Поездка в Абхазию. Путевые заметки

Эльвира Саматанова
Вот мы и вернулись из Абхазии, со своего первого  Гештальт-Шаттла. Прошла уже неделя, а я все не могу сесть и начать писать о том, как это было. Почти каждый день наслаждаемся местным летом с местными дешевыми (по сравнению с югом) фруктами и чистыми озерами. Закрепляем красивый южный загар, а воспоминания потихоньку остаются в прошлом. И все-таки, дабы моя рубрика «Путешествия»  не осталась без этих впечатлений, я поделюсь своими путевыми заметками.


Идею эту мне подкинули мои клиенты, как обычно. А я недолго думая, принялась изучать, что предлагает нам Абхазия?

Две недели  я сидела по ночам, в свободное от работы время и искала.  Выбирала поселок, жилье, звонила, расспрашивала, читала отзывы. Наконец нашла удивительную цену и место по описаниям неплохое. Дозвонилась, забронировала  максимальное количество номеров. Договорилась с желающими  поехать . Составила списки. И время  от времени позванивала хозяйке, чтоб она про нас не забыла. И кажется, всё.   Вот читаю последний абзац, и понимаю, что в эти легкие слова ну никак не вложить мои страх и тревогу, иногда отчаяние и даже боль…  Ответственность – нелегкое бремя. Но мы справились. Мы, потому что помогала мне во всем моя семья во главе с моим драгоценным мужем. И доставить нас до места назначения было  как раз его задачей, так как мы решили ехать на своем автомобиле.

Дорога.

   Выехали мы в 5.30 утра. Поздновато получилось, но 1300 км мы рассчитывали преодолеть уже поздно вечером. До Тольятти мы ехали еще так бодренько. А после Тольятти началоось, бесконечные фуры. И две больших пробки. Одна после Сызрани, вторая перед Саратовом. Мы проезжали ливни, грозы, ветры и мглистое небо. И  вся дорога до Волгограда ( а именно там мы планировали наш первый ночлег) была очень загружена.
  Доехали мы до места назначения в 01.30. 22 часа ехали. Ночевали мы у знакомого (друга)  нашего друга. Отдельная благодарность им обоим. Отдохнув, с новыми силами мы двинулись дальше, готовые к преодолению новых трудностей. И удивительно, после Волгограда как по мановению волшебства дорога очистилась,  а мы мчались, как самые крепкие сперматозоиды к яйцеклетке. Путь наш освещало яркое солнце. Попутно заезжая в кафе со свежими оладушками, попивая зеленый чай, останавливали мы свои тела, по инерции двигающиеся вперед. Наконец серпантин. Как много мы о нем читали. И честно сказать, побаивались. А потому проехав часть этой извилистой горной дороги, мы решили переночевать в Джубге. Где нас уже ждали друзья, которые тоже поехали в Абхазию, и вот так случайно мы встретились с ними по пути.  Усталые и голодные, мы все же пошли к морю. Уже  темнело. Черное море звеняще шумело, берег зазывал к развлечениям.
  А нам нужно было только оно. Море. Соленое. Теплое и терпкое. Темное и мягкое. Дети восторженно  купались. В темноте поблескивали их зубы и глаза.  Затем быстрый поздний ужин. Душ, прохладное белье и все провалились в сладкий сон.
  Утром неспешный завтрак с друзьями... 4 часа  и мы в  Сочи! Город Wow, грандиозный и утoпающий в зелени. Остановились в уютном отеле у подруги. На Виноградной.  Предварительно, порыскав в соседних дворах – горках. Не американских, но очень захватывающих. Попискивали при спуске и замирали при подъемах. Наконец нашли. Голодные и уставшие, угощаясь местными фруктами и запеченной картошкой по особому рецепту, мы  наконец расслабились. Вечером погуляли по Набережной. Полюбовались закатами, яхтами и просто морем. Ах эти морские порты с их духом перемен и ощущением свободы до мурашек. Начала пути. Начала начал.

Граница. Абхазия.

До нее еще доехать надо, блин. Навигатор у нас на полпути накрылся, ехали мы  по Гугл- карте, связь не всегда была.  Штурманом являлась наша дочка. И время от времени мы  слышали :  «Я ничего не понимаю, все исчезло!»  Или  указатель просто не совпадал, написана одна улица за окном, а в карте другая. В конце концов,  решили обойтись простым способом. Спросили у первого встречного. Он любезно предложил нас сопроводить. Мы конечно согласились. Ура доехали!
И вдруг слышу : «Маааам , а трусики у тебя на зеркале для чего висят?»

- О господи, из Джубги едут, сушатся,- хохочу я…

- А мы думали – ритуал такой, чтоб хорошо доехать,- смеются дети.

