Оленегорск

Ефремов Игорь Борисович
Лучшим доктором в мире считается время.
Я давно не грущу, обходя этот дом,
А пройдешь мимо дома - и что-то защемит,
И чуть-чуть поболит. И отпустит потом...

(с) Макаревич

Вот интересно. Я живу в славном городе Одесса уже больше 20 лет и по праву считаю себя одесситом, без всяких натяжек. Попал первый раз сюда с родителями в десятилетнем возрасте, и сразу понял, что хочу здесь жить. Я люблю СВОЙ город, я люблю его историю, архитектуру, я люблю людей, его населяющих и горжусь его исключительностью и самобытностью. С ридным кумом и прочими одесситами в десятом колене мы иногда по этому поводу дискутируем в подобном ключе: "Куме, вот я лично считаю, что НАСТОЯЩИМ одесситом может считаться только тот, кто выбрал этот город для проживания в зрелом возрасте и совершенно осознанно, нежели одессит по праву рождения, потому лишь, что ему просто тупо подфартило появиться здесь на свет!":))

      И смотрите: ведь большинство людей, составляющих население Москвы, Киева, Одессы и прочих - вовсе не являются коренными их жителями, что вполне естественно, так диктуют демографические законы. Но несмотря на то, что это естественно, большинству граждан как-то свойственно стыдливо сей факт замалчивать, вместо того, чтобы наоборот им гордиться, гляньте, мол, как я лихо - из грязи да в князи:)). Нет же, блин, сведения о малой родине считаются каким-то скелетом в шкафу, неохотно извлекаемым из шкафа только в случае крайней необходимости.

      Есть такой скелетик и у меня, называется он просто и без затей - ОЛЕНЕГОРСК.

И этого факта я нисколько не стыжусь, хотя гордиться тут тоже особо нечем. Ну, так случилось. А раз уж случилось - что ж мне его теперь, в грязь втаптывать? Город как город. А то, что в этом городе познакомились мои родители, на его щербатых улицах я делал свои первые шаги, в нем я постигал жизнь, в нем жила моя первая любовь и в его окрестностях я навеки пророс суровой северной природой - этого у меня никогда не отнять.

Мама моя была родом из Вологодской области, отец - уроженец Петрозаводска, столицы тогдашней Карело-финской АССР. Первым в суровый северный край, на станцию с эпическим названием Оленья попал в годы войны мой дед, папин папа. О мамином отце я уже рассказывал, но, право же, дедом Витей тоже погордиться не грех, хоть и провел он всю войну в глубоком тылу. Но дед Витя мой был директором завода, эвакуированного с оккупированной территории, и именно на нем и на таких, как он, и держалась вся наша военная промышленность. Под руководством деда завод был разобран на составляющие, загружен в эшелоны, перевезен на Кольский полуостров и практически выброшен посреди зимних сугробов темной полярной ночью. Всего через пару месяцев он уже давал первую продукцию для фронта. Так что в той Победе есть немалый вклад всех моих предков.

   Зима в Оленегорске. Что вы думаете, она и сейчас там морозная, как когда-то? Вот хрен вы угадали, зима нонче на Северах по примеру питерской, вся такая соленая и слякотная, может быть неделя-другая в году и выдастся морозной. Но уж если выдастся... Помню, ехал на машине из Мурманска в аэропорт, в Мурмаши. Выезжал - минус сорок было, отъехал от города - минус сорок семь. Машина (восьмерка тогда была) не едет вообще, только ногу с педали убрал - сразу останавливается, чисто на ручнике, салон не прогревается вообще, стрелка температуры двигателя чуть-чуть от нуля приподнялась, тормозишь - педаль колом, а тебя несет по прямой с той же скоростью, резина деревянная.  А когда на полпути загорелась лампочка зарядки и свет стал гаснуть - тут реально сфинктер сжался, у Лондона про белое безмолвие читать интересно было, а как представил, что щас самому замерзать, как тот ямщик - ох, блин, неприкольно...

      Зато нам, пацанам, мороз был не помеха. При минус сорока занятия отменяли, а нам того и надо, с улицы не вылезали. Хоккей, снежные города, ледяные горки - кайф. Забежишь в подъезд, к теплой батарее прижмешься, варежки с примерзшими ледышками на трубу бросил - пар идет. Погрелся пять минут - и опять на улицу.

