Ирининский форум - 2016

Георгий Асеев
                ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВЫ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА

       Сердечно приветствую организаторов и участников «Ирининского Форума» «Духовные основы славянского мiра».
       Мне доставляет радость, что идея проведения этого церковно-общественного и научно-просветительского собрания зародилась в храме Святой Великомученицы Ирины, основанном моим прародителем Царем Михаилом Феодоровичем. Символично, что именно в 2013 году, когда Россия праздновала 400-летие преодоления Смуты, восстановления Российской Государственности и всенародного призвания на царство нашего Дома, Святейшим Патриархом Кириллом и Священным Синодом было принято решение устроить в этой церкви Патриаршее Подворье и Представительство Белорусского Экзархата в Москве.
       Посетив храм Святой Ирины в сентябре текущего года и участвуя в совместных молитвах и беседах с Высокопреосвященным настоятелем Архиепископом Витебским и Оршанским Димитрием, клиром и прихожанами, я имела возможность услышать из первых уст, как ведется совместная работа Витебской Епархии, Нижегородской Митрополии и Ирининской общины с Витебским государственным университетом, Международной ассоциацией фондов мира, Международной Славянской академией наук, образования искусств и культуры и моей Канцелярией по устроению Форума.
       Уверена, что у Ирининского Форума большое будущее, и он станет примером соработничества Святой Церкви, исторических институций, высших учебных заведений, научных учреждений и общественных организаций на ниве духовного просвещения, упрочения единства народов нашего великого Отечества, расширения культурных связей со странами ближнего и дальнего Зарубежья.
       Желаю Вам благословенных успехов в трудах по сохранению традиционных ценностей всероссийского цивилизационного пространства, развитию сотрудничества со славянскими нациями и взаимодействию со всеми в мiре, кто любит Россию, дорожит ее наследием и желает принести ей пользу.
       Мой сын и наследник Великий Князь Георгий Михайлович присоединяется к моему приветствию.
       Храни Вас Господь!

       Е.И.В. ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
       Мадрид, 26 октября/8 ноября 2016 года.

               
                Доклад Григория Исаева на тему:
«Положительный опыт взаимодействия Церкви с государством по восстановлению Подмосковного Нового Иерусалима».
                Аннотация
     Доклад посвящен рассмотрению положительного опыта государственно-конфессиональных отношений в современной Российской Федерации, на примере внедрения проекта «Русская Палестина».
      Докладчик анализирует взаимопроникновение религии и искусства. Любая культура, по сути, является культом определённых духовных начал: либо светлых – созидающих, либо тёмных – разрушающих. Россия духовно принадлежит к христианской цивилизации, в основе которой лежит библейское утверждение: Бог есть Дух свободы и любви.
      Автор рассматривает в историческом контексте православную славянскую культуру как воплощённую жизнедеятельность Святого Духа. Цель христианского искусства – узреть Небесное в земном и преобразить человечество Светом Истины Христовой. Подмосковная Палестина, созданная патриархом Никоном, раскрывает образ Святой Руси как отражение Небесного Иерусалима.
      Ключевые слова: Бог, Церковь, славянская культура, государство.

                The report of Grigory Isayev on the topic:
«The positive experience of cooperation between the Church and government for the restoration of the Suburban the New Jerusalem».
                Annotation
       The report analyses the positive experiences of Church-state relations in the modern Russian Federation, the example of the implementation of the project «Russian Palestine».    
       The speaker analyzes religion and art interaction. Any culture, in fact, is a cult of certain spiritual bases: light beginning – creating, or dark – destroying. Russia spiritually belongs to a Christian civilization which cornerstone the statement is Bible: God is Spirit of freedom and love. The author considers in a historical context orthodox slavic culture as incarnate virtue of life-giving gifts of the Holy Spirit.
        The purpose of Christian art – to behold Heavenly in the terrestrial and to transformation of humanity with the Light of Christ's Truth. Palestine situated near Moscow created by the patriarch Nikon opens an image of Sacred Russia as reflection of Heavenly Jerusalem.