     Итак, граница.    Мы регулярно пересекаем границу с Казахстаном. В последние два года, границу проходить стало гораздо быстрее. Посмотрим как здесь. Волнуемся.  Границы я всегда боюсь. Был уже опыт негативный. Не пустили нас в Казахстан…  Документы у  дочери были не в порядке.  И сейчас голос в голове который раз проговаривает: « Долгов у тебя нет, документы в порядке и другие на всякий случай все взяла». И все же сердце выпрыгивает из груди, когда проверяющий берет мой паспорт, затем паспорт дочери.  У нас разные фамилии. Это всегда привлекает внимание.

- Это чья дочь?

- Моя,- пересохшими губами шепчу я.

- Почему не заверено в паспорте печатью? -   повисла тишина. На мгновение.

- Я не знаю. Так вписали. Давно было, - Я улыбаюсь, и смотрю ему в глаза.

Смутился.

-  Ну  хорошо. Есть ваши свидетельства  о рождении?

- Да,-  облегченно выдыхаю я и подаю документы.

Смотрит. Раз, два , три… Тик-так, тик-так…

- Счастливого пути!

 - Уррааааа!!!!!-  чуть не заорала я от радости.

     Мы говорим спасибо, и едем к следующему проверяющему. Кстати, отметку о гражданстве РФ, у детей не смотрят. Мы на всякий случай взяли сыну. Но ее даже не  спросили. Смотрят только свидетельство.  Прошло каких-то три часа , и мы прошли границу. Это было в 10 утра. Ну не смогли мы пораньше встать…
      На границе нас встретила хозяйка нашего  временного жилья. Гечрипш  - поселок, который, находится рядом с границей. 20 минут ходьбы. А потому связь российская, что очень удобно. МТС и Билайн работали безотказно. Главное , не забывать об этом, проезжая дальше по Абхазии, как забыла об этом я. В пяти минутах езды находится поселок Цандрипш, он побольше, и поинтересней. И там есть большой рынок утренний, где можно подешевле купить  местные фрукты. Мы однажды туда рано утречком смотались, а на обратном пути я ответила на дочкин звонок - минус 200 р. Так что аккуратно. Но позже я подключила Ноль без границ, на всякий случай.
    Итак, мы прибыли в Гечрипш. Название Гечрипш оправдано исторически – оно с давних времён пошло от наименования поместья, которым до конца XIX века правила династия черкесских князей Геч (Гечба), именуемая в те времена Геч или Гечрипш.  С 1944 - 1992 этот поселок назывался Леселидзе в честь героя ВОВ генерала К.Н. Леселидзе.  А в 1992-ом году ему вернули историческое название Гечрипш.  Впрочем,  на дочерином айфоне  это место – обозначается Грузия, Леселидзе.

часть 2

Заселились мы, как и бронировали в двухместный домик с удобствами с мужем. Домик новый. Запах свежего дерева и чистой постели вскружил голову. Кровати удобные. Постельное белье приличное. Есть телевизор, вентилятор и даже кондиционер, который не включается. Шнур короткий. Да хоть и включится, мощности не хватит. Но обо всех электрических особенностях, мы узнаем чуть позже.  Три спальных места! И нет шкафа. И даже стульчика.  Дааа… Детей заселили в двухместный без удобств. Чистый опрятный номер. И даже шкаф с зеркалом есть. А туалет на улице, нормальный современный  - с унитазом, и душем.Причем туалет всегда свободен был. Так что они немного потеряли.
   Почти все люди из списка гостей и участников группы уже прибыли на место. Заселились в свои забронированные номера. С некоторыми мы уже повстречались и пообнимались.  Одну свою клиентку я вживую вообще никогда не видела, только по скайпу. Было  интересно  ее увидеть.  Они приехали первыми за несколько дней до начала группы. И она мне отписывалась , как они строились и свои впечатления с, положительные. Это меня  радовало и успокаивало.  Всё - таки в первый раз,  в такую даль, с людьми, как все будет? Я тревожилась,   конечно.
   Но, первые трудности позади. Мы оглядели территорию. Красивые цветы, зеленая трава, беседки,  и деловитые курочки, которых все кормят, когда они выходят погулять.  Удобная современная кухня. Плита, правда,  с еле дышащими конфорками. Жить можно.
   И наконец, море! Надо сказать, что мы жили, действительно прямо на море. Одна минуты ходьбы. Выходишь из ворот, поворачиваешь направо и вот оно море. Глотает волны и шумит. Берег не галька, берег – камни! Ну  крупная галька, очень. Камни красивые. Бело-серые. И обжигающие.
   Людей мало. Берег полупустой. Полдень. Жара. Заходить в море больно. Ногам. А телу приятно. Позже мы купили коралловки. А сейчас просто радовались, как вновь прибывшие. Еще светлые, кроме моего сына. Еще немного настороженные, но уже довольные.

