Глава 15. Беседа о любви

Тигр Полосатый
Выучив местный язык, мы многое выяснили и узнали. Имение "Лазоревая роща",
где мы живем - принадлежит Тускубу. Он - председатель Высшего совета Марса,
но фактически - единолично правит страной Азора, единственным ныне
государством на планете. Аэлита - его дочь. Сам Тускуб постоянно живет
в Соацере, а имение в полном распоряжении дочери.

Краснолицый толстяк в полосатом халате - это управляющий имением Лекум.
Мальчика-слугу зовут Уг, он приносит еду и летает на машине в город за
продуктами. Девушка, которая убирается в доме и застелает кровати землян -
это Иха, сестра Уга и племянница управляющего. Есть еще кухарка, садовник
и водитель летающей машины, но они стараются не попадаться на глаза Сынам
Неба.

Мстислав Сергеевич пропадает весь день в библиотеке. Книги читает.
Тут хорошая библиотека, но книги в переплетах - это антиквариат. Они
на полках пылятся для красоты. Их коллекционируют. А читают - с туманных
экранов. На такой экран можно вывести текст любой книги из главной
библиотеки Соацеры и с картинками, и с чертежами. Аэлита объяснила Лосю,
как пользоваться туманным экраном.

Гусев и Чинизелли целыми днями слонялись по оранжевым дорожкам парка
в "Лазоревой роще", а Гусев рассказывал Паоло об идеях Бакунина, о жизни
в Гуляйполе при батьке Махно и о прошедших денечках славного беспредела.
Паоло эти беседы быстро надоели и он выстругал перочинным ножиком комплект
шахматных фигур. Шахматную доску они нарисовали на картоне, вытащили из дома
стол, поставили его на травку под деревом и играли там в шахматы на стакан
местной мадеры.

Выигравший шахматную партию выпивал заслуженный приз - стакан вина,
а шанс проигравшего взять реванш в следующей партии игры сильно повышался.
Начинали они играть после обеда, а к вечеру, хорошо назюзюкавшись мадерой,
Гусев выносил гармонь и они с итальянцем орали по-русски матерные частушки
под гармонь. Иха и Уг приходили их слушать каждый вечер, пение у марсиан
тесно связано с религией. Наверное, Уг и Иха думали, что слушают священные
песнопения далекой Земли.

Мне тоже нечем было заняться, но запах пьянства наших шахматистов меня
бесил и я пристрастился ходить в библиотеку вместе с инженером. Управлять
туманным экраном, нажимая когтями на кнопки, я быстро научился. Читая книги
марсиан, я узнал, что "сфинкц" - это мифическое животное, больше похожее
на льва, чем на тигра. Но марсианам все едино, что лев, что тигр. Короче,
по-марсиански "сфинкц" - это любая большая кошка, прилетевшая с неба. На Марсе
не водятся звери кошачьих пород.

Аэлита часто приходила к Лосю в библиотеку. Они беседовали часами и мне
приходилось быть невольным свидетелем таких разговоров. Они говорили о
политике, искусстве и истории. Аэлита расспрашивала инженера о жизни людей
на Земле. Выяснилось, что Лось был женат на женщине, которую очень любил,
но его жена умерла от тифа в 1918 году. И тут мы узнали неожиданно, что у
марсиан нет любви. Аэлита искренне не понимала, что такое любовь!

- Сын Неба, но как же можно любить? - удивлялась Аэлита - Разум слабеет
от любви, человек совершает глупости! Разум деградирует до уровня зверя!
А высшая цель человека - совершенство разума! Я могу понять любовь двух
пролетариев, но и для них она вредна. Высшие и образованные люди не должны
так опускаться. Марс перенаселен! От этой вашей любви люди станут
бесконтрольно размножатся, а их дети начнут умирать от голода!

- Большая часть Марса не заселена, всем места хватит. - возражал инженер -
любовь делает людей бессмертными, они продолжают жить в своих детях, а дети
развивают знания предков. Вам нужно строить новые каналы и водохранилища,
орошать пустыни, тогда еды хватит всем!

- Мы разучились строить ро. - с горечью в голосе призналась она - Эти
водохранилища были построены 20 тысяч лет назад выходцами с голубой Эллии,
бежавшими через пустоту на красную Туму и покорившими ее огнем и мечом. У них
были знания и они умели создавать гигантские машины для стройки и войны.
Ро разрушаются от времени, а воды становится все меньше. У нас осталось пять
ро из 16 построенных в Азоре. Еще два ро остались в разрушенной стране за
Лизиазирой, но каналы их пусты, все люди ушли оттуда или были уничтожены
войной 30 лет назад.

- Печально. Но это не повод отказываться от любви! - возразил инженер - Чем
больше людей, тем больше умных голов и рабочих рук! Я, как инженер, хотел бы
посмотреть на неработающие ро! Может быть, их можно починить?

