17 - - земное сожжение пылающего в Небе...

Дзичковские -Странники Звезд
               Стрела Семнадцатая... 
-\\\--\\------------------------------------------------ --




         ...Вспомните безумцев «духовных»  — лидеров инквизиции, спаливших Жанну. Был и у нас такой «вдохновитель» церковник-государственник, кровавый настоятель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий, сжигавший седовласых старцев по всей Руси в огненном 1504-ом, низвергая русского человека в бездну столетий животного страха и раболепия. Именно, дух оного теоретика, отвергнувшего сердце человеколюбивых чувств, дающихся человеку с молоком матери и её Любовью, в которой дышат Ангелы Неба, заложил в Русский Мир перманентность нескончаемого потока тирании и надругательства над Правдой. Страх, которым, как главенствующим флагом, размахивал Волоцкий, призывавший пасть пред ним всех, — есть первое орудие демона. Сила и ведущее оружие Бога, знаем мы все, — это Любовь.

        Как наивны, глупы эти маловеры, если полагают, что можно спалить движение к Правде, движение к Богу во имя иллюзий империй и сует Церквей. Неужели, можно предавать людей огню, прикрываясь именем Христа — одинокого странника, призванного изменить мир Любовью? Кому придёт в голову, представить Спасителя в простой дорожной торбе с факелом в руках, разжигающего хворост под ногами страдальцев, не суть виновны те в чём, или нет, тем более последователей своих, идущих за Ним в самых первых рядах?..  Это нонсенс!

        Империи и даже Церкви не вечны под Луной, стремление же к Любви, к Богу — в человеке неистребимо от эпохи каменного века, иначе не было бы и должного поля человеческого, в котором мог бы явиться миру Христос. Ничто и никто не сгорел в том страшном далёком и столь же близком 1504-ом году. Дух невинно убиенных витал столетиями над просторами России и питал сердца идущих к Правде.


                *    *    *

Огонь взгорал пред ликом Старца.
Огонь терзал его глаза.
Вдруг поднял он два сжатых пальца,
Как знак тернового венца.

И тихо, плавно круг пред людом
Он очертил своей рукой.
То символ духа всем иудам
Он слал пред замкнутой рекой.

Река не может течь по кругу!
Вёл сказ безмолвный глас отца.
Клянёте вы сребца Иуду,
Но начали с его конца!

Ваш дух трапезными парами
Над чаном вьётся в тёмной мгле.
И беспризорными ветрами
Несётся он по всей земле.

Я всё сказал, что мог сказать.
Пусть демон ныне торжествует,
Но время вновь вернётся вспять
И Духа нашего прибудет.

Придёт гонец от Неба дальний.
Он слово Света вознесёт.
То будет год эпохи ранний,
Когда миллениум взойдёт.

Он донесёт наш глас из сердца
В пылу пылающих огней.
Он вам подскажет, где та дверца
В сиянье глиняных свечей.

Простите, чада, враг коварен.
Вам дальше быть теперь одним
Отныне Русью правит барин
И Юрьев день уходит с ним.

Но вам донесть я завещаю
По тропам святочной Руси
Наш Дух.
                Себя же не прощаю.
Испить бы только раз росы.

Росы упавшей утром ранним,
Когда я вышел из молитв,
Представ пред скитом нашим дальним,
Что пережил столь много битв.

Она упала митрой пряной
На главу голую мою
И потекла рекою рьяной
Неся Любовь в меня свою.

С тех пор не мог я лгать пред Небом,
Вдыхая зло в земле родной
И вот стою в огне потребном,
Голгоф Руси внимая зной.

Идите, милые друзья,
Во странство дальних троп земли.
Вам не цари пространств князья,
Они не плод.
                Они лишь тли.

Вы не рабы их чёрной страсти.
Вам Дух Иной привнесть дано.
Не бойтесь никакой напасти,
Мы с Богом в сердце заодно.

Приветят странных вас в трущобах.
Иной раз примут во дворцах.
Но не носите вы в утробах
Наш Дух.
                — Он должен быть в сердцах!

Лишь в них Он сможет сохраниться,
Пока не ляжет в лист стиха
Вдруг в день осенний, в кой десница
Его найдёт у камня мха.

Там вестник дальних озарений,
Прочтя Его в Него войдёт
И после длительных борений
В нём Дух на землю снизойдёт.

Я ухожу, прощайте, чада.
Любовь моя пребудет в вас.
Мне ваши слёзы, что отрада,
Но мой взошёл исходный час…

                *   *
Огонь пылал над ликом старца.
Огонь убил его глаза.
Но он держал два сжатых пальца,
Как знак тернового венца.

Он тихо, плавно круг пред людом
Чертил по-прежнему рукой.
То символ духа всем иудам
Он слал пред замкнутой рекой.

