка, зафиксированный ложной памятью зомбированных потомков, он возник – как и пустые полки – в самом конце Перестройки, и тоже в результате усилий «демократических реформаторов», взбаламутивших и поднявших со дна души массового человека все низменное, все дикое и недостойное. Маленький жадный неумный самодовольный ельцин, живущий в каждом из нас, был выпущен на волю – и с тех пор никуда не уходил. Хотите увидеть совка? Посмотрите в зеркало.
     Советский человек был другим. Не плакатным красавцем с железобетонной челюстью и «Моральным кодексом» подмышкой. Он был живым, обыкновенным человеком во всей глубине человеческих противоречий. Вопрос только – что руководило его поступками? Что было востребовано эпохой? Культуру определяет общественная нравственность. А дикость – пещерные нравы, соответственно. Что востребовано сегодняшним днем?
     Хорошо известен принцип жлоба: "Сначала едим твое - а потом каждый свое". В результате, догрызаем чьи-то объедки, пока чужой дерибанит наше. Только попробуйте сказать, что это непохоже на штатный сценарий наших демократических рыночных реформ.
     Советская цивилизация опиралась не на корпуса комбинатов и университетов, не на бетон Байконура, не на Мосфильм и Большой театр. На достоинство каждого труженика, который знал, что своим достатком – большим или малым – он обязан только себе, своему труду. И только от этого труда зависит его будущее. Поэтому в будущем он был уверен. Коллективный характер индустриального труда давал рабочему – да и колхознику тоже, в какой-то мере, – не только чувство собственного достоинства, ощущение собственной значимости, но и ощущение силы. И главной причиной деморализации трудящихся масс является прекращение созидательного процесса. Экономический Чернобыль девяностых с его сокращением ВНП, переходом к простому, затем сокращенному воспроизводству, безработицей, вымыванием квалифицированного труда деклассировал рабочего человека, он оказался в одиночестве, вне коллектива, лицом к лицу с антинародной властью.

3. Кодекс джунглей
http://www.proza.ru/2016/09/27/720
4. Свобода выбора
http://www.proza.ru/2016/10/01/676

Цитаты:
Дмитрий Пастернак Таранущенко. Неизбывный СССР.
http://www.pravda.com.ua/columns/2016/01/7/7094615/
Влад Шурыгин «Вот, что я вам скажу...»
http://shurigin.livejournal.com/677784.html
Е. Лукин. «Лечиться будем…»