Невидимые миру слёзы

Галина Марчукова
            - У Вас на каждую ситуацию есть какая-нибудь история, - сказал мне однажды мой ученик Дима.
            - Так вы же сами нам подбрасываете эти ситуации, - ответила я.  - Не успею осмыслить одну, как надо уже разбираться с другой. И самое главное – я всё время учусь, набираюсь опыта, не наступаю на одни и те же грабли, но вы оказываетесь проворнее.
            Вспомнила свои первые шаги в школе. Как я намучилась в первый год! Мне, молодой учительнице, сразу же дали классное руководство в четвёртом классе – как в воду бросили человека, не умеющего плавать. Барахталась, но поплыла, и сразу приобрела первый опыт.
            Вот, к примеру. Школьникам нужно было заполнить дневники. На первой странице надо было написать названия предметов и фамилии учителей, работающих в классе. Я детям честно всё продиктовала, они записали. Проверяю дневники и читаю: «Татьяна Ёсифовна», «Михал Кузмичь», «Як Обрамыч» (так они на слух записали имя трудовика Якова Абрамовича) и другие чудеса правописания. А я ведь по слогам диктовала! Сделала вывод: написала имена на листочке и раздала каждому, чтобы исправили ошибки. И в дальнейшем всю важную информацию я или писала на доске, или раздавала на листах.
            А мой первый утренник, после которого мне хотелось плакать, тоже на всю жизнь запомнился. Решила поближе познакомиться с учениками, с их родителями. Для этого устроили с классом праздник «День именинника», чтобы поздравить тех детей, у которых день рождения был летом. Подготовила с классом концерт – даже два. Один готовит класс – это их подарок именинникам, а другой (втайне от остальных) подготовят и покажут сами именинники – это будет их ответный подарок классу.
            Все номера отрепетировали, хорошо подготовились, но… В день праздника оказалось, что не пришла девочка, принимавшая участие в пьеске. Получается, пьеска выпадает из концерта. Что делать? Подбегают ко мне два приятеля, два неразлучных друга, Тимур и Слава.
            - А давайте, мы покажем маленькую пьесу, она такая смешная, вот увидите, все со смеху умрут, - предлагает Тимур, симпатичный мальчишка с весёлыми глазами и ямочками на пухлых щёчках.
            - А про что пьеса? - хватаюсь я за соломинку.
            - Про двух друзей! - с восторгом подхватывает его дружок. - Правда, правда, обхохочешься!
            - Ладно, - соглашаюсь я. - Будете выступать после Надиной песни.
            Поверила им на слово. А надо было проверить, что это за «пьеска», посмотреть её.
            Все уже в зале: дети, родители. Звучат поздравления, начинается концерт. Один за другим идут выступления, всё так организованно, номера логично связаны, аплодисменты раздаются после каждого выступления. А вот и наша «вставка».
            - Сценка! – объявляет ведущая Аня. - Исполняют Тимур и Слава.
            На сцену выскакивают мальчишки.
            - Пей водку! - звонко выкрикивает Слава.
            - Бей в глотку! - кричит в ответ Тимур и кулаком в горло сбивает Славу с ног.
            Я рванула к сцене. А тем временем «пьеса» продолжается.
            - Пей квас! -  выкрикивает теперь Тимур.
            - Бей в глаз! - Тимур падает на пол, сбитый Славиным кулаком.
            - Пей пиво – бей в рыло! - прокричали «артисты» хором и, подгоняемые мною, покинули сцену под хохот зрителей и оглушительные аплодисменты.
            От смеха родители вытирали выступившие на глазах слёзы (как мальчишки и обещали). Я думаю, этот смех был вызван ещё и моим появлением на сцене. Я – с перекошенным от ужаса и красным от позора лицом, и мальчишки – с выражением полного недоумения на разгорячённых мордашках.
            После этого случая, готовясь к концертам и утренникам, я всегда запасалась разными викторинами, загадками, конкурсами, призами – на всякий случай! И всегда проверяла то, что предлагали дети.
            …Когда Слава и Тимур уже были в седьмом классе, они опять меня «порадовали».
            Во время первого урока в дверь вежливо постучали. Открывается дверь. На пороге стоит милиционер, а рядом с ним – мои ученики: Тимур и Слава. Я их еле узнала: два жёлто-зелёных осунувшихся лица с коричневыми кругами под глазами – вот, что я увидела.
            - Ваши? - спросил милиционер, подталкивая ребят в класс. - В вытрезвителе ночевали. Забирайте.
           В классе – мёртвая тишина. Застывшие пятиклассники смотрят, как я сажаю двоих старших ребят на заднюю парту, наливаю им из термоса кофе, разворачиваю бутерброды. И всё это я делаю молча и очень быстро. Тимур и Слава, также молча, берут чашки обеими руками, видно пытаясь согреться.
           Продолжаю вести урок, втянула учеников в работу, а сама посматриваю, как друзья на задней парте едят бутерброды и пьют кофе. По их впалым щекам текут слёзы, из носа тоже течёт, всё это капает в чашки – жуткое зрелище! А ночь в вытрезвителе? «Быстрее бы урок закончился, поговорить скорее с ними», - думаю.
           Оказалось, что родителям Тимура надо было куда-то срочно уехать. Чтобы мальчику не было страшно одному, ему разрешили пригласить переночевать Славу. Оставшись одни, ребята, опьянённые свободой, нашли всякие недопитые бутылки, всё перепробовали и, окончательно опьянев, вышли в магазин за «подкреплением». Но не дойдя до магазина, упали прямо на улице. Документов у них, конечно же, нет. Куда их девать? Милиционеры отвезли их в вытрезвитель и только утром смогли добиться от них, кто они. А дальше куда их? В школу, конечно! А уже я связалась с родителями, передала их из рук в руки.
           Много-много лет спустя я встретила уже взрослого Славу на улице. Первое, что он сказал мне, было:
            - А помните, как Вы нас кофе поили. Мы думали, Вы нас убьёте, когда узнаете, что мы натворили и где побывали. А Вы нам – кофе! Спасали.
Вот так и живём мы, учителя. «Невидимые миру слёзы» бывают у каждого учителя, отсюда и рождаются истории на каждый жизненный случай, что так удивило моего ученика Диму.