Поколение разрушителей. 1

Ник Пичугин
Вы здесь, со мной… О, говорите ж!
Мне нужен самый звук речей.
В провалах памяти моей
Уже гудит подводный Китеж.

Максимилиан Волошин


1. Провалы в памяти

     – Вы, наверное, алкоголик? – спрашивают у меня в комментариях к «Молчанию ягнят» (на сайте poetryclub.com.ua/). Ну, в смысле, – у меня, наверное, глюки. Белочка. Нет, дорогая читательница, глюки не у меня. Но и к нынешней молодежи претензий никаких. Они ничего не видели своими глазами, и всегда могут спрятаться за спасительной мантрой масс-медиа: «При Советском Союзе было еще хуже». И сразу же встают перед глазами растиражированные кадры пустых магазинных полок. (Одна из заповедей массовой гипнопедии – наглядность.)
     Я обращаюсь к своим сверстникам, эта публикация – для них. Провалы в памяти возникли именно у «поколения совков»: они не помнят, что было. А чего не было – помнят… (Это к вопросу о глюках.) Пустые полки, например, возникли на излете Перестройки как результат реформаторской деятельности «демократических рыночников». Помните, как они топали ногами и кричали на Горбачева: «Мало, мало реформ! Мало рынка! На колени! На колени!» Ага, значит, все-таки, помните. Правильно, «на колени» – это из протоколов ХVІ съезда… Но все остальное – повторилось.
     Кто здесь говорит, что «в Советском Союзе было хуже»? Вот же они передо мной, руховские листовки образца 1991, они не дадут соврать. Здесь все написано: какие мы богатые, какие развитые, какая экономика Украины передовая – все сплошь призовые места в Европе, что ни возьми, – и как мы здорово заживем у своїй сторонці, когда избавимся от москалів. И ведь что характерно – все правда… ну, кроме обещаний, конечно. В Советском Союзе украинцы действительно создали мощное индустриальное общество со средним (это немало!) уровнем жизни. Мы так и не достигли уровня 1990 года по экономическому развитию, и теперь уже не скоро достигнем. Но это пустяки. Не обрели мы гораздо больше, чем потеряли. Сейчас уже трудно представить, что мы построили бы, сохранив советскую систему, какого уровня жизни, какого общества мы лишили себя. Но давайте попытаемся. Давайте я просто перечислю, что изменилось в жизни, в быте моей семьи за 25 лет перед Перестройкой.
     В нашем доме появились: газ, водяное отопление, холодильник, стиральная машина, пылесос, телевизор, магнитофон, телефон… ну еще там по мелочи: электродуховка, вентилятор… Потом – магистральное газоснабжение, но это уже в перестроечные времена. Это была настоящая революция в качестве жизни советского человека, в уровне его быта. Что появилось за годы славной Независимости? Компьютер и мобилка. Зато пропали –  холодильник, стиральная машина, пылесос, телевизор и газ – и, соответственно, магнитофон со стационарным телефоном. Недавно я нашел среди хлама связку иголок для чистки примуса. Хотел было сдать в краеведческий музей, но потом передумал: иглы в рабочем состоянии, могут пригодиться.
     По глупости и избалованности мы завидовали Первому миру, но Третий завидовал нам – и мы это заслужили своим трудом, только трудом… Ах нет, не только. Еще – силой и мощью советского оружия, боеспособностью армии. Первый мир паразитирует на труде и ресурсах Третьего, а мы работали на себя… По крайней мерее, так казалось. Откуда советскому труженику было знать, что мы с вами – поколение разрушителей! – бросим приданое наших внуков под ноги проходимцам и сами будем подъедать остатки. Провалы в памяти возникли потому, что мы участвовали в этом призовом лохотроне – в качестве клиентов. Вспоминать это обстоятельство некомфортно, правда? Гораздо удобнее все забыть. Вообще все. Хорошо, тогда расскажите, что вы видите – прямо сейчас. Что появилось за годы «независимости»? Чем еще, кроме флага, гимна и герба, чем существенным прикажете гордиться молодому поколению украинцев? Что вообще было? Только дерибан, еще дерибан, потом снова дерибан – а в последние годы еще и измена. То есть, тот же дерибан – только оптом. Как только масс-медиа поднимают в очередной раз дружный вой о «необходимости реформ» («Мало, мало рынка! Мало реформ!»), так жди очередной драки в верхах за передел советского наследия.
     Можно умом тронуться, если сесть и посчитать, сколько бабла выручено только за порезанное автогеном на металлолом оборудование заводов и комбинатов. И это ж они продавались по цене, при которой порезать на металл – выгодно. Неудивительно, что вокруг ФГИ не прекращаются бои без правил. Осталось еще что красть? То есть, по существу, разрушать. И посейчас ведь действует древнее, еще советских времен правило «1:9» – чтобы украсть миллион, надо закопать в землю девять. Посмотрите на них внимательно – эти люди не отказываются от советского наследия – отказаться предлагают вам.
     – Абсурдно, реакционно и преступно, – настаивает Борис Кагарлицкий – отказываться от плодов достигнутого прогресса, ссылаясь на уже заплаченную за него цену. Как раз наоборот, именно потому, что этот прогресс такой дорогой ценой оплачен, надо за него всячески держаться.
     Советская цивилизация построена не сталинским террором, а вопреки ему. Не шеренгами ГУЛАГа, не лютостью кадровых чисток, скукой митингов, тоской демонстраций… Не скудоумием поздних партсъездов, а руками советского человека – вопреки всему.

     Кое-что о рыночном лозунге «эффективного собственника» могла бы рассказать Валентина Семенюк (Бывшая глава Фонда госимущества – прим. авт.), да уж не расскажет. Но все ведь было в открытом доступе, все условия прописаны, оформлено законом: и сохранение рабочих мест, и условия труда, и расширение производственной базы, и амортизация, объемы производства, отчисления в бюджет… В какой стадии выполнения находятся эти обязательства? Хомячки не знают, хомячки не помнят (какое старье!), они хомячат новые актуальные тренды, новые пафосные обещания. У них мозги высушены упырями масс-медиа.
     – Это и есть «нулевой консенсус»: система постсоветского капитализма, более или менее эффективно эксплуатировавшего доставшееся ему советские ресурсы (не только здания, предприятия, нефть, газ, руду, открытые советской геологоразведкой, но и образованных людей, культурный потенциал общества, даже традиции и предпочтения, сформированные советским опытом). Всему этому сейчас конец. (Борис Кагарлицкий.)
     А вот еще цитата, из другого источника:
     – …были возведены еще в пятидесятых годах. Срок эксплуатации давно истек. А плановых замен пока не предусмотрено – нет средств. Нужна просто фантастическая сумма…
     Кто это говорит? О чем? Где это? Отвечаю: это везде, это обо всем. Это знает каждый. Это образ жизни такой: все потреблять и ничего не созидать. «Общество потребления» называется. Да, Советский Союз тратил фантастические суммы на строительство производственной базы и инфраструктуры, на образование масс, на проектирование и научные разработки. Но главное в цивилизованном обществе – не космодромы и заводы. Не материальные артефакты составляют суть и смысл цивилизации, и даже не образование и интеллект.
     Вы еще не забыли, читатель, что является мерой всех вещей?

2. Образ совка
http://www.proza.ru/2016/09/23/753
3. Кодекс джунглей
http://www.proza.ru/2016/09/27/720
http://www.proza.ru/2016/10/01/676

Цитата:
«Россия вновь на пороге больших перемен» 
интервью Бориса Кагарлицкого. 18:59; 02 Авг 2015