Прилипалы

Борис Бочаров
В то далёкое время, когда я бегал ещё при пионерском галстуке, без которого в школу даже не пускали, мне повезло встретить мужичка, видевшего живого Ленина. Случилось это на одной торжественной пионерской линейке. Его пионервожатая Вера Ивановна привела и сказала просто, что к нам в гости пришёл участник гражданской войны Пётр Иванович Ряшкин. Он нам расскажет, как ему посчастливилось видеть и слышать вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина… и не раз.

И чего ходить по гостям, тем более к пионерам, что от них взять-то было, тем более, сто грамм от них, как пить дать, не дождёшься. Явно дело, сам напросился. За славою припёрся старый хрыч... пусть даже малою, но чтоб знали хотя бы в посёлке, вот такой он есть герой, видавший Ленина. Внешне он, конечно, не был похож на героя. Не высокого роста, неказистый такой и лысый в придачу. Какой же это герой? Но вот, если бы натянуть на него кепку, приделать усы и бородку, получился бы сам вылитый Ленин.

Участник гражданской войны по тем временам, по его же рассказу, неплохо устроился, во всяком случае…, не в окопах. Служил он, аж, в самом Кремле… в часовых по охране кабинета вождя, а значит и его САМОГО от врагов революции. За день мимо поста часового вождь много раз проходил, пробегал, отдавал распоряжения, жестикулируя при этом руками и разговаривая на ходу с любыми встречными гражданами на разные темы. Ага, вот он когда изучил все повадки и жесты вождя, стал успешно его копировать и рассказывать о нём.

Но лично вождю тогда было не до часового, сами понимаете почему, он наверняка не обращал на него даже никакого внимания. Однако Ряшкин, понимая малозначимость своей фигуры, хорошо усвоил величие вождя. Он видел его в добром общении с простыми людьми. Это действовало на зрителей магически, приковывая внимание… к рассказчику. И вот, наконец, случается главное, вождь проходит мимо часового и спрашивает его: «А как Вам служится, товарищ? Не обижают, всё ли получаете, что положено, как дела дома?». Отвечаю, мол, Владимир Ильич, всё у меня нормально, обмундирование на мне новое, тёплое, накормлен… и т.д. Только маленькая ремарочка - за разговоры на таком важном посту часовой в то сложное время был бы отдан под суд военного трибунала.

Когда я стал старшеклассником, нас как-то вновь привели в поселковый клуб на встречу с Ряшкиным. Помню, народу, кроме нас школяров, было много, всем хотелось посмотреть на человека-легенду, видавшего вождя мирового пролетариата. Авторитет его к тому моменту значительно вымахал, и молва о нём уже перешагнула границы района. Ряшкин был в ударе. Он метался по маленькой сцене клуба и, жестикулируя руками, как вождь перед массами, рассказывал историю о встрече с Лениным совсем по-иному. На этот раз сам вождь будто бы пригласил его в кабинет, расспрашивал о службе и угощал чаем(!). Напившись чая, Ряшкин благополучно вернулся на пост. Странно, что за оставление боевого поста в сложное революционное время часовой не был расстрелян.

Однако «под вождём себя чистили» не только простые смертные, но и высокие особы. Будучи в Ленинграде в музее восковых фигур, я услышал от экскурсовода интересную историю, связанную с посещением музея Генсеком ЦККПСС М.Горбачёвым. Осмотрев экспозицию фигур, он спросил у художников музея:
- Неужели и мне здесь быть суждено?
- Да, Михаил Сергеевич, у нас уже все мерки с Вас сняты, чтоб воспроизвести точную Вашу копию в воске, - ответили ему.
- Как, каким образом и когда это вы успели сделать?
- Это наша профессиональная тайна...
- А вы хоть знаете мой рост?! – обратился он к своей свите.
Окружение генсека вежливо промолчало. И вот тогда Михаил Сергеевич, сказал громко, что рост у него, как у Ленина.

Уже позже, в несоветское время многие истории, связанные с жизнью вождя, стали восприниматься по-иному, иногда с иронией. Так, по данным газеты «Аргументы и факты» в один из юбилеев субботника, на котором Ленин нёс бревно, по радио обратились к населению откликнуться тем, кто нёс бревно вместе с Ильичём. Откликнулось более шестисот человек! Интересен также факт, что истинное фото было в единственном экземпляре, вышло не совсем удачным, так как его пришлось делать фотографу в спешке и тайком. Ленин не любил позировать ни художникам, ни фотографам. А вот количество картин, репродукций и прочих копий подсчитать невозможно… тысячи тысяч. Они пока отлёживаются. Не ленинское нынче время. Но, кто знает, что редкие копии могут оказаться, как старые марки, тоже в цене.

Что изменилось сегодня в психологии тех людей, которые стремятся быть рядом с великими "мира сего"? Ровным счётом, ничего! Все мы знаем, что есть звёзды-политики, звёзды-артисты, известные писатели, поэты, шоумены, но есть и прилипалы к этим звёздам. От них никуда не деться. Им больше, чем звёздам, нравится пиариться, быть всегда рядом с ними, и, многозначительно заискивающе, улыбаться. Очевидно, у них чувство к звездомании стало диагнозом, причём более болезненным и обострённым, чем у самих звёзд. А за место быть рядом со звездой – постоянная драчка, интриги и склока. Проворонил место и ты уже не рядом. Обидно. Теряется дальнейший смысл жития. Говорят, у Высоцкого близких друзей перевалило уже за тысячу. И каждый бьёт себя в грудь, доказывая, что ближе его у поэта нет, не было и не может быть.

Как-то один мой новый знакомый, демонстрируя мне семейный фотоальбом, с восхищением поведал, что вот на этом снимке он рядом с Владимиром Вольфовичем. Я его спросил, а что у вас совместная деятельность, работа, партийные интересы? Нет, отвечает, ничего общего, мы даже не знакомы. А к чему тогда это фото, да ещё в семейном альбоме? Как зачем? Это же личность! С тех пор я с этим знакомым не общаюсь.

Москва, 22.09.2016
илл. из Интернета