Заложники, Эпилог

Оксана Куправа
- Саша? - она не сразу обратила внимание на крик. Только что вышла из автобуса, курсировавшего между Краснодаром и поселком, в котором не была два года, и даже не подумала, что звать могу ее. Мало ли, имя-то распространенное. Но, почувствовав прикосновение к плечу — обернулась. Перед ней стоял Дима Завадский, повзрослевший, улыбающийся.
 
- Значит это точно ты? А я думал — обознался. Какими судьбами?
Саша смешалась. Разведка в лице вездесущей Анжелки доносила время от времени вести из родного поселка. И из них следовало, что Дима Завадский прочно обосновался в городе, да и Олег Николаевич с семьей туда перебрался, оставив управление мясокомбинатом на наемного директора. Врала Анжелка? Но зачем? Любопытство победило,  Саша задала  сказала:

- Мне говорили, что ты в Краснодар насовсем уехал.
- Ага, интересовалась мной, - нашел в ее словах приятное для себя Димка.
Саша покраснела. Конечно интересовалась. Выуживала в телефонных разговорах с подругой по крупицам нужную информацию,   выслушивая подробный отчет в ответ на свой вопрос «Как там одноклассники?», хотя в действительности ее занимал только один.
- Да ладно, я тоже держу тебя в поле зрения, - сообщил Дима. Ему было проще навести справки. Он знал, что Хуажевы вскоре после рождения Руслана продали квартиру и точку на рынке и купили в Майкопе двухэтажный дом. Там Аскер, которому казалось, что в родном поселке только глухонемой не судачит о них с Сашей (и, надо сказать, он был недалек от правды), начал понемногу успокаиваться. Окончив училище, как и планировал, остался в милиции. Саша после курсов работала женским мастером в парикмахерской. Дядя Мурад занялся привычной уже торговлей, а Зарема вела дом и приглядывала за обожаемым внучком. 
- Как тебя одну-то сюда отпустили? - улыбнулся Дима.
- Я из-за квартиры приехала, - сказала Саша, все еще смущаясь под его веселым взглядом. - А больше некому. Аскер в командировке в Чечне. Алекс с Мариной в Москве теперь. Собственно им деньги и понадобились. Будем продавать и делить.
Она внимательно наблюдала за Димой, пытаясь уловить, изменится ли он после упоминания имени брата. Но тот по-прежнему улыбался, словно Алекс был лишь далеким знакомым, бывшим одноклассником. И не связывали их ни авария, ни происшествие на поминках матери Потаповых.
 
- И долго будешь продавать? - он явно заинтересовался.
- Да нет, уже есть покупательница, должна через час подойти посмотреть. Точнее — уже через пятьдесят минут, - Саша глянула на наручные часы, понимая, что надо торопиться — квартиру, простоявшую два года закрытой. Надо еще подготовить.
- За сколько договорились? - Дима свел брови к переносице.
Саша, не видя причин скрывать, назвала цену.
- Ууу...- протянул он разочаровано. - Так мало?
- Да нам бы уже быстрее продать. Хоть бы эта женщина согласилась, а то опять придется приезжать.

- А тебе так не хочется? Воспоминания неприятные?
Саша опять зарделась и отвела взгляд.
- Слушай, - Димка хлопнул себя по бедрам, будто радуясь обозначившейся мысли, - а давай я твою квартиру куплю. Дороже, разумеется, по нормальной рыночной цене.  А что? Мне сюда все равно иногда наезжать приходится, а с родителями в одном доме вроде как уже тесновато. Все-таки  я большой мальчик! - он подмигнул и рассмеялся легким звонким смехом.
- Ну, я не знаю.. Я вроде договорилась уже.
- Твоя покупательница что, с Дальнего Востока едет?
- Нет, это соседка Анжелкина. Местная. Дочке хочет квартиру купить.
- Ну вот как придет. Так и уйдет. А столько, сколько она предлагает, за трешку — грабеж.
Видя. Что Саша колеблется. Он предложил:
- Может покажешь мне товар-то? Все равно тебе покупательницу ждать. Да и она, в конце концов, может отказаться. А я на ближайшие десять часов совершенно свободен.

- Ну, пошли, - согласилась Саша, холодея при мысли, что останется с ним наедине. Но слов, чтобы отказать, так и не нашла. Да и не слишком искала.
Он почти не опирался на трость, но, видно, привык к ней — крутил, поигрывал. И хромал уже меньше.
Квартира встретила их затхлым запахом давно не проветриваемых помещений.
- Я перед приходом покупательницы собиралась хоть пол помыть, - извиняющимся тоном проговорила Саша.
- Мне и так сойдет. Да и ей тоже. Ты лучше с дороги отдохни.
Дима прошел в комнату, уселся с размаху в старое кресло, от чего на мгновение его окутало облачко пыли. Чихнул.
- Вот видишь, надо убраться, - улыбнулась Саша.
- У пыли есть свои преимущества — на ней легко оставить след, - Дима непривычно задумчиво разглядывал отпечатки кроссовок. И без всякого перехода добавил:
- Как ты живешь?
- Ты же сказал, что знаешь?
- Я не о том спрашиваю. Ты счастлива, Саша?
- У меня все хорошо: работа есть, ребенок здоров.
- А Аскер? Как у вас с ним?
- Нормально, - она отвела взгляд.
Дима смотрела на нее минуты две, потом серьезно заговорил:
- Саш, я не вмешивался. Но раз уж судьба нас свела... так неожиданно... Может другого шанса и не будет. Уходи от него, Саша, - он досадливо поморщился, - Нет, не так. Опять я ерунду какую-то несу — уходи ко мне, Саш.
Ей было приятно. И страшно.
- Но ты ведь сам бумагу принес. Что Руслан — не твой сын. Да это теперь уже и без всяких бумаг понятно.

- Ну и что? Думаешь я чужого ребенка принять не смогу. Я тоже так думал. Подожди, - он остановил ее жестом, видя, что Саша собирается что-то сказать. - Помнишь Соню, знакомую твою из роддома. Которая ребенка оставила? Я ее девочку забрал.
- Как забрал? - Саша не могла поверить в то, что услышала.
- Вот так — удочерил. Хотел проверить себя. И ты знаешь- получилось.
- Так она что, с тобой теперь живет?
- Ну не совсем со мной. В моей квартире с Людмилой Слюсарь. Но я приезжаю. Знаешь, так забавно, - он усмехнулся. - Мои до сих пор сходство ищут, не могут поверить, что она мне не кровная. А мне правда все равно.
- А тетю Люду ты где нашел? - все услышанное казалось Саше нереальным. Дима.. и Сонина дочка... и Людмила.
- Она в монастырь собралась. Ну я ей и предложил сделать доброе дело по эту сторону монастырских стен. Ничего, им вместе хорошо. Люда Дашку любит. И девчушка тоже такая прикольная. Я приезжаю, она навстречу бежит, лопочет: «Дима! Дима!».
- Она тебя Димой зовет?
- Ну не папой же... Саш, соглашайся. Нам хорошо вместе будет. Не зря же я уже два года тебя забыть не могу.

Она отрицательно покачала головой:
- Аскер в Чечне. И я боюсь за него очень. И Руслана все очень любят, Зарема несколько часов без него прожить не может. И вообще, Дим, все уже устоялось, все наладилось. Нельзя разрушать.
- Опять Аскер, бабушки-дедушки, Руслан... А о себе не думаешь...
- Я и о себе думаю. Мне не будет хорошо, если им — плохо.
- А если мне — плохо?
В дверь позвонил, и Саша засуетилась:
- Покупательница, наверное. Пришла!
- Ты же сказал — к трем.
- Может она решила раньше. Уходи, им, неудобно!
- Саш, не открывай ей, ну ее к черту. Я же сказал — сам куплю. А Анжелке своей что-нибудь потом объяснишь.

Саша бегала по комнате. Зачем-то перекладывая пыльные подушки с дивана на свободное кресло и обратно. Дима подошел сзади, прижал к себе крепко, зашептал в шею:
- Саша, не открывай. Ну представь — она меня здесь увидит, что подумает. Пусть уйдет. Пожалуйста.
Саша на секунду замерла, повернулась к нему, быстро и жадно поцеловала в губы, но потом отшатнулась и поспешила к двери.
На пороге стояла соседка тетя Катя.
- А, значит это ты, Саша! - заговорила она густым баскм. - А я думаю — шум какой-то, не воры ли забрались. Ты вернулась что ли?
Саша быстро объяснила цель своего приезда и, сославшись на необходимость сделать уборку перед приходом покупательниц, выпроводила соседку.
Она думала о том, как сегодня утром провожали ее зарема и Руслан, как сын махал пухлой ладошкой, а свекровь, которую она теперь звала мамой, уверяла «Не беспокойся, занимайся делами, сколько нужно, с нашим Олененком все будет хорошо». Она прозвала внука так за огромные выразительные глаза.  Как Руслан бежал навстречу отцу, когда тот вернулся из прошлой командировки, а Аскер подбрасывал его к самому потолку и ловил, бросал и ловил, а Мурад улыбался в совсем побелевшие за  месяцы, пока сын был в Чечне, усы.

Дима уже был в прихожей. И Саша решительно шагнула за дверь.
- Сбегаешь? - спросил он, грустно улыбаясь.
- Сбегаю, Дим. Дверь захлопни, ключ у меня в кармане.
Она, действительно, стрелой слетела по лестнице и быстро пошла по улице по направлению к Анжелкиному дому. Там встретилась с покупательницей, и в квартиру они вернулись уже вместе. Саша очень боялась, что оформление затянется на день или на два. Но женщина, соблазнившись низкой ценой, заблаговременно договорилась с нотариусом. И через час договор был подписан. Она сразу позвонила домой — сказать, что сделка совершена и она выезжает.

- Как хорошо, Саша! Сегодня день хороших вестей! - радовалась на том конце провода Зарема. - Представляешь, раньше срока вернулся Аскер! Ждет тебя дома.
Муж вырвал у матери трубку.
- Саш, может ты меня там дождешься у своей Анжелки, все-таки опасно с такими деньгами ехать? Случится еще что. Я приеду за тобой на машине.
Но ей хотелось поскорее сбежать отсюда.

- Встреть меня в Краснодаре, - попросила Саша.
Нырнув в теплый салон нового автомобиля, Саша смотрела на мужа, чувствуя огромное облегчение — вот он вернулся — живой и здоровый.
- Ну как там? - спросил Аскер, - кого-нибудь из знакомых видела?
Он старался говорить равнодушно, но Саша заметила, напрягся. И ответила с нарочитым удивлением:
- Конечно, Анжелку, соседку тетю Катю. И все, вроде.
- Наболтались с подружкой?
- Угу... и попрощались.
Ей было немного грустно - последняя причина приезжать в поселок, где родилась и выросла, исчезла под подписью нотариуса. Значит, так надо...