      А полярная ночь же, в три уже темно. На лыжной трассе фонари горели круглосуточно, после уроков нравилось мне на лыжах беговых погонять, ну как беговых, никакого пластика естественно, дерево, хорошо, если клеенные, алюминиевые крепления, а то и резинки на валенки - и вперед. Чистый кайф, скользишь себе по лыжне, елки лапами заснеженными качают, и думаешь себе всякое...:)

      Северное сияние помню, зеленое, в самые морозные дни. Еще обидно было, блин, думаю, где ж сияние разноцветное, в книжках, вон, рисуют - и красное тебе, и синее, и какое хошь, а у нас только зеленое. Но красиво, без базара, когда этот шлейф изумрудный над головой колышется, как гигантский газовый шарф.

      Посреди старого центра стоит тот самый олень, от которого и Оленегорск пошел. Был такой чувак, Ферсман фамилия, тут-то о нем вряд ли кто слышал, а для оленегорца имя Ферсман было, что Леннон для Коли Васина. В тридцатые, когда народ в городах пачками хлопали, Ферсман наш, не будь дурак, все в экспедициях пропадал, полезные ископаемые искал, причем весьма успешно. Вот и тут нашел железную руду,  жЫрное такое месторождение. Сидит, голову ломает, как его назвать. И тут на вершине сопки - раз, и олень нарисовался...:)

      Оленя этого из моего окна видно было, прикольный такой домик был 50-х годов постройки, двухэтажный на четыре квартиры, с деревянной скрипучей лестницей, по которой я утром спускался, переваливаясь, закутанный в шубку из плюшевого мишки и кучу других одежек, в вязанных рукавичках, соединенных резинкой для трусов, пропущенной в рукава. Я выходил в полярную ночь, и похожий на Винни Пуха топал в садик, потому как отводить меня было некому. Но для меня это было само собой разумеющимся, никакой трагедии я в этом не видел. А еще, подходя к садику, я любил лечь на широкий деревянный забор, опоясывающий его и торчащий из утрамбованного снега всего-то на полметра, смотреть в небо, на мерцающие в ледяной черноте звезды, наблюдать за паром, идущим изо рта, ловить языком снежинки и о чем-то думать...о чем, сейчас, вот убейте, не помню:)

      Прикольно, что даже на современных фотографиях машин и людей вообще ноль, чисто Припять какая-то или вообще город из романов Кинга. привык уже, что в миллионном городе этого добра выше крыши, а там... Вроде центр, аллея, упирающаяся в ДК Горняков - тогдашний культурный центр всего местного населения - и только одна фигура неясная маячит. А когда вот на этих вот самых скамейках сидели, курили в рукав, портвешок с горла сосали да с девчонками неумело целовались - все было, как должно было быть:)

      Ну понятно, что первые шаги и определяют всю дальнейшую жизнь индивидуума, на меня хулиганское детство и общение с корешами и местными авторитетами тоже отпечаток наложило, даже сейчас нет-нет да и проклюнется:). Но по кривой дорожке я, слава Богу, не пошел, во многом благодаря родителям, а во многом - книгам. Читал с самого детства, с трех лет, в садике воспиталка сажала меня перед группой, всовывала в руки книжку, которую я и декламировал вслух и с выражением, упиваясь вниманием согруппников. Читал взахлеб, где и когда только мог. На полном серьезе планировал ограбить читальный зал городской библиотеки между прочим. Думаете прикалываюсь? Да ничего подобного! Вот таких вот монструозных мутантов воспитывало то время, сейчас бы неблагополучные подростки планировали вынести ювелирный магазин, или там сберкассу, а я подбирал ключи к библиотечной двери и изучал ее сигнализацию! Охренеть, как вспомню:)))

     В общем, детство мое радостным и феерическим назвать было трудно, но детство на то и детство, чтобы находить яркие краски даже в самой серой серости. И, черт побери, я был счастлив, что бы там ни гудели из своих углов эсэсэроненавистники! Конечно я понимал, что судьба мне уготовила совсем иное, и что я, естественно, не буду до конца жизни влачить свое существование в условиях вечной мерзлоты, в городе химиков, ментов и зэков. Конечно же сразу после школы я уехал поступать в Питер, как делали все нормальные пацаны. Но, представьте себе, я ничуть не стал любить меньше этот несуразный городишко за Полярным кругом...:)

Смотрю старые фотки, кто эти люди - понятия не имею. Но таким вот Оленегорск мне и запомнился. Таким он и будет оставаться у меня где-то в потаенных уголках души, которые я время от времени приоткрываю и любуюсь его содержимым. И так тепло на душе и немного щемяще...

      Вот она, моя Родина. Привет, Оленегорск!