Годы боевые

Любовь Харланова
Военный 1942 год. Враг был силен, жесток, опасен и коварен. Шли тяжелые бои. С фронта приходили солдатские письма-треугольники, похоронки, сообщения о пропавших без вести. На передовую линию двигались эшелоны с войсками, боевой техникой, боеприпасами.

В июле 1942 года 16 девушек 18-19 лет написали заявления в Хабарский райвоенкомат с просьбой направить их на фронт. Среди них была Катя Дранникова – Екатерина Андреевна Гончарова. О ней мой рассказ.
Родилась Катя в сентябре 1923 года в многодетной крестьянской семье. Вскоре семья Дранниковых переехала в с. Утянку, где и прошли ее детские школьные годы.

Встретившись с немолодой уже женщиной, я задал совсем не праздный вопрос.
– Екатерина Андреевна, что побудило вас, восемнадцатилетних, девятнадцатилетних девушек, написать заявления и пойти добровольцами на фронт?
– Мы любили Родину. Гордились ею. Отдавали ей все свои силы, хотели спасти от порабощения. Мы обязаны были ее защитить.

Вспоминая день отправки, она поведала мне.
– Собрались мы в Хабарском райвоенкомате. До этого храбрились, а тут стало как-то не по себе. Слезы, громкие рыдания родных, наставления старших. Как не крепились мы, а все-таки прослезились. Сели в кузов машины. Последние минуты на родной земле. Проехали через Бурлу, машина, петляя по кривым улочкам райцентра, выехала за село. Каждая думала, что ожидает ее впереди. Горькая, тяжелая неизвестность.
В Славгороде мы получили направление на восток – в город Биробиджан, где нас зачислили в школу по подготовке младших авиаспециалистов. С момента прибытия на место назначения мы стали военными.

Фронт далеко. Самым неожиданным для нас стала разлука. То одних, то других отправляли учиться. Остались мы втроем – Тоня Смирнова, Маша Сластунова и я. В начале 1943 года закончили курсы. Распределение. Меня зачислили в 397 штурмовой авиаполк, во вторую эскадрилью третьего белорусского фронта.
– Екатерина Андреевна, кто из шестнадцати девушек-добровольцев, ваших землячек, был с вами?
– Никого. Правда, уже в части я встретила Машу Шапошникову, с которой были вместе до конца войны, родом она из Новосибирской области. Мы до того сдружились, что нас часто принимали за родных сестер. После войны долгое время переписывались.

– Екатерина Андреевна, расскажите о боевом пути и участии в войне.
– Боевых подвигов лично я не совершала. У меня была, как говорят, будничная работа. Я готовила боекомплекты. Установят пушку и пулемет, боеприпасы срочно – к ним. Подвешивали к самолету по две сто, сто пятидесятикилограммовые бомбы. Вот и вся моя боевая служба. Так что ни геройства, ни отваги не проявила.

– Если верить сказанному, то все так легко и просто. Ну, а если говорить всерьез?
– Действительно, не все так легко и просто было, как кажется тем, кто там не был. Боевые вылеты были часто, как правило ночью. Возвратился самолет, снимаем пушки, несем в землянку, разбираем, чистим, снова собираем – и к самолетам. Конечно, было трудно. Но я поняла это сейчас, тогда было не до того.

В часы короткого затишья и минутного отдуха писали письма домой, вспоминали родных.
– Екатерина Андреевна, вы прошли с боями пол Европы. Два года войны. Что навсегда осталось в вашей памяти?
– Самые памятные дни – это штурм Кенигсберга. За взятие этого города наша часть и я в том числе были награждены медалями «За взятие Кенигсберга», «За боевые заслуги». Эти медали для меня самые дорогие.

– Где закончили войну и встретили День Победы?
– Война для меня закончилась в пятидесяти километрах от Берлина в городе Инстенбурге.
В день Победы не было предела нашей радости. Сколько было слез и смеха! В честь Победы гремели выстрелы. Стреляли из автоматов, винтовок, пистолетов. Война окончена! Мы победили!
25 июля 1945 года нас демобилизовали. Мы возвращались домой, всюду нас встречали с музыкой, цветами, песнями, слезами радости за Победу, слезами горечи за погибших. В августе я приехала в с. Хабары.

Я устроилась на работу и началась мирная жизнь. В декабре 1945 года на новогоднем вечере познакомилась с Петром Гончаровым, а в 1946 году мы поженились. Вырастили и воспитали пятерых детей.
– Что бы вы пожелали всем живым?
– Одного – беречь мир! 45 лет мы живем под мирным небом. Достался он нам дорогой ценой!
Рассказав обо всем этом, Екатерина Андреевна, задумалась, видимо, переживала в душе пройденное.
45 лет минуло с той поры, а Е.А. Гончарова до сих пор не может забыть того времени.
Сегодня она на заслуженном отдыхе, помогает детям растить и воспитывать внуков.   

Газета «ВЕСТНИК ЦЕЛИНЫ»
08 июня 1990 года