Ночной разговор

Максим Запальский
В семнадцатый год царствования Тиберия и пятое лето прокураторства Понтийского Пилата, погода на Песах в священном городе Иерусалиме случилась на редкость прохладной. Сквозь щели плотно закрытых ставней дома первосвященника Иосифа Каиафы проникали отблески костра, согревающего ночную стражу. При тусклом свете менор в судном зале заседал срочно и тайно собранный Высший Совет.
Причина ночной тревоги заключалась в погроме, что учинил сегодня, десятого ниссана, набирающий популярность, странствующий проповедник из Галилеи по имени Иисус, называемый некоторыми Христом. Этот новый учитель раскидал и опрокинул в Храме столы менял и кнутом изгнал вон торговцев. Власть и сила, от него исходящии, встревожили предпраздничный город и заставляли о многом задуматься. От сильного волнения в висках председателя собрания пульсировала кровь, будто пытаясь найти выход и убежать из переполненного, жужжащими, как мухи в паутине, мыслями, мозга. Не смотря на ночной холод, первосвященник ощущал ручейки холодного пота текущего из-под снежно-белого кидара по лбу, вискам и шее. Полукругом перед ним восседали остальные члены совета, . Мигбааты и таллиты на их головах двоились в покрасневших глазах Каиафы. Среди собравшихся немало еще помнили Гиллеля или были его учениками, не оставившими ничего не изученного из Торы, Галахи, установлений софрин и гематрии. 
- Уже седьмой год жребий Йом-Кипура не оказывается в правой руке и регулярно потухает западная свеча в Храме, а двери Святилища периодически открываются сами. - взволнованно говорил коген Рибаз. 
Закачавшиеся головные уборы заседавших и гул их голосов показались первосвященнику шумом бури, гнущей и треплющей пальмы и оливы у Кедронского потока в Иосафатовой долине. 
Слово взял один из старейших членов сенедриона Гамалиил:
- Пророчества Даниэля о шестидесяти двух седминах указывают на текущее время. Народ наш ждет Избавителя, помните, как явился некий Февда, выдавая себя за великого, и соблазнил многих, а во время переписи Иуда Галилеянин увлек за собой тысячи. Посли гибели этих самозванцев, еще не появлялся у нас подобный им. Этот Иисус, говорят, творит множество чудес, но самое поразительное, что сказывают о нем, это насыщение им множества людей несколькими хлебами. Если кто-то сможет прокормить армию в пустыне, то он точно может стать Мошиахом и новым Моисеем. 
Последние слова взорвали тишину собрания, в глазах первосвященника засверкали искры и ему показалось, что это Тетраморф из видения Иезекииля влетел в судный зал через закрытые окна, хлопая крыльями, вращая ободьями с множеством блестящих очей и все его четыре лица что-то громко пели, вопили, взывали и говорили. 
Словно проглотив свиток пророка, самый молодой член сенедриона равви Авив, правнук Геллеля, вскочил и возвысил голос:
- Учителя Израильские! Мы все чаем избавления от язычников, все ждем когда сбудется пророчество мудрейшего из людей Даниила и отнята будет власть у четырех царей. Народ наш, жаждущий и вопрошающей: где-же Божия правда, почему Бог избрав из всех лесов одну виноградную ветвь, из всех цветов одну лилию, из всех птиц одну голубицу и из всех народов один народ теперь предал нас на попрание, хотя о прочих народах, сказано, что они ничто и подобны слюне и все могущество их уподобляется каплям, капающим из сосуда. И доколе Это? Когда же власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего и все властители будут служить и повиноваться Ему.
Помещение наполнились вздохами и стонами, которые, как забродившее тесто, не вмещались и невольно изливались из сердец членов сенедриона. 