Река не может течь по кругу!
Вёл сказ безмолвный глас отца.
Клянёте вы сребца Иуду,
Но начали с его конца...            

                26.03.2006г.


        В чём стержень проблемы? За что жгли старцев?
        Любой даже самый далёкий от религии человек ответит — за Веру в Бога, за Любовь к обездоленным, за последовательность Духу Христа, если узнает следующее.

        На соборе 1503 года старцы заявили о неприличии монастырям владеть землями и крестьянами. По их мнению, обладание землями ставило духовенство в зависимость от мирской власти, лишало его самостоятельности в столкновениях с оной, не позволяло обличать и сдерживать сильных мира, в том деморализуя монашество. Они считали такой порядок вещей противоречащим Евангелию, не согласующимся с жизнью древних русских подвижников. Лучше раздавать богатство нищим, учили они, чем украшать храмы. Внешняя, обрядовая сторона религии не играла у них сколь нибудь значимой роли. Их монастыри резко отличались своей бедной, простой обстановкой от богатых церквей сторонников Иосифа Волоцкого.
 
        Логично, что последний ныне объявлен покровителем "православного предпринимательства". Зачем Спаситель разбрасывал торговые столы в храме, осталось в этом решении без ответа. Как остаются без ответа и многие прочие действия, и слова Христа в России.

        Старцы стремились к нравственному совершенствованию путём сознательного изучения Священного Писания. Они были убеждённы, что каждый, духовный или мирянин, должен "учительствовать". Они видели человека идущим в поиске истины, суть Правды, которая неотвратимо отзовётся глубинным теплом в его сердце, тем давая знать себя.

       Они видели людей прежде, как учеников и осознанных последователей Христа, логично видя в том Его Самого непосредственное желание и миссюю. Старцы не могли принять видение русского человека, как безропотно подавленного данника, стоящего по жизни лишь рабом на коленях без права чувствовать себя сопричастными к истине дел Божьих, как к тому должно причастно всё остальное человечество, ради чего и взошёл на Голгофу Спаситель.

        Иосиф Волоцкий отличался болезной, маниакальной жестокостью, выражавшейся в его страсти лично присутствовать на пытках огнём, которые, считалось, не могли принести вреда безгрешным. К его, верно, ожидаемому удовлетворению, таковых святых не обнаруживалась. Заволжские старцы, зная страсть Волоцкого к этим пыткам, письмом колко предлагали ему, как человеку неуязвимому в грехах, легко принять это испытание, поскольку оно не может ему принести вреда, но весь свет познает его святость. Волоцкий предпочёл не следовать мудрому совету.

        Быть верно, печален для русского мира факт, что Жанну д, Арк, пусть спустя пятьсот лет, но причислили к лику святых, у нас же (с ног на голову) в святых ходит господин Волоцкий, дополнительно увековеченный в монументальной скульптуре, удивительно сродной изгнанному с Лубянки изваянию Феликса Дзержинского, гонителя Церкви. Энергия Мира Духа имеет стойкие законы перевоплощений. С какой стороны чёрта не гони, пусть даже он сгинет сам, нечто возвращается на иной спирали воплощения, но единой природы. Это закон Мира Духа. Его должно нам знать и мудро воспринимать. Эта мудрость подвинет нас понять, что, быть в оной канонизации, вместе со старцами (которых жгли и позднее (протопоп Аввакум), мы спалили Сердце России. Не надо иметь семь пядей во лбу, надо иметь лишь в себе простое Человеческое Начало, чтобы признать, что монументальное возвышение злого и забвение светлого — НЕНОРМАЛЬНО!

        Мы сокрушаемся столетиями, что никак не обустроится наша жизнь, одно лихолетье тотчас сменяет другое. Мы ищем тайную загадку в русской душе. Мы не перестаём верить в своё доброе начало, но вновь и вновь сокрушаемся в злом содеянном за каждым поворотом буйной истории России. Но, что же мы хотим, если старый нераскаянный огонь ненависти и зла, пожирающий стержень нашего Сердца, так и не потушен. Он от тех старых лет продолжаем жечь всех нас с вами беспрестанно. В этом огне мы, подобно слепым детям, не ведаем ни дороги, ни своего предназначения. Мы крадёмся на ощупь в своей главенствующей национальной идее от двух крайних этажей общества — «авось!» и "хочу!".

        Конечно, Волоцкий заложил идейный фундамент централизации государства.  Однако, это не ново. Использование религиозного воззрения, в частности христианства, всегда служило цементирующей базой прежде, увы, государственной консолидации людей. Сильным мира сего, создававшим крупные государственные образования на заре новой эры, было глубоко плевать на постулаты странного Христа «неудачника», которого, выражаясь, грубым русским языком, они «в гробу видели». Прагматично создавались имперские образования агрессивной природы в стержне данного. Их агрессивный дух неизбежно находил отражение на королевских гербах, где преобладали хищные представители животного мира — львы, медведи, орлы и т. п. Там же для благообразия находилось место и кресту, что, конечно, надо отдать должное, волей-неволей, одухотворяло человека.