        Keywords: God, Church, slavic culture, state.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКВИ С ГОСУДАРСТВОМ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПОДМОСКОВНОГО НОВОГО ИЕРУСАЛИМА
                Г. Е. Исаев
                Москва, МГО СПР
          Ныне архиважная задача общества, в частности отечественной культуры, – восстановить прерванную духовную связь времён, чрезвычайно необходимую в деле патриотического воспитания современного гражданина в духе братского единства славянских народов[1].
        Говоря об актуальности темы «Единство истории, единство народа, единство России» XVIII Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), состоявшегося 11 ноября 2014 года в Москве,  Святейший Патриарх  Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Чтобы люди, отвечающие за вопросы национальной политики, осознали, что русский народ является не просто полноправным, но важнейшим субъектом национальных отношений в России и его национальные интересы должны не игнорироваться, а с максимальным вниманием учитываться для достижения гармонии с интересами других национальных общин»[2].
         В итоговом соборном слове, в частности, говорится, что «основой национального самосознания является единство исторической памяти. Перед лицом попыток противопоставить друг другу различные периоды нашего прошлого мы констатируем единство и непрерывность русской истории. Призываем соединить все самое лучшее и ценное из различных эпох нашей истории в великом синтезе религиозных идеалов Древней Руси, государственных и культурных достижений Российской Империи, социальных императивов солидарности и равенства, провозглашенных в советском обществе, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Подобную идеологическую модель можно описать формулой “вера — справедливость — достоинство — солидарность — державность”. Мы верим, что такой мировоззренческий синтез рано или поздно произойдет, и его итогом станет созидание государственной модели, сочетающей сильную властную вертикаль с опорой на высшую правду, с поддержкой семьи и религиозных институтов, с широкими социальными гарантиями, с соблюдением прав и свобод граждан… На основе программных тезисов настоящего документа, предлагается следующее определение русской идентичности: русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа»[3].            
      ВРНС в качестве общественного движения, обладающего инициативной силой общенациональной политической воли, претворяет в жизнь «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», утверждённой на Юбилейном             Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года.
      В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» записано: «Ныне для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями...
      Церковь помогает культуре переступить границы чисто земного дела: предлагая путь очищения сердца и сочетания с Творцом, она делает её открытой для соработничества Богу. Светская культура способна быть носительницей благовестия»[4].
      Примером тому служит успешно воссоздаваемая «Русская Палестина» в Подмосковье. Возрождение сакральных пространств России имеет существенное значение для воспитания национального самосознания, сохранения исторического и идейного наследия русского народа, воспитания религиозной толерантности и развития туризма, что соответствует смысловому содержанию программы Правительства России по созданию в ближайшей перспективе многофункциональных, культурно-туристических центров в малых городах России.
      Христианское мировоззрение предполагает свободное, деятельное волеизъявление человечества в выборе пути развития. Евангелие формулирует историософский смысл человеческого бытия – каждый человек, по сути своей, является со-творцом не только всеобщей истории, но и спасения рода человеческого.
      Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре в своей проповеди сказал: «Святая Русь — это то, что мы называем метареальностью, то, что за границами человеческой реальности. Но если мы употребляем слово «реальность», значит, то, что находится за границей, имеет отношение к нашей повседневной жизни. И становится ясным, что Святая Русь — это неумирающий духовно-нравственный идеал нашего народа, и выражением этого идеала, его доминантой является святость. Удивительно, но что если задать простой вопрос: а где еще святость была основным, главным идеалом жизни людей? Ведь речь идет не о монастырях, не о закрытых группах людей, посвятивших себя служению Богу, — речь идет об огромном народе. Обычно у народа другие идеалы, связанные с земной жизнью, — идеалы богатства, власти, могущества. Но идеалом нашего народа была святость, это была общенациональная идея, и потому те, кто достигал святости, кто реализовывал этот общенациональный идеал, становились героями — героями духа, подвижниками, светильниками, теми, на кого равнялись люди — и князья, и бояре, и правители, и военачальники, и простые крестьяне, и монахи, и миряне. И вот здесь мы нащупываем какую-то связь между духовным подвигом человека, между святостью и реальностями нашей жизни, нашего исторического бытия. Эта связь очевидна, потому что святость не может быть ограничена лишь одной личностью. Святость — это явление Божией благодати, а Божия благодать сильнее всякой радиации, она влияет на умы и сердца, она объединяет тысячи и миллионы людей» [5].
