Культурные проекты

Вадим Ирупашев
     Не знаю, как уж там в зарубежных странах с оглуплением населения, а вот россияне явно глупеют. И примеров этому много.
     В последнее время стали популярными у нашей молодежи, так называемые, «культурные проекты». Откуда они на нас свалились, не знаю. Но догадываюсь. Вероятнее всего, и как всегда, скопировали их с зарубежных образцов.
     Слышали, небось, о проекте «Ночь музеев». Россиян приглашают провести ночь в музейных залах. Казалось бы, это шутка какая-то. Ведь все добропорядочные россияне спят ночью, а не шастают по музеям. И казалось бы, на такое странное приглашение россияне не должны были откликнуться. В лучшем случае россияне посмеялись бы над авторами «проекта», а в худшем, послали «авторов» куда подальше. Но россияне, преимущественно молодые, с энтузиазмом откликнулись на такое приглашение, и в назначенную ночь заполнили залы музеев.
     Вот и мой сосед Коля со своей девушкой Катей провели ночь в художественном музее. Я полюбопытствовал, какой, мол, у вас интерес-то был, ночью в музей тащиться. А Коля ухмыльнулся, говорит: «Да мы и не смотрели на картины-то, а всю ночь ходили с Катькой по залам и целовались, и так это круто было!».
     А вот и еще «культурные проекты»: «Библионочь» и «Ночь театров». Приглашают россиян ночью посетить библиотеки, театры. В библиотеках будут работать мастерские творческого чтения, литературные викторины, можно будет сделать «селфи» с известными современными писателями. А в  театрах организаторы проекта «Ночь театров» обещают экскурсии за кулисы, мастер-классы и светодиодные шоу.
Казалось бы и хорошо все это: и полезно, и познавательно для молодежи. Но почему ночью-то? И как-то трудно мне представить любителей литературы, ночью обучающихся творческому чтению; писателей, оставивших свои постели, ради «селфи» с читателями; любителей театра, плутающих по ночному закулисью. Глупость это какая-то! Но, как оказалось, вовсе и не глупость. Тысячи молодых россиян провели ночь в библиотеках и театрах.
     А «культурный проект» — «Выставка картин художника Валентина Серова», вообще, надолго запомнился россиянам. Как уж удалось авторам «проекта», так распиарить Валентина Серова, видимо останется тайной. Думаю, что и сами авторы «проекта» были изумлены и напуганы таким невероятным результатом. Тысячи россиян, чтобы попасть в музей, выстаивали многочасовые очереди на двадцатиградусном морозе. И городские власти были обеспокоены. Власти опасались нарушения общественного порядка, обморожений, обмороков. А люди занимали очереди с утра, грелись у костров, сменяли друг друга. Случались в очереди и драки, и обморожения, и обмороки. А количество желающих посмотреть картины Валентина Серова все увеличивалось. И власти вынуждены были поставить для замерзающих в очереди людей палатки для обогрева, организовать полевую кухню, медицинский пункт, и пункт МЧС.
     И такой ажиотаж вокруг выставки Валентина Серова трудно чем либо объяснить, если не назвать глупостью. Ведь картины этого талантливого русского художника можно свободно увидеть в экспозициях многих музеев. И никогда картины Валентина Серова не вызывали у россиян такого, я бы сказал, нездорового интереса.
     И Коля, сосед мой, со своей девушкой Катей выстояли огромную очередь на двадцатиградусном морозе. Заняли они очередь утром, а попали в музей только уж вечером, перед закрытием. Попытался я расспросить Колю, мол, впечатление-то какое осталось от картин художника. А Коля как-то и затруднился с ответом, но рассказал, как они с Катей ели кашу из полевой кухни, грелись у костра, и показал мне свои обмороженные уши.
     А вот в одном из музеев прошел показ картин известного французского художника Ван Гога. На огромных экранах демонстрировались картины и фрагменты картин художника. Такой показ называется: перформ. И прошел бы этот «перформ» незамеченным, и не привлек бы массового интереса. Но к этому «перформу» организаторы показа подошли, как-то уж очень нестандартно. Объявили они, что будут пускать на «перформ» бесплатно девушек на каблуках не ниже десяти сантиметров, и не будут взимать плату за вход в музей супружеских пар одного года рождения. Казалось бы глупость! Но тысячи молодых россиян и россиянок захотели принять участие в таком странном, а я бы сказал, идиотском шоу. Каблуки измеряли линейкой, а у супружеских пар, претендующих на бесплатный «перформ», проверяли паспорта.
     И мой неутомимый сосед Коля со своей девушкой Катей были на «перформе». Катю пустили в музей бесплатно, каблуки ее туфель оказались даже выше на один сантиметр. А вот Коле пришлось за входной билет заплатить, и хотя они с Катей и одного года рождения, но женаты еще не были. Я спросил Колю, мол, понравилось ли ему творчество французского художника. А Коля как-то смутился, и только сказал, что художник Ван Гог крутой мужик.
     Мой сосед, неутомимый Коля хочет посетить и еще один «культурный проект» — «Пушкинский бал», посвященный дню рождения поэта.
     Чтобы привлечь внимание молодежи к «Пушкинскому балу» авторы «проекта» обещают скидку на входной билет девушкам, похожим на жену поэта Натали. Девушки должны быть ростом не менее ста восьмидесяти сантиметров, и, непременно, со слегка косящими глазами. И кавалерам девушек авторы «проекта» обещают скидку, если они ростом не выше ста шестидесяти пяти сантиметров, и отрастят бакенбарды, как у Пушкина.
     И Коля начал отращивать бакенбарды, а Катя перед зеркалом репетирует косину глаз.
     Я спросил Колю, а читал ли он что-либо у Пушкина. Коля долго молчал, но вдруг, что-то вспомнил, и сказал, что когда учился в школе, читал «Мцыри», и помнит, что там какой-то крутой пацан с тигром боролся, а уж чем у них закончилось, не помнит.
     Казалось бы, глупости все это – развлекается молодежь. И мы когда-то молодыми-то были, и нас к развлечениям-то тянуло.
     А вот культурологи по другому думают. Утверждают они, что появление в нашей жизни таких «культурных проектов» вызвано необходимостью более эффективного восприятия культурных ценностей. В XXI веке, говорят культурологи, уже нельзя пользоваться вчерашними методами познания окружающего нас мира. Мир стремительно развивается, и у современного человека уже нет ни времени, ни желания читать книги, посещать музеи, театры. Пора, говорят культурологи, уже распрощаться с прошлым, и жить в наступившем «завтра». И вот такие «культурные проекты», утверждают культурологи, и помогают современным людям эффективно познавать и осмыслять мир культуры и искусства.
     Умно сказано! Уважаю я культурологов. Но и согласиться с ними не могу.
Вот и социологи не согласны с культурологами. А говорят, социологи, что население планеты глупеет, и уж процесс этот не остановить.
     И я согласен с социологами. И думаю, что и мы, россияне, глупеем. И, как всегда, мы впереди планеты всей: глупеем стремительно.