Биологический предел жизни человека

Андрианов Владимир 2
 

Ученых-геронтологов долгое время относили к романтикам, увлекающимся проблемами далекого будущего. Однако в наши дни они все более и более становятся реалистами, решая конкретные важные задачи для общества.

Изменилось и отношение к геронтологии. Сначала к этой науке относились с улыбкой, затем — с интересом, сейчас — с уважением и надеждой.

Как известно, ни один вид живого не конструировался природой в расчете на индивидуальное бессмертие отдельно взятого организма. Продолжительность его жизни зависит от многих факторов — как постоянных (генетических), так и переменных (среда обитания, образ жизни).

В биологической науке при определении продолжительности жизни животных используют термин период развития, который составляет 25 лет. Учеными доказано, что средняя продолжительность  жизни млекопитающих животных составляет 5–7 периодов развития.

Следовательно, средняя продолжительность жизни человека должна равняться примерно 125–175 годам. Генетический, биологический потенциал продолжительности жизни человека ученые оценивают в 120–140 лет.

Существуют различные прогнозы геронтологов и их точки зрения на возможность дальнейшего увеличения продолжительности жизни.

Одни исследователи считают, что процесс эволюционной изменчивости человека в основном прекратился и видовая, биологически возможная продолжительность жизни в перспективе  существенно не изменится.

В СССР в 30–40-е годы прошлого столетия активно разрабатывались проблемы долголетия. Ученой общественностью был выдвинут тезис о возможности  продления  человеческой жизни до 150 лет и более.

В частности, директор Научно-исследовательского института геронтологии Минздравсоцразвития РФ Владимир Шаболин считает, что пока революционного прорыва в деле омоложения и продления жизни не наблюдается.

Существует другое мнение, что фундаментальные механизмы старения уже известны и благодаря успехам науки и внедрения биостимуляторов можно увеличить и видовую возможность продолжительности жизни на генном уровне.

Современные тенденции развития медицины и прежде всего генной инженерии позволяют предположить, что все же уже в ближайшие годы можно ожидать кардинальных сдвигов, революционных прорывов, в том числе в геронтологии.

Это касается вполне реальных возможностей клонирования человека и выращивания отдельных его органов.  Гипотетические возможности записи матрицы сознания человека и переноса её в клонированное тело, также рассматриваются.

В 1969 г. группа германских ученых-исследователей прогнозировала, что к началу следующего столетия продолжительность жизни может быть увеличена на 50 лет.

Статистические данные демографов говорят о том, что этот прогноз не оправдался.
Примерно в то же время известная американская научная корпорация «Ренд корпорейшн» выпустила аналогичный прогноз, в котором предсказывала увеличение продолжительности жизни человека на 50 лет, но уже  к 2020 г. Очевидно, что и этот прогноз вряд ли сбудется.

Вместе с тем динамика развития многих направлений науки позволяет предположить, что в ближайшие десятилетия следует ожидать прорывных открытий, которые позволят понять механизмы старения и найти способы продления жизни человека.

Великий И.П. Павлов неоднократно подчеркивал, что человеческий организм не только саморегулирующаяся, самонастраивающаяся, но и самосовершенствующаяся система.

Создай ей предписанные природой условия существования, и тогда вполне может оказаться, что организм человека разумного раздвинет временные границы своего существования до пределов, которые сегодня нам показались бы просто фантастическими.

Великий русский писатель К.Э. Циолковский, разрабатывая теорию космических полетов, не забывал о проблеме долголетия. В своих трудах он, в частности, писал: «Жизнь не имеет определенного размера и может быть удлинена до тысячи лет. Неопределенного удлинения жизни наука рано или поздно достигнет».

В то время теория космических К.Э Циолковского казалась фантазией, однако в наше время она стала реальностью. Насчет прогноза великого ученого о неопределенном продления жизни человека пока все же существует определенный скептицизм, хотя тенденция к росту средней продолжительности человека на земле вполне осязаема, но революционного прорыва пока нет.