Бабуля

Валентин Поташкин
    Отец моей бабушки Михаил (а может, Михаэль или Михель) Бун….. (не помню точно его фамилию, помню лишь, что начинается на "бун") приехал в Россию из Германии на заработки, и служил начальником станции Радзивилишки. По тем временам он, конечно, был барином.  Естественно, бабушка окончила гимназию, где учили манерам, игре на фортепиано, танцам. Где, когда и как она познакомилась с дедом, мне, к моему величайшему сожалению, не известно.
 
   Бабушка (ее звали Евгения Михайловна) была глубоко любящим человеком, и ее все любили. В нас, внуках, она души не чаяла, разумеется, мы отвечали ей тем же. Мы с Женей называли ее бабулей.

   Одно из моих первых детских воспоминаний. Мне года три или четыре. Зима, вечер. Мы с бабушкой дома одни – мама, отец и дед еще не вернулись с работы. В маленькой комнате, где я сижу в большом кожаном кресле, смеркается. Слышно, как в изразцовой печке потрескивают дрова. Мне грустно. Я говорю:
- Бабуля, понежь меня.
Бабушка садится в кресло рядом, обнимает меня и начинает рассказывать сказку. Сказка полностью захватывает меня, я весь – в волшебном мире. Так проходит, наверно, полчаса. И вдруг в большой комнате зажигается свет, слышатся шаги – это дед пришел с работы. И сразу сказочный мир рушится, а в нем было так хорошо. Я ужасно злюсь на деда.

   У бабушки был совершенно удивительный дар. По вечерам мужчины нашего дома (в Воронеже, на проспекте Революции) играли в шахматы во дворе за самодельным столом, а пару раз в год устраивали турниры на первенство двора. Когда определялся чемпион, кто-нибудь из болельщиков подходил к нашему окну и звал бабушку. Та выходила во двор и каждый раз легко обыгрывала чемпиона. После этого молча уходила, а игроки еще долго обсуждали удивительный бабушкин талант.
 
   Бабушка была тихим и очень скромным человеком, но это она определяла «погоду в доме»: все должны были быть доброжелательны, тактичны, не должно быть крикливых ссор, должен быть идеальный порядок. Пока мы с братом были детьми, бабуля нас здорово школила: учила держать вилку в левой руке, нож - в правой, пользоваться салфеткой (они всегда были накрахмалены), не горбиться, сдерживать эмоции, чистить зубы, быть опрятными – ведь она получила гимназическое воспитание.

   Бедная бабушка мужественно пережила все тяготы, которые выпали на долю семьи. Но она никогда не жаловалась, напротив, она поддерживала уверенность и спокойную бодрость, и делала это как-то тактично и незаметно.

   Бабуля никогда не работала, но благодаря ей в семье всегда были мир и порядок. Она все время хлопотала, заботилась, готовила вкусную еду, раза два в неделю пекла пироги, а пирожки вообще не переводились, по праздникам пекла вкуснейшие торты (рецепт тортов сохранился, но у нас с братом они ни разу не получились таким вкусными). От бабушки всегда вкусно пахло ванилью и корицей. Я бы сказал, что она была эдаким тихим ангелом-хранителем семьи. Нам очень повезло с нашей бабулей.


    Брат Евгений Георгиевич сообщает рецепт «Бабушкиного торта» - попробуйте его испечь, он очень вкусный.

  Коржи: мука – 3,5-3 стакана, 2 яйца, 200г маргарина, сахар - 0,8 стакана, сода, соль. Крем: масло – 300 г, 5 желтков, 0,8 кг сахара, 3-4 взбитых белка; растереть желтки и сахар до превращения в белую однородную массу, добавить масло и взбитые белки, перемешать. Я, говорит он, делаю двойную порцию ингредиентов; коржи раскатываю на весь лист, перед выпечкой разделяю на 2 равные части, получая по 2 коржа с одной загрузки. Положить на чистый бумажный лист корж, намазать кремом; следующий, намазать кремом и т.д. Сверху торт обсыпаю измельчёнными грецкими орехами. Торт должен пропитываться кремом 1,5-2 дня.