 Часть 3. Небольшие зарисовки. Как все было.

     В этой части я хочу поделиться самыми интересными и яркими впечатлениями.  Возможно с нарушением хронологии событий и смешением работы и отдыха. В виде небольших зарисовок-воспоминаний. Немного жалею, что не записывала свои впечатления сразу. Зато есть возможность проверить мозг, чем действительно он впечатлился и что запомнил.

   Первый день занятий. Мы на веранде. Люди. Знакомимся. Что-то говорим. А в  воздухе висит: «А что дальше?»  Жарко. Любопытство и интерес  переполняют, кажется, всех. Озвучиваются темы. Озвучиваются ожидания, если они есть. Проговариваем планы на эти 5 дней.  Знакомство состоялось. Любопытство осталось.



Кухня. Готовим ужин. Бац. Нет света. И тут же крик хозяйки : «Не бойтесь это Абхазия. Здесь часто так бывает»

Я недовольно спрашиваю:

-  Надолго?

- Обычно, нет, не беспокойтесь.

Окей,  притащили телефоны, включили фонарики . Живем дальше. Через пару дней, мы уже не обращаем внимание на отключения, продолжаем болтать, шутить и смеяться. Ахают и вскрикивают новенькие приезжие. Смотрим на себя прошлых со стороны и снова смеемся.

     Каждое утро муж готовит завтрак. Помогает ему часто дочь. Я непонятно чем, но всегда занята. То волосы сушить надо,  то на море полежать позагорать). Кстати нашла подальше от людей место, где разрешила себе загорать голышом. Блаженство вкушала я не одна. Время от времени ко мне присоединялись мои клиентки.
   Еда  здесь очень вкусная. Да что еда,  сам воздух вкусный. Зелено-синий, древесно-травяной, цветочно-солоноватый от моря. Помидоры огурцы как у бабушки в деревне, а потому салаты обалденные , каши и картошка, приготовленные мужем, сыры и бутерброды с маслом, а еще мацони – все тает во рту.  Мы с аппетитом едим.  И планируем ужин. Готовит, снова муж. У него лучше получается. Так и кормил он нас две недели. Кормилец наш любимый.
Местный рынок в Цандрипше. Едем с нашим другом из Уфы,  который, как Карлсон поселился на крыше нашего домика.   А-аааа сколько всего. Обожаю южные рынки, обожаю южный говор. Запахи специй, фруктов, сыра и свежих фруктов. Здесь немного дешевле. Удалось купить дешевые груши по 50 р. Ммм вкусные. Персики не люблю, но взяла. Попробовала. Не полюбила снова. Варенье из хурмы? Конечно,  хочу! Сладкое очень, даже слишком. Но вечером к чаю было очень кстати. Когда закончилась хурма, мы ели варенье из инжира. А еще огромные чебуреки. Я таких никогда не видела! Мы купили один с сыром и поделили на всех. Они, правда, большущие. И конечно, вкусные.

Дорога в Цандрипш очень красивая и дальше в Пицунду и Гагры. Кипарисы, синее небо и море. И мысли -  неужели фильм «Зимний вечер в Гаграх» снимали именно здесь?. Вижу знакомую арку.Как интересно-то. Приеду пересмотрю.

Пицунда.

Соломенные зонтики на пляже. Мелкий песочек  и чистейшее море. Заход в море мягкий и уютный. Покидать не хочется.  И почему мы не в Пицунде?

- Зато у нас камни красивые там, -  отвечает на мой внутренний вопрос, сын.

И правда, - улыбаюсь я,-  И связь есть российская.


    Дорога в горы. Горы это всегда необычно. Восторг. Едем, смотрим по сторонам. Выходим к водопадам. Фотографируемся со всякой белибердой, сын прыгает с тарзанки, покупаем рогатку и свистульку. Архиважно и нужно!))А я влюбилась в браслет. Говорят, серебряный. Пробы ,правда, нет. Но чеканку по - другому и не делают. Так объясняют.  Цена 800 р. Блииин.  Чувствую, не могу жить  без этого браслета.

- Уступите немного а? -жалобно прошу я.

- Нет. Не могу. Я продавец. И это же чеканка!

Деньги у меня есть. Конечно, беру. Ведь такой красоты у меня еще не было…

Еду довольная как кот, объевшийся сметаны.

Оз.Рица.

