И снова музыка звучит...

Дина Иванова 2
/После концерта…/


Ещё не открыт в городе осенний фестиваль искусств, а душа просит музыки вдвойне…
Осень располагает к восприятию музыки глубокой, многозвучной с богатым философским подтекстом.
Виновата она, осень, с её яркими, но грустными нотками прощания с летом.
Уходишь вовнутрь себя и ищешь созвучность настроению.

Музыка восстанавливает баланс душевной энергии.
Какое это блаженство ощутить, слушая хорошую музыку, что не только  у природы, но и в тебе… «нет плохой погоды, всякая погода благодать».

Представляю, как улыбаются профессионалы музыковеды от таких строк
---

Мы вновь в малом зале Филармонии.
Здесь очень уютно.
Всего 200 мест.
Заходишь и сразу понимаешь, что собрались все те, кто любит этот ансамбль, настраивающий  и слушать, и думать…
---

До первых аккордов попробую рассказать о появлении ансамбля «Классик-Авангард» и о нашем интересе к этому неординарному коллективу.

Он был создан в 1991 году  смелыми, пытливыми  и дерзкими  молодыми музыкантами.
Его создателем и бессменным руководителем был и есть заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Владимир Бойдов.
Он и руководитель, и аранжировщик, и дирижер.

Притягивает мастерство коллектива, их желание идти в ногу со временем.
В названии ансамбля отражается соединение, казалось бы, несоединимого - классика и авангард.
В этом и есть уникальность «маленького оркестра».   
Коллектив непрерывно открывает новые имена из далёкого прошлого и имена
тех, кто  сегодня в авангарде.
Волшебство исполнителей  в том, что они  «языком музыки»  помогают  понимать, как вчерашний авангард  становится классикой, как зарождается  новое поколение музыкантов,  ищущих, устремлённых в будущее.

В соцветии  ансамбля  15 солистов.
Каждый – яркая индивидуальность. 
В качестве исполнителей на сольных инструментах, большинство из них лауреаты многих престижных конкурсов.
Богатство звучания ансамбля достигается тем, что этот своеобразный коллектив  вмещает по существу все инструменты симфонического оркестра.
И что интересно, слушая, слышишь отдельно каждый инструмент и в то же самое время ощущаешь целостность композиции, её доверительное многоголосье.

Ансамбль в одном из сезонов ярко представил широкой аудитории «Историю солдата» по музыкальной сказке И.Стравинского.

Руководитель ансамбля Владимир Бойдов по праву гордится тем, что именно «Классик-Авангард» первыми обогатили культурную жизнь столицы исполнением произведений таких композиторов, как Денисов, Шнитке, Губайдуллина…
---

Но вот, первые звуки.
Зал замирает, погружаясь в новые музыкальные откровения.

Откровение сегодняшнего концерта – путешествие по стопам культуры Польши на рубеже Х1Х – ХХ ст., когда  о времени перемен музыкой, поэзией, живописью  повествовали  творцы художественного направления – «Молодая Польша».

Путешествие захватывающее.

Зрелищно оно было представлено на экране рядом с основной сценой.
Кадр за кадром раскрывается развитие живописи того периода.
От позитивизма до неоклассицизма.
И всё это в обрамлении восхитительной музыки.

Главная фигура концерта  композитор К. Шимановский. (1882-1937).
Музыкальная общественность ставит его среди польских музыкантов на второе место после Шопена.

Ансамбль, так виртуозно и бережно исполнял его разные произведения, давая слушателям понять, какая мощная палитра у этого мастера.

Вот для чего важен был на концерте видеоряд.
Возникало понимание, как звучание музыки композитора взаимодействует с такими течениями, как импрессионизм, символизм, экспрессионизм.

На протяжении всего концерта подобное ощущали, слушая других известных польских композиторов, таких как М.Карлович, А.Шелюто ….

Творчество мастеров отражало ещё одну грань направления группы «Молодая Польша» - усиление национального колорита в академической музыке
 
Среда творцов того времени была весьма неоднородна, но их объединяло ощущение дисгармонии жизни.
Они, подвластными им средствами музыкальных форм, утверждали поиски новых форм художественного выражения  творческой свободы художника.

И у каждого из них своим «голосом» звучало понимание земляка А. Мицкевича:
 
Нет, лучше с бурей силы мерить,
Последний миг борьбе отдать,
Чем выбраться на тихий берег
И раны горестно считать.
Нет мира у огня с водою.

Огонь – это молодые, которые с юношеской страстью преклоняют колено перед своим народом и его творчеством.

Ансамбль так ярко одаривает слушателей пластами польского фольклора.
---

В антракте обратили внимание на живую дискуссию молодых людей.
Они забрасывали вопросами седовласого мужчину. Скорее всего,  их педагога.

   - Интересно звучит идея национальных корней у этих композиторов, - горячился худощавый молодой человек, со скрипкой в руках.

   - А собственно, что вас удивило?

   - Изучая биографию Шимановского, Шелюто, помню, все они тесно были связаны с Россией.

   - Да, это так. Шимановский родился и вырос в одной из глухих провинций Украины. Шелюто в 1900 году обучался в Саратовском музучилище. Здесь следует обратить внимание на другое. Польская музыкальная культура старейшая среди славянских культур и пробивалась она в условиях национального угнетения. Отсюда такой акцент на народность, национальный дух.

    - А этот известный диалог Шиманского со Стравинским в связи  с произведением последнего «Свадебка»? - подключается девушка.

   - Вы меня радуете. Да, Шиманский часто напоминал  Стравинскому о его корнях. Известно, что его отец был русским певцом польского происхождения. В силу исторических крутых поворотов, многих сегодня звучащих композиторов по праву именуют «русский композитор белорусского и польского происхождения». Так сама история переплела славянские корни.

Мы отошли, смущаясь.
С одной стороны своими поверхностными знаниями, а с другой - усилением понимания глубинных связей славянских корней.

Собственно концепция всего концерта – сила человечества в народной памяти и единстве.
Не хотелось переклички с нынешними попытками разрыва этих связей, но она давала о себе знать.
---

Во втором  отделении порадовали нас произведения композиторов,
преемников и  последователей «Молодой Польши» - Л.Ружецкий, З.Носковский и др.
Такой задорный краковяк Л.Ружецкого, его лиричная «Думка лирника». (1883-1953).

Мастерство коллектива, его насыщенная инструментовка этих произведений  яркими звуками, подняло слушателей с мест и зал оглушило – «Браво!!».
---

При выходе из  филармонии слышим: 
  - О, как много они почерпнули у Р. Штрауса.
  - Приятно обнаружить следы влияния русской музыкальной школы.

А нам приятно всё.
Прекрасная музыка, светлые лица людей.
И не надо искать ответа, что спасёт мир.
Он здесь…