Серпухов. Прощание

Ольга Семёнова
Вдова полковника, Валентина Андреевна Соловьёва-Козлова, до конца дней искала мужа, писала запросы во всевозможные инстанции. Она всегда получала лаконичный ответ: полковник пропал без вести в 1941 году.

Полковник Козлов П.С. проходил службу в 99 стрелковом полку в Могилёве, когда познакомился с выпускницей педагогического училища Соловьёвой Валентиной – кареглазой девушкой с шикарной русой косой.

Вскоре в семье Козловых родилась дочери - Алина и Ираида.


...99 стрелковый полк летом выезжал в лагерь Большевик, находившийся недалеко от Бобруйска, где на базе 574 полка проходили сборы. Валентина Андреевна всегда следовала за мужем.

В то страшное утро Валентина Андреевна наспех одела вертлявую непоседу младшую Ираиду и выпроводила её за дверь, пообещав через минуту выйти во двор со старшей дочерью.

Оказавшись одна на улице, Ираида обнаружила стоявшую на привязи лошадь, удивительно красивую, с длиннющим хвостом, волоски которого переливались разными цветами на солнце – от рыже-красного до шоколадного и чёрного. Лошадь похрапывала, срывая крепкими белыми зубами сочную утреннюю траву. Но что за чудо-хвост был у этой лошади – струящийся при взмахе! Ираида решилась подойти и погладить этот пушисто-мохнатый хвост.

Через мгновение Валентина Андреевна, роняя ключи, мчалась к лежавшей в траве дочери. Потом в ужасе смотрела на свои испачканные детской кровью руки – голова дочери была пробита копытом.

Узнав о несчастье, Пётр Сергеевич срочно вызвал к пребывавшей в коме дочери московского профессора.

Обошлось! – дочь после оперативного вмешательства профессора пошла на поправку. «Я погладить хотела», - оправдывалась выжившая трёхлетняя Ираида.

Куда бы ни отправлялся Козлов П.С. – в Испанию ли или на войну с белофиннами, - он всегда говорил родным: «Берегите Валю».  Он знал – из очередного похода можно не вернуться. Смерти не боялся: «Стреляем, а пулю на себя оставляем», - как-то поделился он с матерью Валентины Андреевны, а та запомнила. И потом повторяла, вздыхая, про пулю для себя, когда семья обсуждала очередные справки о пропавшем без вести полковнике.

В апреле 1941 года полковник Козлов П.С. окончил командный факультет Военно-воздушной академии в Монино, однако покидать стены академии не планировал, как один из перспективных молодых командиров, изъявивших желание продолжить обучение – таких было двадцать пять. 

Перед войной, прихватив самые необходимые вещи, с дочерьми Валентина Андреевна выехала в Москву к мужу – она не любила долгих разлук, -  в 1940 году даже побывала в Бессарабии (сохранились фото о поездке).

В июне 1941 года Валентина Андреевна не могла знать о скором расставании.

22 июня 1941 года. В руке у Козлова П.С. треснул бокал, когда объявили о начале войны с Германией – таково было напряжение, такова была его досада – эх! – мало, совсем мало отведено было на мир!

В конце июня или в начале июля полковника Козлова П.С. видели в Белоруссии.

Возвращаясь из Могилёва в Москву по Варшавскому шоссе, полковник заехал навестить родных, пообещал в скором времени вернуться с победой. 

Тогда ещё были живы его родители – Феофания Михайловна и Сергей Тимофеевич, ещё не погибли на войне два брата – Михаил и Филипп, мой дед ещё не был инвалидом и крепко стоял на молодых ногах, а сестре полковника Евдокии предстояло стать фронтовой медсестрой.

…А в это время, спасаясь от бомбёжек, спускалась в метро с детьми Валентина Андреевна. Однажды от взрыва пострадала старшая дочь – онемела и оглохла. 
В метро было душно и тесно.

С холодами Валентина Андреевна купила дочкам мальчуковые пальто – других не было, - и небольшую гуттаперчевую куколку. Эта куколка лежала в кармане пальто младшей Ираиды, и была раздавлена в давке.

Некие люди, которые называют себя исследователями, с некоторой долей романтизма описывают отплытие Валентины Андреевны с дочерьми в Саратовскую область. Якобы сам полковник Козлов П.С. , оставив дивизию в сложный момент, выезжал в Серпухов на проводы, говорил супруге, прощаясь, что будет она жить среди советских людей – ей помогут!  Красиво придумали "исследователи" – да? Так и хочется добавить для яркости штампов и красок: пронзительный осенний ветер в гордый профиль лица, оркестр с «Прощанием славянки», отдаляющуюся на барже стройную фигуру молодой женщины с двумя белобрысыми девочками, статного офицера на обрывистом берегу. Можно добавить и эту неправду, если позабыть о морали. На самом деле всё было так:

Была переполненная людьми открытая баржа. Были украденные чемоданы. Была оставленная не берегу глухая девочка и истошный женский крик - крик матери, потерявшей ребёнка. «Сколько сил, нервов, здоровья потребовалось маме, чтобы остановить баржу, а Аличку по рукам передали. Отца с нами не было», - так описывает события младшая дочь полковника.

После войны семья полковника Козлова П.С. вернулась в Белоруссию. Найдя вместо дома своих родителей руины, Валентина Андреевна опустилась на землю, долго рыдала.

В 1950 году, как написала мне Ираида Петровна, «Маме выплатили аттестат денежный за отца за все военные годы и мы построили небольшой домик, где жили с мамиными родителями».

Валентина Андреевна всю жизнь искала супруга. О её поисках свидетельствуют письма, хранящиеся в архивах.

Из письма К.Е. Ворошилову от 1 октября 1943 года:  «В нашем районе проживает эвакуированная жена командира дивизии Козлова В.А., которая не имеет переписки со своим мужем Козловым Петром Сергеевичем с первых дней войны и в силу этого не имеет возможности получать денежное пособие по аттестату, а получает известную сумму в счёт аттестата. Тов. Козлова три раза посылала на Ваше имя заявления о розыске мужа. На первое заявление 11 августа 1941 года за № 882 Отдел Кадров Московского военного округа ей сообщил, что Ваш муж Козлов Пётр Сергеевич приказом НКО № 00364 от 2-7-41 назначен командиром дивизии… Местонахождение его не сообщили. Последние заявления, которые тов. Козлова посылала в 1943 году Вашим Секретариатом были направлены 25.02.43 при № 9463/КВ и 02.09.43 при № 9463/КВ в Главное Управление Кадров Н.К.О. для рассмотрения и сообщения результата тов. Козловой. Однако Главное Управление Кадров Н.К.О. результатов не сообщает. Ивантеевский райком ВКП(б) просит воздействовать на Главное Управление Кадров Н.К.О. о розыске командира дивизии Козлова Петра Сергеевича».

Это письмо тоже свидетельствует о том, что связь с полковником прервалась в первые месяцы войны – зачем спорить о дате поездке Козлова П.С. в Серпухов, если не было этой поездки?


Биография полковника Козлова Петра Сергеевича здесь:
http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl