О питании тела и ума

Евгений Терещенко
Основные принципы телесного питания хорошо известны и на них нет смысла подробно останавливаться. Мы знаем, что человеку вредно переедать, потребляя энергии больше, чем он расходует, что пища должна быть экологически чистой и разнообразной, содержащей все необходимые для организма «строительные» и лечебные вещества.

1.При переедании, пища плохо усваивается, человек накапливает избыточный вес, становится вялым и болезненным. Аквариумисты говорят: "Голодная рыба - здоровая рыба". Возникает вопрос, а нельзя ли то же самое сказать о человеке: "Голодный человек - это здоровый человек"? Многие чревоугодники (а кто из нас не чревоугодник?) примут такое утверждение в штыки: "Нет, нет, это только рыбам голодать полезно!", но почему нет?
2.Разнообразные токсические вещества, продукт неумеренной химизации сельского хозяйства, заражают наш организм ядами, отравляя желудок, печень, почки и т.д.
3.Дефицит в организме необходимых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов, влияет на состояние наших зубов, глаз, волос, а также внутренних органов.

Все это банальности. Но самое интересное состоит в том, что эти банальности, эти принципы телесного питания, хорошо применимы при питании нашего ума. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

1. О том, почему умственное «переедание» вредно для души, как-то даже не хочется говорить самому. Зачем? Есть авторитеты, имя им легион, которые уже высказались на эту тему. Приведу лишь три цитаты, хотя мог бы привести их гораздо больше.

М.Монтень: «Перегружая душу множеством впечатлений, мы мешаем ей познавать и запечатлевать в себе познанное».

Л.Толстой: «Пища для ума может быть также вредна, как и пища телесная. Так что и умственной пищи можно переесть и заболеть от нее. Для того, чтобы этого не было, надо так же, как и в телесной пище, принимать ее только тогда, когда голоден, когда чувствуешь необходимость узнать, - только тогда, когда знание нужно для души.»

Сенека: «Отведывать от многих блюд – признак пресыщенности, чрезмерное разнообразие яств не питает, но портит желудок. Поэтому читай всегда признанных писателей».

Убедительно? Мне кажется, да.

2.На тему качества умственной пищи, мне также известны интересные мысли, избавляющие меня от необходимости самому формулировать эту идею.

В.Дауров: «Человек есть то, какую информацию он через себя пропускает. С кем общается, что смотрит, читает, какими словами говорит и думает. Чистая информация – значит и человек чист. Грязная, – и он грязен.»

И.Ильин: «Каждый из нас есть то, что он читает, и каждый человек незаметно становится тем, что он вычитывает из прочтенного».

Также, очень хорошо данную идею иллюстрирует замечательный советский фильм «Человек с бульвара Капуцинов», полагаю, хорошо всем известный. Когда персонаж А.Миронова привез диким ковбоям «культурные» фильмы и начал их ежедневно демонстрировать, нравы ковбойского общества начали меняться в положительную сторону. Но когда, однажды, другой персонаж фильма привез тем же ковбоям дурные фильмы, в них вновь проснулись дикие инстинкты.

Все понятно, до скуки. Так же, как нечистая материальная пища, отравляя наш организм, порождает телесные болезни, так же и нечистая умственная пища, загрязняя наше подсознание, порождает болезни души. Политика, азартные игры, пошлые фильмы и литература, желтая пресса, телевизионные шоу и многие другие подобные вещи вредоносно воздействуют на душу.

3.Удивительно, а, может быть, и неудивительно, но третья идея, идея разнообразного питания ума, мне не встречалась ни разу, ни у одного из мыслителей. В то же время, мне неоднократно встречалась противоположная, аскетическая, монашеская идея, призывающая человека сосредоточиться исключительно на духовной, религиозной пище. Мне кажется, эта идея ошибочна, по крайней мере, для большинства людей. Человек существует одновременно на нескольких планах, имеет несколько психических центров, каждый из которых нуждается в питании. Попытка жить исключительно духовной, ангельской жизнью нарушает целостность человека, "отсекает" часть его существа, порождает пустоту и скуку. Утверждаю это еще и потому, что сам пробовал жить такой жизнью. Лишь удовлетворяя нужды всех своих центров: инстинктивного, двигательного, эмоционального, интеллектуального, человек может ощущать полноту своего существования. Все-таки, прав, прав был М.Монтень, который смотрел на свои тело и душу, как на вверенные его попечению существа. Он любил их, заботился о них, обеспечивал необходимым питанием, иногда даже баловал, но делал это, «не выпуская поводок из рук».

Итак, если хочешь быть здоровым телесно и душевно, ограничивай себя в телесной и умственной пище, избегай употреблять вредную телесную и умственную пищу, питай тело и ум разнообразной и полезной пищей.