Соседи

Дмитрий Ромашевский
  Когда я окончил институт и был оставлен в Москве, получив направление на работу на один из заводов, мне выделили жилплощадь - комнату, узкую и длинную,  с половиной окна и выбитым стеклом внутренней рамы. Вторая половина его была  за перегородкой в кладовке. Я не ожидал увидеть такое унылое жильё; но,  когда вспомнил, что пожилой сотрудник заводской администрации, вручая мне ордер, сказал,  что   дом этот «под снос», настроение моё улучшилось.
    Помню, как с рюкзаком и чемоданом поднялся я на второй этаж и оказался в длинном полутёмном коридоре.
    Моя комната находилась в самом углу в противоположной стороне от тусклого окна.  Когда возился с замком, из двери напротив вышла пожилая женщина в пёстром халате и приветливо заговорила со мной. Мы познакомились:
- Тётя Тоня, - представилась она мне. 
Была она  разговорчивой и любопытной, и мне пришлось рассказать ей о себе; она же заочно познакомила  меня с будущими моими соседями.
   Сама тётя Тоня жила с дочерью-третьеклассницей, толстой и неуклюжей  белобрысой девочкой, которой впоследствии я помогал с уроками, особенно по арифметике.
  В комнате моей стояла старая железная кровать, в углу казённая тумбочка,  более там ничего не было. Меня новое жильё  не огорчало, я был молод, здоров, доволен распределением и полон надежд.
  Была первая половина дня, и  соседи, вероятно, были ещё на работе. Я прошёл по коридору, узнал, что в противоположной стороне большая кухня со сколоченными из досок столами и четыре газовых плиты, напротив неё -  два туалета, мужской и женский.
   Вечером  стали возвращаться  соседи. Девять  комнат наполнились людьми, доносились их громкие разговоры и запах из кухни.   

   Соседи. Я хорошо помню их. Неприятное впечатление произвела на меня Инна - худая, бледная женщина. Первое, что она сказала мне, это то, что раз в месяц я должен мыть мужской туалет.  Муж  Инны был алкоголиком, часто совершенно пьяный, он сидел на стуле возле своей двери и дымил «Беломором». Потом она втаскивала его в комнату, и тётя Тоня объявляла: «Потащила укладывать, будет ему свою титьку давать».  Была у них и дочь, бледная, как мать, неразговорчивая девушка-старшеклассница.
     В углу кухни каждый вечер сидела полная и некрасивая улыбчивая женщина, которую соседи звали Шурой, а я - Александрой Николаевной. Она была одинокой и часто говорила о своих родственниках где-то в деревне, о том, что они ей прислали картошку в посылке, "и зачем?", что она, картошку себе не купит? "только с почты её тащить...".  У Александры  Николаевны был любовник, который изредка её навещал. Однажды я слышал её сетование в разговоре с Инной: «Ты даром катаешься, а я - одинокая».
   Как-то тётя Тоня поскандалила с Шурой. Они громко кричали друг на друга, тётя Тоня называла её распутницей и даже нецензурно, а Шура в ответ  кричала:
- Да, ходит ко мне! А тебе завидно? О табуретку почеши!
    Меня Александра Николаевна приняла ласково, по-матерински, и даже связала  мне свитер.
  С другой стороны кладовки в большой комнате  жили пять девушек-лимитчиц, которые недавно приехали в Москву. Вели они себя тихо, на кухню почти не выходили, как и я, и, кажется, соседи ими не интересовались. 
   Рядом с комнатой Инны находились  три  комнаты, две из которых были сделаны из одной, как и моя с кладовкой. Там жила, как мне казалось, да наверное, так и было, интеллигентная женщина. Соседи звали её  Катей. У неё были сын и дочь - близнецы и  старые родители. Парализованный отец Кати никогда не вставал с постели, мать - высокая седая старуха редко выходила на кухню. Дочка училась, кончая школу, а сын... сын был душевнобольным. Целыми днями он сидел у своей двери и бормотал что-то, покачиваясь на стуле, или молчал, как будто не замечая окружающих.
    Катя каждый день стирала бельё своего отца и осенью в дождливые дни сушила его в коридоре, как и другие жители этого ковчега, и тогда от него распространялся тяжёлый тошнотворный запах.
   Однажды, весной, когда у катиного сына началось обострение, он внезапно подбежал ко мне и торопливо заговорил:
- Скажите, пока нас никто не слышит, где мы, в какой стране? В Ливии или Боливии?
Я не нашёлся, что ответить, кроме того, что мы в Москве.
   Ему становилось всё хуже. Мать пыталась успокоить его и удержать в  комнате, такой же узкой, как и моя. Тётя Тоня в это время говорила, что Катя живёт с ним половой жизнью, чтобы успокоить; но я этому, конечно, не верил. Она же рассказывала мне, что у близнецов нет законного отца, и, когда детям было уже по пять лет, и Катя гуляла с ними в овраге, где протекала маленькая речка, приходил мужчина, по-видимому, отец - посмотреть на детей.

   Соседки написали куда-то письмо с требованием положить больного юношу в больницу. Я отказался подписать его; но, когда вернулся из отпуска, долгое время его не было.  Появился он располневшим и флегматичным, и опять тупо сидел в коридоре.
     Катерина Ивановна рассказала мне, что он был здоровым, способным, живым мальчиком и заболел после того, как сосед, живший тогда в моей комнате, чем-то напугал его, и  с ним случился истерический припадок, после которого он и стал больным.

    Жизнь моя в этом доме затянулась на несколько лет. Дочка тёти Тони   подросла, и помогать ей с уроками мне иногда стало затруднительно. Умер отец Катерины Ивановны, её старую маму увезла в новую квартиру сестра. У Инны дочь переболела менингитом, к счастью без серьёзных последствий.
   У меня появилась любимая девушка. Мы собирались пожениться. Иногда она оставалась у меня ночью.  Утаить этого мы не могли, и однажды Инна остановив её в коридоре, потребовала, чтобы она мыла мужской туалет. «Если ты его уважаешь, - говорила она, - должна убирать!» Наверное, качество моей уборки Инну не устраивало.
    Вскоре мы  поженились и уехали на съёмную квартиру а ещё через несколько лет получили  свою, так как дом, в котором я прожил первые годы своей работы в Москве, наконец, снесли.
  Сейчас, когда минуло столько времени,  и многих моих бывших соседей уже  нет в живых, я вспоминаю их с теплом: и Александру Николаевну, и тётю Тоню, родившую своего позднего ребёнка и не чаявшую в нём души, и Екатерину Дмитриевну, которая вызывала во мне не только симпатию, но и уважение, и даже Инну, с которой мы случайно встретились на Славянском Бульваре, и она так искренне была рада мне, так тепло светились её глаза.