Реликвия. 2. Берта

Вероника Сухоцкая
   За разговорами время в дороге летит быстро. После обеда все улеглись отдохнуть, проснулись только под вечер. Вот уже почти половина пути осталась позади, ещё ночь пройдёт, а там к обеду и в Москве будем. Стали пить чай и доедать пирожки Надежды Сергеевны.

   - Кушайте, дорогие мои, кушайте! У меня ещё есть!
Достану, если захотите! - приговаривала Надежда Сергеевна. И от этого так тепло было на душе! От неё исходила сама Доброта и освещала всё вокруг.

    Мне тоже захотелось поделиться историей, которую я услышала от попутчицы в прошлую свою поездку. В дороге люди часто рассказывают о себе совсем незнакомым попутчикам больше, чем тем, кто с ними рядом всегда. В одном купе со мной ехала женщина средних лет, приятной внешности, можно даже сказать - красивая. Когда мы познакомились и она назвала своё имя - Берта Алексеевна, все удивились, потому, что это имя очень редко встречается в России.

    - Да, - подтвердила она - имя это немецкое - так меня отец назвал. И она поведала историю своего имени.

   - Мой отец, почти сразу после выпускного вечера в школе, вместе со своими одноклассниками ушёл воевать против фашистов. И не думали тогда, что война затянется так надолго. Прошёл он со своей частью, следуя за линией фронта, по России, Украине, а потом Польше, всё ближе продвигаясь к Германии.  Взяли с боем небольшой немецкий городок. Подразделению, в котором служил отец, было поручено произвести зачистку города от оставшихся немецких снайперов, которые располагались в разрушенных домах и в проёмы окон отстреливали наших солдат. Вот такой-то снайпер и подстрелил моего отца, когда тот проверял полуразрушенный дом. Упал отец без сознания - рана была серьёзная - в плечо. Крови много потерял,  сколько так пролежал, не знает, но когда очнулся, увидел большие красивые глаза девушки, которая склонилась над ним, чтобы поправить покрывало. Он лежал на кровати в большой комнате.

   - Где я? - спросил отец. Девушка начала что-то говорить по-немецки. Школьной программы немецкого языка Алексею ( так звали моего отца ) хватило, чтобы понять, что она его спасла от смерти, притащив сюда и оказав первую помощь.

    - Меня зовут Берта! - сказала она по-немецки.

    - Алексей - назвал отец своё имя.
    - Спасибо вам!

    Девушка смутилась, поняв, что он её благодарит. Она побежала в другую комнату и привела свою маму, представила её Алексею - Хельга. Стала объяснять, что это они с мамой подобрали его, когда он без сознания истекал кровью в разрушенной части их дома. И Алексей повторил слова благодарности им обеим.

    - Сколько я здесь лежу? - спросил он.

   - Две недели.

   Понял Алексей, забеспокоился, что от части отстал. Встать пытался, но не смог, слаб был очень, ведь эти две недели метался он между жизнью и смертью.

   Берта снова ушла и, вскоре, привела пожилого мужчину. Оказалось, что это был врач, который жил рядом с ними и помогал поставить Алексея на ноги.

   - Это Генрих, врач - представила его Берта.

   Генрих подошёл к Алексею, проверил повязку, пощупал лоб, и удовлетворённо улыбнулся. Алексей понял, что теперь опасность миновала, и он будет жить. Он протянул свою руку и пожал руку Генриха в знак благодарности. Он понимал, что эти люди рисковали своей жизнью, выхаживая русского солдата. А ещё, что немецкий врач Генрих, не смотря на войну и национальные отличия, исполнил свой врачебный долг и клятву Гиппократа.

   Через неделю Алексей встал, попробовал ходить, но пока ему это давалось нелегко. Поддерживала под руку его Берта. Не смотря на то, что говорили на разных языках, они научились понимать друг друга.

   Через несколько дней Алексей немного окреп, стал ходить самостоятельно, и объяснил, что ему надо уходить, чтобы найти свою часть и продолжить дальше свой путь на этой войне. Расставаться с этими людьми было тяжело, но долг превыше всего. Берта на прощание подарила на ему на память шелковый носовой платочек, на уголке которого было вышито её имя.

   Алексей не смог догнать своей части, с другой дошёл до Берлина. После демобилизации вернулся домой. Там дождалась его девушка Лида, которую он любил ещё с восьмого класса. Они поженились, а когда родилась я, папа предложил назвать меня Бертой. Мама знала историю его спасения и согласилась. А платочек той, немецкой Берты, теперь всегда со мной. Берта Алексеевна достала из сумочки эту реликвию и показала нам.

   - Да-а-а, - снова вздохнула Надежда Сергеевна.
   - Сколько же разных историй происходит с людьми!

   - Но на этом история не закончилась, - сказала я и продолжила рассказ Берты Алексеевны.
   - Папа всё же разыскал Берту. Жила она, по-прежнему, в Германии в том же городе, только в другом доме. Мы с папой написали на немецком языке письмо Берте. К тому времени я уже выучила этот язык, закончив институт иностранных языков. Берта откликнулась. Написала, что Генриха и мамы Хельги уже нет в живых. У неё есть муж и двое детей. Пригласила нас в гости. Договорились о встрече, и в ближайший наш отпуск мы всей семьёй поехали к Берте в Германию. Со слезами прошла встреча. Я была теперь переводчиком и мы могли спокойно общаться. А первое, что я сделала при встрече - это достала из сумочки платочек с вышитым именем Берта и назвала своё имя - Берта.

   - Удивительная история! - произнёс Виктор.
   - У Добра нет национальности!