Узкая дверь за спиной первосвященника тихо скрипнула, человек, с лицом закрытым широким таллитом с большими, тяжелыми шерстяными цицитами, свисающими с углов накидки, неслышно подошел к Председателю и, почтительно поцеловав оникс на плече расшитого золотыми нитями евода, что-то прошептал в склоненное навстречу ухо, затем, приложившись к камню снова, в поклоне удалился, повернувшись спиной к собранию только выходя в дверь. Каиафа поднял глаза и, прищурившись, посмотрел на сидевших перед ним полукругом знатных и ученых израильтян и, задержавшись взглядом на одном из них, произнес:
- Когда Иоанн проповедовал и крестил в Иордане, мы посылали к нему Симона из фарисеев, чтобы спросить кто Он. Иоанн отвечал, что Он не Христос, не Илья и не пророк, а глас вопиющий и уготовляющий путь Господу. Нам известно про Иисуса, что Он, придя из Галилеи, крестился у Иоанна со знамением: под солнцем был слышен гром и слетелись птицы. Наши люди видели, как Иоанн кланялся, пытался развязать ремень на Его сандалиях и называл Сыном Божьим. Нужно спросить у Галилеянина от Бога ли Он и в чем учение Его, правда ли, будто Он умножает хлеба и кормит народ. Мне сообщили, что Иисус из Назарета только что пришел в гостиницу "Три смоковницы" у Дамасских ворот, Никодим, ты фарисей и знаток закона, пойди к Нему пока еще не было третьей стражи и выясни всё, что сможешь.
В странном волнительном предчувствии подходил Никодимом к гостинице. Долго стучал деревянной колотушкой в запертую дверь, пока заспанная женщина, видимо супруга хозяина, не открыла маленькое окошко:
- Что вам надо Адони в такое время?- спросила хозяйка, разглядывая через окно расшитый серебром богатый шерстяной пояс незнакомца с дорогой пряжкой. 
- простите Гэвэрэт, что беспокою вас в столь поздний час, но мне срочно требуется равви по имени Иисус из Назарета, что остановился тут. У меня к нему важный разговор по поручению самого Наси. 
Войдя во внутренний двор гостиницы, посланник при свете луны увидел три смоковничных дерева, давших название заведению. Следуя за проводницей, фарисей, проходя мимо одного из них, провел рукой по листьям и почувствовал, как в ладонь упал мягкий крупный плод. 
- Какой удивительный сорт! Ни разу не видел урожая в такое время. Как приятно на Песах иметь свежие смоквы.- воскликнул удивленный гость. 
- Равви, к которому вы пришли, тоже вчера стоял у этого дерева и о чем-то с ним разговаривал. А сегодня Он первый заметил и сорвал ягоду. Попробуйте, очень вкусно. 
Мысли Никодима скакали, будто лошади на ипподроме царя Ирода. Вперед вырвалась догадка, что этот Галилеянин действительно, подобно Моисею, может дождить хлебом, как манной, и созывать рыбу в сети, словно жаворонков в стан Израильский. "Если это так, то Ему будет по силам возглавить и обеспечить провиантом армию в пустыне, а значит Он тот, о ком говорили пророки! И сбудется Даниилово слово: народный вождь, Сын Давида, поднимет восстание против римлян, вознесется Богом до небес и произведет праведный суд над народами, покорив их Израилю"- вздрогнул законник. 
Женщина указала гостю комнату, где остановился странствующий проповедник. Коснувшись рукой мезузы с молитвой шма на дверном косяке, делегат вошел в помещение. 
Галилеянин сидел на ложе и смотрел на Никодима открытым приветливым взглядом. Фарисею показалось, что его тут как-будто давно ждали и сразу бросились в глаза внешнее достоинство и простота, соединившиеся в проповеднике как-то по царски гармонично. Неожиданно для себя член сенедриона начал разговор не так как хотел:
- Равви, мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. 
***
Всю жизнь вспоминал Никодим тот необыкновенный ночной разговор. Он пытался записать во всех подробностях первую беседу с Учителем, составляя своё Евангелие, но так и не смог закончить труд, потому что не подбирались слова. Встреча в гостинице казалась ему блаженным пробуждением, когда еще спишь, но уже раскрыл глаза и смотришь вокруг, а образы невидимые и видимые смешиваются в удивительном хороводе. Или, скорее всего, та ночь перед праздником Песах, ощущалась им таинственным рождением, когда из темной утробы матери появляется человек в свет мира и страшно ему и непонятно и больно. Он кричит, но назад уже не вернуться, пуповина пока не перерезана, а губы уже чувствуют грудь матери со сладким молозивом и глаза режет сияние дня, на которое еще не можешь смотреть. Он ощущал, как в тот день для него приклонились к земле небеса и в чашке воды, что подал ему Учитель, взыграл весь океан, а голоса двух миров сливались так неделимо, что не мог он понять, когда говорит, а когда думает и слова Иисуса слышит наяву или в сердце.
