Стрижи и бессердечный камень

Иван Борисов-Алтайский
Однажды глубокой осенью в бескрайней алтайской степи поднялась сильная буря. Может, она была и не так уж сильна, но маленьким травинкам показалась настоящим ураганом с пылью, ливнем и ветром, и они не смогли удержать свои семена. Всё равно пришлось бы расстаться с ними. Растения всегда расстаются с семенами. Но ведь так не хочется отпускать своих детей, не успев рассказать им всего, что понадобится в жизни.

Одно семечко закружилось в потоке смерча. Ему было радостно одному на воле, ведь оно летело в первый раз и наслаждалось полётом. А сидеть со своими сестрёнками и братишками на мамином стебле уже надоело, особенно в последние дни осени, когда наступили холода и часто шли дожди со снегом.

И вдруг семечко ударилось в темноте о землю. Порыв ледяного ветра закатил его под большой камень. За день оно очень устало, потому что летало с самого утра, и теперь крепко заснуло. Спящее семечко уже не увидело, как  осенние бури укрыли его пылью и жухлыми листьями. А однажды ураган сдвинул камень, и тот придавил собой семечко.
 
Наступила долгая-предолгая зима. И всю зиму семечку снились солнечные лучи, прозрачные и нежные. Снились холодные капли росы, которую оно, превратившись в растение, пьёт своими маленькими корешками. Снились яркие цветы, и семечко хотело быть похожим на них.

Наконец пришла весна. Семечко сквозь сон почувствовало, что вокруг стало тепло. Оно проснулось и решило, что теперь самое время выглянуть наружу. Потянувшись и пустив тоненький росток, стало пробираться вверх.
Росток настойчиво стремился вверх, но вскоре упёрся во что-то твёрдое. Он напрягся изо всех сил, но от усилия только согнулся. На его пути лежал большой камень.

– Пусти меня, – робко попросил Росток, – будь добр…
– Ещё чего. Я лежу на этом месте тысячи лет! И ещё буду лежать тысячи лет. Не пущу тебя! Ишь ты, «будь добр», - глухо передразнил Камень.
– Пусти, пожалуйста, ну пусти! Мне так хочется взглянуть...
– Мало ли чего тебе хочется! – грубо перебил его Камень. – А мне нравится лежать здесь и не двигаться. Не упрашивай меня и не старайся зря. Разговор окончен.

Росток — а он был очень нежным и легкоранимым — обиделся, заплакал, но всё-таки стал взбираться вверх, огибая камень, который был по-прежнему холоден и безучастен.
 
Сколько же сил пришлось потратить маленькому Ростку, чтобы подставить два первых листика долгожданным солнечным лучам! И выросла бы травинка с кривым стебельком, если бы не Стриж, который жил неподалёку и всё слышал…
– Бедняжка, – вздыхал  он. – Как мне тебя жаль, но чем я могу помочь? Камень очень силён, ему тысячи лет, мне с ним не справиться. Я слабенький. — И вдруг Стрижа осенило: — Я слабенький, потому что я один. Я придумал, придумал, как помочь!

И он громко закричал:
– Паучки, паучки! Выбирайтесь из своих укрытий. Не бойтесь меня. Я вас не обижу. Мне нужна ваша помощь!

Паучки повылезали из-под листьев. И Стриж попросил их, чтобы они из своих тонких паутин сплели прочную сеть.

А потом стриж громко засвистал, созывая других стрижей:
– Собирайтесь, слетайтесь, мои друзья, помогите сделать доброе дело — одолеть вот этого врага
.
Стрижи слетелись и увидели камень, из-под которого пробивалась бедная травинка. Всей стаей дружные птицы подхватили сеть, накрыли ею камень, перевернули его и подняли в небо. Недалеко блестело озеро, в него стрижи и бросили камень. Только огромный фонтан вырос из воды.

Как же птицы обрадовались:
– И не такой уж он и сильный, этот камень. Да к тому же ещё и хвастун, видите ли, жил он тысячи лет, нашёл чем хвастаться.

– Спасибо вам, добрые птицы! – благодарила новых друзей радостная Травинка. – Прилетайте ко мне осенью, я угощу вас вкусными семенами.

– Непременно будем к тебе прилетать, – отвечали стрижи.
 
И хотя вначале стебелёк у Травинки был кривым — время шло, растение крепло и к середине лета стало высоким, стройным, с яркими цветами; из них к осени образовалось много семян.
 
А потом семена разлетелись по всему свету и уже знали, как бороться с упрямыми, бессердечными камнями, если те помешают растениям жить