      Тезис о связи бытия и прекрасного, следовательно – об онтологической обусловленности эстетики, был развит в средневековой теории трансценденталий, согласно которой бытие и красота взаимообратимы, т. е.  красота постигается как выражение формы вещи.
      Религия восстанавливает потерянную связь человека со Вседержителем. С этой целью возводятся культовые сооружения – места теургического общения с Творцом, где возносятся молитвы к Всевышнему и совершаются сакральные таинства. В качестве мировоззренческой деятельности общественного сознания (выраженной в культе духовных начал: либо светлых – созидающих, либо тёмных – разрушающих) религию можно рассматривать как способ познания мироздания, чему неразрывно сопутствует приобщение человека к национальной культурной традиции своего народа. Религиозное творчество выражает в образах-парадигмах коллективную веру в созидающую правду абсолютной истины. Понятие «образ-парадигма» было введено Алексеем Михайловичем Лидовым в контексте исследований образной структуры сакральных пространств при помощи разработанной им методологии, получившей название «иеротопия» – создание конкретных сакральных пространств, понимаемое как форма сознательной творческой деятельности: в качестве примеров можно привести не только храмы, святилища, архитектурные комплексы и ландшафты (Ново-Иерусалимский монастырь в подмосковной «Русской Палестине» на реке Истра), но также религиозные процессии («шествие на осляти» в средневековой Москве).
      «Образы-парадигмы не совпадают ни с иллюстрирующими изображениями, ни с идеологическими концепциями и, как представляется, могут стать отдельным понятием и удобным исследовательским инструментом, который поможет ввести пространственные образы в сферу современного исторического исследования. Образ-парадигма не является иллюстрацией к конкретному тексту, хотя и предполагает целый спектр литературных и символических смыслов и ассоциаций. Этот тип образа ясно отличается от того, что мы привычно называем иконографией. В то же время, образ-парадигма принадлежит визуальной культуре — он видим и узнаваем, — но он при этом не формализован в виде изобразительной схемы и не сводится к иллюстрации того или иного тезиса. В этом отношении образ-парадигма напоминает метафору, которая теряет смысл при пересказе или при расчленении ее на составные элементы. Заметим, что для восточнохристианской традиции такое иррациональное и одновременно зримо-пластическое восприятие мира могло быть наиболее адекватным отражением его божественной сущности. При этом образ-парадигма не предполагает мистического восприятия, скорее он связан с особым типом мышления, в котором привычные категории художественного, ритуального, визуального и пространственного переплетаются в одно нерасчлененное целое» [6].
      Православная христианская культура созидается воплощённой жизнедеятельностью Святого Духа. Уровень культуры задаётся обширностью проявления в человечестве присутствия благодати Святого Духа. Цель христианского искусства – узреть «небесное» в земной юдоли и преобразить человечество Светом Истины Христовой.  Высшее творчество человека – подлинное искусство – это свободное самобытное созидание (обожение) своей личности. Подлинное счастье люди испытывают только от ощущения присутствия смысла земного бытия в их жизни, мерилом которого является совесть.  «Свидетельство совести» – врождённый   императив заповеданного поведения, запечатлённый в  сердце человека. «Отсутствие совести» – это этический признак смертельной душевной болезни. Душа – жизненный потенциал человека, воспринимающий животворную Божественную энергию; изначально обращена к совершенству, истине и добру.
      Пророческое ведение творца есть духовное непосредственное созерцание сути сотворённого Богом мироздания – Любви, превосходнейшего дара Святого Духа или Духа Свободы и Любви. Облагодатствованный (харизматичный) человек наставляется Святым Духом на всякую правду и одаривается Им сакраментальным интуитивным чутьём того, что Иисус Христос – воплощённая Божественная Любовь – есть путь, истина и жизнь. Эта интуиция как духовный камертон настраивает человеческое естество на тональность Божественной симфонии истины, красоты и добра, порождая восторг вдохновения. Вдохновение пробуждает истинное творчество, истинное творчество созидает светлое искусство (музыку, литературу, живопись, ваяние, зодчество), светлое искусство формирует добрую (праведную) личность с утонченным эстетическим вкусом, а праведная личность преображает (непрестанно, до скончания века, участвуя в Божественной Литургии) и обустраивает земную жизнь по образу Небесного Царства.