***
- "Равви, мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог." Когда же Ты откроешь то Божие Царство, которое предсказывал Муж Желаний Даниил и начнёшь восстание против язычников. Уже пришло время, указанное пророком.- спросил посланник сенедриона, держа, как вещественное доказательство, в раскрытой ладони сочную смокву. 
- Вы ждете Мессию, ожидаете восстания и гадаете, тот ли это вождь или иной какой будет? Соберет ли он войско и найдет ли оружие? Скажу тебе, Я не меч принес на землю, а мир. Царство Божие приблизилось, но войдут в него только те, кто покается и очистится. “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия”. 
Знал по опыту Никодим, как трудно исполнять заповеди и дела закона, знал, чем наполнено человеческое сердце, какие аспиды и скорпионы прогрызли в нём норы. С горечью воскликнул гость:
- Равви, все пророки призывают к покаянию и очищению, но это дело Божие, человек не может изменить себя ни на йоту. Сколько не старайся и не трудись можно только научиться исполнять правила и установления. Окропишь мя иссопом и очищусь я, омоешь меня и я соделаюсь белее снега, просил даже царь Давид. Невозможно это, так же, как заново родиться. "Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?” 
Душа фарисея возмутилась и теплая волна света неожиданно ослепила ум вопрошающего как-будто он действительно погрузился назад во мрак материнской утробы. 
- “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие”. Ты правильно сказал, невозможно человеку измениться самому. Я на то и пришел, чтобы открылись врата Царства, чтобы так засиял свет в душах людей, что все земное в них покорится небесному. Тогда познаете, что "Рожденное от плоти плоть есть, а рожденное от духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше”. И рождение это, для готовых его принять, будет неожиданное и могучее, как дуновение ветра и сила бури. "Дух дышет, где хочет, и голос слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от духа”.
- Равви, "как же это может быть?"- прошептал потомок Авраама, держась за смокву, как младенец за материнскую грудь. После чего слова Учителя зазвучали в его голове ласковым отцовским наставлением. 
- "Ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь?” Разве Пророки Израильские просто мечтали? Все они хотели бы услышать, что ты слышишь и увидеть, что ты видишь, потому что ждали день Мой; и дождались и возрадовались.
Никодим встряхнул головой, будто сбрасывая с неё отцовскую руку, глаза его смотрели на Галилеянина, а внутри спорили мысли: либо Он пророк, каких еще не знал Израиль, либо безумец, не ведающий, что творит и говорит. 
- "Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете”.
За стеной гостиницы прошагала ночная стража. Тяжелая поступь римских легионеров сопровождалась мерным буханием коротких копий о круглые щиты у молодых гастатов и звоном о доспехи короткого меча-гладиуса у возглавлявшего караул принципа. Когда их бронзовые, блестевшие в лунном свете, шлемы проплыли над оградой и скрылись, словно вспомнив зачем пришел Никодим спросил:
- Даниил и пророки говорили, что Мессия истребит всех врагов, взойдет на небо и Господь покорит Ему все народы и наступит вечное Царство Божие. Хоть мы и родимся свыше, но как без оружия покорять народы и истреблять врагов?
- Ты и те, кто послал тебя не вмещаете слов и дел Моих. "Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, как поверите, если буду говорить о небесном?”, скажу тебе только, что “никто не восходил на небо, как только сшедший с небес, Сын Человеческий, сущий на небесах”. Вы думаете, что Мессия должен отомстить за Поруганный Израиль, но Я не мстить пришел, а спасти человеческий род. “И, как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”.
В горле у фарисея пересохло. После того, как Иисус открыл свое небесное происхождение и рассказал о вознесении и смерти на кресте, он почувствовал, что невидимые ножницы уже сжали пуповину, соединяющую его со сном прежней жизни. Жадно выпив поданную Христом воду в кружке, Никодим задал вопрос, на который уже, кажется, знал ответ:
- А как же произойдет обещанный пророками Твой суд над народами?
- Вы, законники, книжники и фарисеи пишите правила и установления, накладываете бремена неудобоносимыя и забыли про заповедь возлюбить ближнего своего, потому и послан Я, "ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал в Его Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны". 
Возвращаясь под утро домой и задумчиво теребя синие нити цицитов, Никодим ощущал себя вавилонским властителем, которому Валтасар растолковал загадочный сон, и утреннее солнце теперь обещало ему вечный день.