Россия выбирает

Сибирячка Татьяна Муратова
РОССИЯ ВЫБИРАЕТ: МОНАРХИЯ, ЛИБЕРАЛИЗМ, ДЕМОКРАТИЯ?..
(размышления по итогам телепроекта "Имя России. Исторический выбор 2008"

С Вашего позволения, я добавлю в список кандидатов на имя Россия одно лицо, без которого, как мне кажется, картина выглядит не совсем полной. Это М. Ломоносов.
 Теперь я попытаюсь распределить всех предлагаемых личностей на несколько условных групп  (не связывая во временных рамках).
Первая группа.
Пушкин – всенародность: гениальность, пророк, «наше все».
Ломоносов – всенародность: всеобъемленность, ум.
Петр Великий – сила, мощь, движение.
 Все трое вместе видятся мне в определении слова «демократия» - «политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан».*
При этом Пушкин с Ломоносовым – дух народный во всеобъемленности как основа жизни существует всегда, но без движения (Петр I) проявляется слабо, лишь в отдельных выдающихся личностях и периодах истории. В истории России ярко проявился в военное время (война 1812 года, Великая Отечественная война).  В мирной жизни проявился в ранние годы правления Горбачева, но тогда не было создано основ для развития демократии. Во время правления Путина заложены основы демократии: укреплена многопартийная система, созданы Гражданский Форум, Общественная Палата, общественные методы работы с о средствами массовой информации: прямые телемосты, пресс конференции для журналистов, Интернет - конференции, выездные сессии специалистов Госдумы и Правительства в регионы, о которых идет обсуждение, доступность к обсуждению вопросов, публичные слушания и т. д.
Одно же движение  (Петр I) , без самого многонационального народа или духа (Пушкин с Ломоносовым) ничего не представляет в демократии, ибо, если нечего двигать (народ безмолвствует), к чему само движение. Народ надо заставлять двигаться силой, и путь этот неизменно приведет к самовластью, самодержавию, о чем речь ниже. Петр I «поднял Россию на дыбы» и стал жестоким монархом.
Вторая группа.
Ленин – стремление к социальной справедливости.
Достоевский – нравственность.
Александр Суворов – воин-защитник.
Все трое вместе объединяются у меня  в определение слова «либерализм» - «идеологическое и политическое движение, объединяющее сторонников демократических свобод и свободного предпринимательства». Есть еще второе определение этого слова: «излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство».*
Чересчур активное движение  установить социальную справедливость приводит к диктатуре. «Диктатура – государственная  власть, обеспечивающая полное политическое господство определенного класса».* В случае с Лениным это диктатура пролетариата. В сочетании всех трех личностей либерализм какое-то время может существовать (годы правления Брежнева с моральным обликом коммуниста и сильной армией), но без нравственности приводит либо к диктатуре (ранние годы правления Ленина), либо к вредному попустительству (последние годы правления Ельцина). Первый (социальная справедливость) без военной поддержки   существовать не может. Просто нравственное общество –  утопия,  а воину-защитнику надо обязательно знать, что защищать, например: веру, царя (самодержавие) и отечество или, скажем, советскую власть и отечество, или «за родину, за Сталина». Просто отечество воин-защитник защищать не может, ему надо знать, какое это отечество. Красные военные защищают советскую власть, белые – самодержавие, хотя отечество-то одно, Россия.
Третья группа.
Александр Невский – правитель-воин - защитник
Столыпин - политик
Менделеев – ученый
При сочетании всех трех личностей общество представляет собой другую разновидность либерализма и может быть направлено «на социально-политические реформы, интенсификацию хозяйственной деятельности на основе частной собственности на землю, увеличение товарности хозяйства (у Столыпина крестьянского)**. Проведение масштабных реформ сверху. Развитие одной науки в чистом виде (частный пример в данном выборе, а в общем случае тот, кто успеет занять нишу). В управлении государством задействованы очень узкие слои населения, что приведет к созданию особого класса, подобного буржуа (ранние годы правления Ельцина, последние годы правления Ленина). Без сильного правителя ни второй, ни третий  существовать не может. Отдельно взятый один правитель опять же приходит к самодержавию.
Четвертая группа.
Екатерина II
Александр II
Иван Грозный и Сталин
При всем разнообразии форм суть одна. Все  вместе и каждый по отдельности являются представителями общества, определяемого словом самовластье, самодержавие, т.е. «монархия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному правителю*.
1 *Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
2 **Большой энциклопедический словарь

                Россия выбирает: монархия, либерализм, демократия?..
16.10.2008

150 депутатов в партии "Единая Россия" от Общественного Народного Фронта на выборах 2016 года в Государственную Думу России - движение к установлению демократии?

23.09.2016