       Призвание человека – стать личностью: раскрыть Божий замысел о себе, преумножить заложенные таланты и стяжать смиренномудрие в сердце своём. Этому, по мысли святейшего патриарха Никона, должна способствовать созданная им Русская Палестина. Возрастающий поток туристов и паломников в Подмосковный Новый Иерусалим наглядно свидетельствует о непреходящей ценности Никоновского проекта.
      Ново-Иерусалимский монастырь, построенный по воле святейшего патриарха Никона и царя Алексея Михайловича как духовный центр Русского Царства, является жемчужиной монастырской архитектуры XVII века. Новая обитель в излучине реки Истры созидалась как пространственная икона изображения Святой Земли. Воскресенский собор Нового Иерусалима в Подмосковной Палестине – это не только уникальный археологический памятник, но и зримое проявление нетленной красоты и силы славянского православного духа, воплотившего библейский образ Горнего Иерусалима как композиционно-архитектурное сочетание образов храмов Гроба Господня в Святом Граде Иерусалиме и Святой Софии в Константинополе. Приделы Воскресенского собора предназначались для совершения богослужений православными священниками разных национальностей — каждого на своем языке. Это было частью замысла Нового Иерусалима, где первоначально среди насельников обители, число которых достигало пятисот, подвизались русские, белорусы, украинцы и принявшие Святое Крещение немцы, евреи, поляки. Храм Воскресения Христова был храмом-проповедью, включавшим множество текстов, которые наряду с иконами, живописью и глубоко символичным изразцовым убранством помогали духовному просвещению богомольцев.               
       Воскресенский монастырь как общественный институт изначально ориентировался на общежительные монастыри Святой Горы Афон и прославленные древнерусские обители. Высокая молитвенная жизнь и хозяйственные послушания иноков сочетались здесь с занятиями стихосложением, летописанием, художественными ремеслами, с интересом к истории, медицине и другим наукам.    
          Обитель стала градообразующим стержнем, стимулируя развитие ремесленной слободы, а позднее коммунального хозяйства города Воскресенска (ныне г. Истра).
      В 2008 году Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым было принято решение о восстановлении Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря в рамках системы государственных мер по его возрождению как одного из крупнейших православных   духовных центров России, являющимся связующим звеном в просветительском взаимодействии государства и общества. Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев на заседании кабинета министров 4 сентября 2013 года, в частности, сказал: «Сохранение нашего исторического наследия, равно как и поддержка современных культурных процессов, – это приоритет работы власти и Правительства в том числе»[7].   
  Образцом созидательно-благотворных государственно-конфессиональных отношений в современной России является симфоническое возрождение в Подмосковье сакрального пространства «Русской Палестины», где наряду с восстановлением государством Воскресенской обители построен многофункциональный Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» (МВК МО «Новый Иерусалим»). 
         Новое здание МВК МО «Новый Иерусалим» располагается на земельном участке площадью 4.28 га, в непосредственной близи монастыря (350 м) в зоне регулирования застройки объекта культурного наследия федерального значения, и удачно вписано в природный и культурный ландшафт окружения Ново-Иерусалимского монастыря.  В здании размещены: фондохранилище музея «Новый Иерусалим», центр хранения музейных предметов для коллекций государственных музеев Московской области, областной реставрационный центр, обслуживающий музеи Подмосковья. В новом здании музея расположены отдельные помещения для общедоступных научных библиотеки и архива. Для проведения концертов и мероприятий международного уровня предназначен конференц-зал, оснащенный самым современным оборудованием. Кроме этого в МВК МО «Новый Иерусалим» откроется «Детский музейный центр», кафе, магазины, с широким ассортиментом печатной, сувенирной продукции предприятий народных художественных промыслов Подмосковья. Здание будет доступно для посещения лицами с ограниченными возможностями здоровья, в нем предусмотрен бесплатный WI-FI, паркинг и вертолетная площадка.
         Музей является крупнейшим в Московской области и входит в число 50 крупнейших музеев России по объемам музейных собраний. По состоянию на настоящее время состав музейных фондов включает в себя археологические, исторические, этнографические и художественные коллекции и насчитывает более 183 000 единиц хранения.
         Путешествие по святым местам «Русской Палестины» поможет путнику оценить благотворное значение для духовности славянского мира православной культуры – плода совместных вековых усилий Церкви и государства.

                Список литературы:
1. Путин В. В. О национальной идее / Международная конференция «Многообразие России для современного мира»: итоговая пленарная сессия международного дискуссионного клуба «Валдай». – Валдай (Новгородская область), 2013 [Электронный ресурс]. – URL: http://kremlin.ru/news/19243#sel=20:1,21:85 (дата обращения: 19.09.2013).
2. Кирилл (Гундяев), патр. Слово на заседании (11.11.2014 г.) XVIII Всемирного Русского Народного Собора: официальный сайт Московского Патриархата. – М., 2014 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3367103.html(дата обращения: 11.11.2014).
3. Соборное слово. Итоговый документ XVIII Всемирного русского народного собора: официальный сайт Московского Патриархата. – М., 2014 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3837990.html (дата обращения: 11.11.2014).
4. Основы социальной концепции Русской Церкви. – М.: Даниловский благовестник, 2000. С. 192.
5. Кирилл (Гундяев), патр. Проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского (18.07.2014) в Троице-Сергиевой лавре: официальный сайт Московского Патриархата. – М., 2014 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3692183.html (дата обращения: 18.07.2014).
6. Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. – М.: «Дизайн. Информация.  Картография», 2009 [Электронный ресурс]. – URL:// (дата обращения: 09.03.2016). С. 293.
7. Стенограмма заседания Правительства РФ от 4 сентября 2013 года. Повестка дня: о создании многофункциональных культурных центров в городах России и ещё 12 вопросов. Вступительное слово Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева/ Правительство РФ: официальный сайт. – М., 2013 [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/news/4280 (дата обращения: 05.09.2013).

                References:
1. Vladimir Putin About the national idea / international conference "Diversity of Russia for the modern world": final plenary session of international discussion club "Valdai". – Valday (Novgorod region), 2013 [Electronic resource]. – URL: http://kremlin.ru/news/19243#sel=20:1,21:85 (date of access: 19.09.2013).
2. Kirill (Gundyaev), Patriarch. The word at the meeting (on 11/11/2014) XVIII World Russian People's Council: the official website of the Moscow Patriarchate. – M., 2014 [Electronic resource]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3367103.html(accessed: 11.11.2014).
3. Conciliar word. The outcome document of the XVIII World Russian People's Council: the official website of the Moscow Patriarchate. – M., 2014 [Electronic resource]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3837990.html (accessed: 11.11.2014).
4. The basic social concept of the Russian Church. – Moscow: Danilovsky blagovestnik, 2000. P. 192.
5. Kirill (Gundyaev), Patriarch. Sermon on the day of memory of St. Sergius of Radonezh (18.07.2014) in the Trinity-Sergius Lavra: the official website of the Moscow Patriarchate. – M., 2014 [Electronic resource]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3692183.html (date of access: 18.07.2014).
6. Lidov A. M. Eurotopia. Spatial icons and images-paradigms in Byzantine culture. – M.: "Design. Information. Cartography", 2009 [Electronic resource]. Available at: http:// (reference date: 09.03.2016). S. 293.
7. The transcript of the meeting of the RF Government dated 4 September 2013. Agenda: establishing integrated cultural centres in Russian towns and 12 questions. Opening remarks by the Chairman of the RF Government D. A. Medvedev/ the Government of the Russian Federation: official site. – M., 2013 [Electronic resource]. – URL: http://government.ru/news/4280 (date of access: 05.09.2013).


Автор доклада: Григорий Евгеньевич Исаев, Россия, Москва.