        Сам по себе весь этот процесс государственной христианизации Европы критиковать нельзя, называя деструктивным. Это всё разумно в должном, иного быть и не могло, ибо иного пути не существовало, чтобы нам всем дойти до этапа сегодняшнего дня. «Нет худа без добра». Даже самые злые империи принесли побочно и немало благого, как то прежде сближение народов и культур, не говоря о донесении истории и идей Спасителя. Однако, приходит долгожданная пора, наконец, увидеть, почувствовать сердцем ПЕРВИЧНОГО Христа, как, допустимо и Пророка, но суть, внять чрез них, Вышние Энергии Мироздания в их первооснове чистоты помысла и назначения, что бесспорно для каждого представляет Любовь и добродетель. В этой чистоте нет места регалиям хищного мира животных. В этой чистоте нам в приближающемся Грядущем, неизбежно, предстанет Иное — творческое и созидательное! Войны покинут мир человечества, ибо оно в лице, но суть — в душе каждого обретёт великий дар сострадания.

        Иисус пришёл с мечом, лишь, как образом борьбы со злом. Он не генералиссимус в златых  погонах, ведущий людей на смерть за ради суетного и пустого. Он движение к Любви. Мы все это знаем и всякие прочие измышления далее здесь бессодержательны. В стержне главенствующего то же самое с полным правом должно сказать и о пророке Мухаммеде.

        Мне на заре нашего тысячелетия в период своего значимо блаженного воцерковления в странствиях по Руси, в поле её Мира Духа, довелось видеть и внимать Дух тех самых так и не убиенных старцев. На востоке страны в келье Иеронима в Санаксарском монастыре мне посчастливилось в личной беседе соприкоснуться глаза в глаза, сердце в сердце с тем, что в таинстве своём неистребимо. На западе в разливе Чудского озера, на высоких берегах острова Залит я внял тот же светлый Дух отца Николая. Я, увы, уже не блажен, как и, точно, более невоцерковлён. Я волен, но Правда зацепила мне сердце!

        Сказка, отслужив своё должное, разбилась о Правду Мироздания. Бог боле не является монополией ни одной из Церквей и "Церковок", суть, больших иль малых сект. Открылось мне — Бог, Отец, иже Энергии Света имеют дорогу к каждому человеку отдельно, как и всякий земной отец имеет такую дорогу к каждому своему ребёнку напрямую. Истинно, идущий прямо, всегда обгонит идущего в обход.

        Здесь, в частности, сразу должно сказать, что Русская Православная Церковь не является единым, слаженным организмом, как то в степени разного относится и к другим Церквям мира. Русская Церковь не взирая на свою "философскую" империалистичность вертикального обустройства, тем не менее всегда обладала и обладает сегодня многообразным плюралистичным видением, как духовного мира, так и философского восприятия самого Мироздания. В ней, как и во всякой Церкви, присутствует прежде всего два противостоящих полюса. Есть Церковь сосредоточенная на взращивании и укреплении древа государства, которую для будущего удобства мы назовём /РГПЦ/ (государственная Церковь) и есть Церковь сосредоточенная прежде на человеке, на его истинном духовном росте в поле общечеловеческого светлого, как говорят христиане, сосредоточенная на его спасении, которую нам стоит назвать /РЧПЦ/ (человеческая Церковь). Последняя в значимом являлась и ещё, по всему, какое-то время будет являться доброй не лишней школой в движении человека к Высокому. Однако, каждому надлежит оттачивать и строить свои мосты в Небо. В каждом из нас сокрыты все таинства Мироздания, все тайны и законы Мироустройства.   

        Беру на себя дерзновение посвятить представленные строки стиха памяти, как тех далёких сожжённых, так и совсем близких также в значимом гонимых упомянутых двух старцев, держателей глубинной  совести России, тропа к могилам которых не может зарасти травою, пока в русском человеке будет жить чувство истинной, стержневой Любви Энергий Мироздания, огненно пульсирующей в его сердце, которое и есть первейшая обитель Бога на Земле. Сердце Человека есть Дом Вышнего Мира, но не бесчувственный "ум" огосударствленных, националистических и "религиозных" теорий, льющий потоками кровь и слёзы детей от доветхозаветных времён по текущую секунду, когда рождаются и читаются эти строки.

        Мы все это всё знаем...


                Александр.

-----------------------------------
Полотно 1897 год Григорий Григорьевич Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума»