Он парил вровень с орлами ч. 1

Николай Мринский
Фото 1917 г. из журнала "ИСКРА" - КУБАНСКИЙ КАЗАК, ВОЕНЛЁТ, П/П-К В.М. ТКАЧЕВ.

... Я испытал самую высокую радость жизни - радость парения над землёй.
Анри Фарман – французский инженер и лётчик, 1908 г.
 
Героев своих надо любить; если этого не будет, не советую никому браться за перо - Вы получите крупнейшие неприятности так и знайте, - писал М. Булгаков и эта заповедь вполне приложима не только к художественной литературе.       

25 марта 1965 г. в сырой полуподвальной коммуналке г. Краснодара, в нищете и забвении, умер одинокий пожилой человек, которого звали Вячеслав Матвеевич Ткачёв. Никто из его соседей не знал, что когда-то этот старик носил золотые генеральские погоны и командовал ВВС России на фронтах Первой мировой войны (ПМВ), а потом возглавлял авиацию Русской армии ген. П.Н. Врангеля... Легенда русской авиации В. Ткачёв был похоронен без всяких почестей, на недавно открытом Славянском кладбище г. Краснодара. Хотя о каких почестях бывшему белому генералу, казаку могла тогда идти речь?! В героических анналах ПМВ едва ли отыщется имя более славное, чем имя казака, урож. ст-цы Келермесской Майкопского отдела Кубанской обл. (ныне - Гиагинский р-н, Республики Адыгея) В.М. Ткачёва. Он был первым лётчиком-истребителем России, сбившим в воздушном бою самолёт врага. В то время на аэропланах ещё не ставили пулемёты и, подъесаул Ткачёв в декабре 1914 г. из личного пистолета расстрелял немецкий «Альбатрос». В русской авиации он был первым Георгиевским кавалером, а также первым асом России (сбито 5 и более аэропланов). Вячеслав Ткачёв был организатором первой истребительной авиагруппы, стал первым начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного Главкома, т.е. Главкомом русской авиации!.. Первым генералом русской авиации, но, несмотря на многие заслуги, имя этого человека на долгие годы было вычеркнуто из истории российской военной авиации. Словосочетание, он был первым, можно продолжать ещё не раз, но начнём всё сначала.

В.М. Ткачев родился 24. 09. (6 сентября) 1885 г. в семье казачьего полковника и старшей дочери местного священника Анастасии Ивановой. Его отец, Матвей Васильевич, был произведён за доблесть в урядники. Как казак, он отличился при отражении нападения партии абреков на аул и дом гвардии полковника Сигат-Гирея. Данный факт упоминается в приказе наказного атамана ЧКВ ген. Н.С. Завадовского по войскам Кавказской линии от 20 ноября 1852 г. Во время Крымской войны лихой рубака стал Георгиевским кавалером, впоследствии дослужился до войскового старшины и приобрёл наследное дворянство. В Келермесской станице проживал с 1863 г. и занимался коневодством, имея более 200 лошадей. Безусловно, главным увлечением Славы в детские годы были лошади. А ещё он мечтал стать военным, также как его отец и дед - казачий сотник Василий, который блеснул удалью при штурме турецкой крепости Анапа в 1829 г. и был удостоен личного дворянства. «Я рос как трава в поле: никто не насиловал мою самостоятельность», - писал Ткачёв на склоне своих дней. И это было так. Он паныч, барчук, когда подрос, околачивался то в конюшне, то на кухне во время обеда рабочих, то на маслобойне, а чаще – в табуне. И проголодавшись в беготне, любил полакомиться простой пищей, которую ели косари и табунщики – супом, затиркой или галушками со сметаной. Вместе со сверстниками ходил в ночное, на рыбалку, носился по степи наперегонки не желая уступать ни в чём – ни в ловкости управления конём, ни в джигитовке. Но прощай детство, дом родной!

По окончании курса наук Слава поступает на службу в Нижегородский, графа Аракчеева, кадетский корпус, где подружился с Петром Нестеровым, будущим знаменитым автором «мертвой петли» и родоначальником воздушного тарана. Их пути то расходились, то вновь сближались и, они делили увлечение авиацией, любовь к небу - на двоих, уже проходя службу в 11-м корпусном авиаотряде. После окончания кадетского корпуса Ткачёв 1 августа 1904 г. был зачислен юнкером рядового звания на правах вольноопределяющегося 1-го разряда в Константиновское артучилище Санкт-Петербурга. Ведь именно артиллеристы тогда считались наиболее образованными представителями офицерского корпуса и часто звучала расхожая фраза: - красивые - в кавалерию, умные - в артиллерию... 25 июля 1905 г. Ткачёв был произведён в унтер-офицерское звание, а с окончанием полного курса наук 2-х классов училища Высочайшим приказом 30 июня 1906 г. стал хорунжим с назначением на службу в приграничье с Турцией. Там он принял взвод во 2-й Кубанской казачьей батарее 39-й артбригады 1-го Кавказского корпуса (1). 16 марта 1909 г. Вячеслав Ткачёв был переведён в 5-ю казачью батарею. В небольших гарнизонах Закавказья - в Сарыкамыше и Канакирах прошли первые годы службы Вячеслава Матвеевича в конной артиллерии. Уже в этот период он «заочно» мечтает о небе, о полётах, перечитывая всё, что имеет отношение к авиации. 6 мая 1909 г. Высочайшим приказом за выслугу лет Вячеслав Ткачёв произведён в сотники, а ровно через год за успехи в службе пожалован орденом Св. Станислава 3-й ст.

6 сентября 1910 г. с разрешения Военного министра, молодой инициативный и дисциплинированный офицер был направлен в Одесский кадетский корпус на должность воспитателя. В тот год, в марте, шесть русских офицеров (капитаны Л. Мациевич и С. Ульянин - в школу Фармана; Т. Пионеровский и Б. Мациевич - в школу Блерио; М. Зеленский и М. Комаров - в школу завода Левассера) и 7 нижних чинов (для освоения специальностей авиамехаников и мотористов) впервые, на добровольные пожертвования, Отделом воздушного флота Российской империи были направлены на обучение во Францию, где и получили блестящую лётную подготовку. Начиналось покорение воздушного океана и свой весомый вклад в это дело внесли первые лётчики земли русской: М.Н. Ефимов, С.И. Уточкин, Н.Е. Попов, А.А. Васильев, женщина-пилот Л.В. Зверева, Лебедев, Костин и др. В спецкомандировку в Западную Европу направили воздухоплавателей - офицеров С.А. Ульянин и С.А. Немченко, которые по возвращении рекомендовали, как лучшие самолёты для военного применения, биплан «Фарман» и моноплан «Блерио». Россия сильно зависела от экспорта и в последующем закупала аппараты фирм: «Ньюпор», «Фарман», «Бристоль-Бульдог», «Сопвич», «Фоккер», а это Франция, Бельгия, Англия. Осенью 1910 г. в Россию прибыли первые 7 французских летательных машин, закупленных для Императорской армии. Создать успешно летающий самолёт удалось только с появлением двигателя внутреннего сгорания. К концу первого десятилетия XX в. авиация уже не была атракционом для развлечения публики.

В 1911-1913 гг. во время итало-турецкой войны в Ливии авиация впервые получила боевое крещение. 23 октября 1911 г. итальянец капитан Карло Пиацца совершил первый развед. полёт, а 1 ноября лейтенант Гулио Гиадотти впервые сбросил с самолёта самодельные бомбы. В 1912 г. во время Балканской войны лётчики русского добровольческого авиаотряда сбрасывали 10-килограммовые бомбы на турецкую крепость Адрианополь. Увидев во второй половине лета 1911 г. в одесском небе, полёты французской машины (пилот Сергей Уточкин), Вячеслав Ткачёв окончательно и бесповоротно увлёкся авиацией. Получив разрешение директора корпуса ген. Радкевича, сотник Ткачёв с 1 августа 1911 г. бесплатно поступает в пилотскую школу Одесского аэроклуба, в которой учится в свободное от службы время. После первого пробного полёта на аэроплане «Фарман» с инструктором, Вячеслав Матвеевич твёрдо решает связать свою дальнейшую жизнь с авиацией. Уже 2 ноября 1911 г. он получает первое удостоверение пилота-авиатора за № 65. Родоначальником авиации в России, как известно, считается А.Ф. Можайский, сумевший построить первый летательный аппарат, который даже смог, на несколько мгновений, оторваться от земли. В 1-м номере журнала «Воздухоплаватель» за 1909 г. описывается это событие так: «В 1881 году капитан 1-го ранга А.Ф. Можайский взял привилегию на свой аэроплан. Этот аэроплан имел 4 тыс. кв. футов (372 кв. м) поддерживающей поверхности, которая составляла угол с направлением движения в 6 градусов. Вес всей системы был подсчитан в 57 пудов.

В гондоле, подвешенной под аэропланом, помещался лёгкий паровой двигатель в 30 л. с., который приводил в движение три винта, расположенных в передней части аэроплана. Сзади находился вертикальный руль. А. Можайский положил в расчёт то соображение, что при угле в 6 градусов отношение вертикальной составляющей к горизонтальной всего сопротивления поддерживающей поверхности будет 9,6; поэтому, найдя горизонтальное сопротивление своего аэроплана равным 6 пудам, принял поддерживающую силу аэроплана равной 6 х 9,6 = 57,6 пуда. В 1884–1885 гг. аэроплан был выстроен на военном поле в Красном Селе. При взлёте он накренился набок и поломал поддерживающие поверхности, на этом и окончились опыты Можайского, тогда уже адмирала в отставке». Таким образом, опыт Можайского был не удачным и первый взлёт его аэроплана с паровым двигателем без пилота оказался последним. Тем не менее, приоритет остался за ним. Что же пишет по этому поводу В.М. Ткачёв. Вообще самолёт - русское изобретение: в 1882 г. на военном поле в Красном Селе под Петербургом изобретатель Александр Фёдорович Можайский спроектировал и стал строить на свои средства первый в России и один из первых в мире самолётов. В 1883-1985 гг. были проведены его испытания, но опыты в этой области были прекращены. Паровая машина, использованная А.Ф. Можайским, была слишком тяжела, а другого двигателя не было. Долгое время утверждали, что моторный полёт мог состояться, однако в наши дни российские учёные доказали, что крыло плоского профиля, не имевшее кривизны, не могло создать необходимой подъёмной силы.

Продолжение следует в части  2              http://www.proza.ru/2016/09/13/2222