    Миленько и симпатично. Но не ах ах. Видали и покрасивей места… Но само место жутко спокойное. Еще бы, сам Сталин выбрал это место себе для дачи.  Меня  дача погрузила в прошлое без всякой машины времени. Столы , стулья проигрыватель, мебель, полы… мурашки по коже.
     Юный экскурсовод наверное в сотый раз повторяет о том как Сталин спал в трех спальнях и на двух кроватях. Да. Именно так. Никто не знал, где конкретно он находится, даже его охрана.  Из каждой спальни потайной выход   вел в другую спальню. В которой так же стояли две кровати. За ночь он мог поменять все кровати и все спальни.  Тело охватывает животный страх. Бррр. Вот ведь чудик. Умер в итоге от инсульта.

И все же мне там понравилось…


Новый Афон. Монастырь. Зеленое всё. Опять купила серьги, опять серебряные,  без пробы. Денег с собой нет, на карте только. Удивительно, у них есть прием карт. Серьги , красуясь повисают на моих ушах вместо лапши.


    Сочи. Олимпийский парк. Подсветка красивая. Место грандиозное. Историческое, я бы сказала. На фонтаны не успели. Ушли уже достаточно далеко. И вдруг музыка свет, заработало. Бежим обратно. Слушаем снимаем, смотрим. Ноя не могу отвязаться от мыслей, что что-то не то. Просто красиво, да впечатлительно. Но… И вдруг  вспоминаю, Дубай-молл, поющий фонтан  даже без световых эффектов вроде. Просто танцующая вода. Но боже, это же был катарсис. Рыдают все. Даа. Не всегда хорошо, когда есть с чем сравнить…

Вечернее море. Костер.

Нас 22 человека из разных городов. Дочь играет на гитаре. Поем песни. И жаримся в тепле костра.

Снова шутим и смеемся. Рядом местные собаки, с нами, как со своими. Звездное небо над головой. Как же хорошо – то!


- Мне не нравится в тебе, что ты прикидываешься бедной овечкой. Ты лицемерная!...

- Мне не нравится, что ты много занимаешь времени, ты эгоистка!

Не пугайтесь. Это наши подопечные выполняют задание на 4 день работы  в группе. И у них неплохо получается. Хотя и нелегко. После на консультациях они делятся своими переживаниями и открытиями.

Завершающий день. Мы смотрим друг на друга – мы все другие. В глазах друг друга. Мы многое узнали о себе и о других, и о себе по мнению других. Другой. Как важен в нашей жизни Другой. Как узнать себя без Другого? Я не знаю. Потому для меня так ценны эти занятия. Группы и индивидуальные встречи. И свои и рабочие. Мы смотрим открыто. У нас меньше представлений и фантазий. Мы смело можем встретиться с реальным Другим. И мы стали намного ближе. Тепло. Как возле костра. Меня переполняет благодарность. Похоже, это общее чувство. Мы делимся друг с другом теплом. И тепла становится больше. Вечером  нас ждет  прощальный костер.

Наш «детский» лагерь завершается. Мы уезжаем с возращенными чувствами, реанимированными ощущениями. Живые и чувствительные.

---------------------------------------------------------

     Все разъехались. Мы одни. Вот и закончилась это мероприятие. Еще одна воплощенная идея селится теплым воспоминанием в моей груди. Повторится ли подобное? Пока не знаю. Знаю только , что свершившееся дает мне силы на что-то еще.  До свидания, Абхазия! Думаю, мы еще встретимся.

  Обратная дорога гораздо легче. Выехали мы в три ночи. Границу прошли махом. На серпантине правда  немного подташнивало от быстрой езды. В Волгоград приехали ночью около 24.00. Остановились на ночлег в уютном доме. Как же хорошо спится после дороги. И последний марш-бросок . Домой доехали за 18 часов. Пробок не было. Ура! Остановились на обед в Сызрани. На нас смотрели , как на инопланетян. Загорелые, как черти. Зашли в столовую огромную, но пустую. Борщ и гречка. Всё, больше ничего. Попробовала гречку и ушла  оттуда. Жуткая мерзкая каша. Или я какая то слишком привередливая. Мои остались доедать. А я демонстративно ушла. Шляпкой ощущая взгляды мужчин стоящих в очереди…)

    Благо, я могу обойтись фруктами. Всё, домой домой, в родные пенаты. В свою уютную квартирку и спать спать спать. Что мы и сделали по приезду. Выспались.  А после здесь нас тоже встретило солнце. Как ни в чем не бывало. Жаркое. В это лето особенно жаркое…Как я люблю…

P.S. Проверили браслет на содержание серебра. 10% серебра. Эх, обманулась. И нисколечко не жалею. Улыбок:)