- Сыны Неба с голубой звезды Эллия построили ро. Ты тоже Сын Неба, Возможно,
ты и сможешь... Но вас всего трое... - задумчиво произнесла Аэлита. - и
спросила - Что дает любовь человеку Земли?

- Счастье! Людям становится очень хорошо вместе, две души сливаются в одну
и они понимают друг друга лучше. - ответил Лось - И еще, любовь дает силу!
Ради любви люди совершают подвиги и великие дела. Делают то, что без любви
никогда бы не смогли сделать: побеждают врагов, открывают новые законы
мироздания, создают великие произведения искусства и, бывает, даже свергают
тирана.

- Как это, две души сливаются в одну? - удивилась Аэлита - Что такое душа?
Это разум? Они думают вместе?

- Они думают друг о друге. Общаются друг с другом. Изучают друг дуга так
хорошо, что начинают понимать без слов, чего хочет любимый человек. Они
трепетно заботятся друг о друге, ничего не требуя взамен. А душа? Это лучшая
часть разума, лишенная инстинктов, алчности и эгоизма! Некоторые земляне
верят, что душа бессмертна.

- Как? Те кто любит, не умирают? - спросила она.

- Умирают. Но и после смерти они продолжают любить друг друга и заботиться
о тех, кого любят! - ответил Лось - Верят в любовь! Но не все земляне
способны так сильно любить, чтобы победить смерть. Многие люди вообще не
умеют любить, им мешают алчность и эгоизм. А многие, у которых появляются
дети, перестают любить друг друга и начинают любить только своих детей.
Лишь избранные пары любят друг друга вечно и счастливы вместе всю жизнь.
Уметь любить - это талант! Человек, который действительно любит, готов отдать
жизнь за любимого! Не каждому дано такое счастье...

- Как же любить кого-то другого больше, чем саму себя? - удивилась Аэлита -
Такое невозможно вообразить!

- В любви нельзя быть эгоистом! - перебил ее Лось - Любовь это, когда
он любит ее больше себя, а она любит его больше себя. Только так можно
стать счастливыми обоим. Эгоист же желает счастья только для себя и не
думает о другом человеке. А если одному из пары плохо - это страдание
для обоих так или иначе. Это уже несчастная любовь, когда один любит,
а другой его не любит. Эгоист любит только себя и не может больше никого
любить. Место любви в его душе уже занято им самим.

- Как-то странно все это. - Аэлита посмотрела на инженера более внимательно -
Может быть, я мечтала об этой вашей любви в детстве? Мне хотелось чего-то
такого, что сделает меня счастливой, но учителя убеждали меня в обратном.
Они говорили лишь о высшей ценности разума, который дает человеку силу,
власть и богатство.

- Люди с властью и деньгами, как правило, несчастны. Им некогда любить,
их разум думает только о сохранении и умножении власти с богатством. Если
начнут любить, они потеряют часть своих благ. Алчность и любовь несовместимы!
Счастлив не тот, кто берет себе что-то хорошее у другого, а лишь тот, кто
делится чем-то своим хорошим с другим человеком, не требуя ничего взамен. -
возразил инженер.

- Но власть и деньги - это плоды разума! - возразила Аэлита - Они тоже
делают человека счастливым! Можно ходить по магазинам и покупать все,
что захочется! От этого чувствуешь себя счастливой! Можно есть вкусную
еду и пить изысканное вино! Можно носить очень дорогие платья и украшения!
Можно отдыхать на модном курорте! Это тоже счастье, особенно для женщины!

- Это звериное счастье! - рассмеялся Лось - При чем тут разум?
Сфинкц счастлив от вкуса мяса, а женщина - от нового купленного ей платья.
Но это не счастье, а примитивный звериный инстинкт! Удовольствие от похода
в магазин за новой вещью подобно звериному инстинкту. А модный курорт,
это всего лишь удовольствие от тщеславия. Разве это не деградация разума
до уровня зверя? Нельзя путать счастье с удовольствием! Деньги и власть
дают только удовольствия, но не делают человека счастливым! Любящий человек
получает удовольствие от того, что просто любит другого человека. И это
удовольствие всегда с ним, даже в разлуке. Достаточно простых воспоминаний,
чтобы почувствовать удовольствие от любви.

- В чем-то ты прав, Сын Неба. Мне надо подумать над этим в тишине. -
согласилась она. - Но как же быть с детьми? От любви их появится очень много!
Как же вы регулируете рождаемость?

- Рождаемость? Никак не регулируем. - ответил инженер - А зачем ее
регулировать? И как ее можно регулировать?

- У нас ее просто регулируют. Есть квоты на рождение детей. Чтобы родить
ребенка семья должна получить разрешение в магистрате. - Сообщила Аэлита. -
Богатые могут купить такое разрешение, но не делают этого. По нашим законам
наследство переходит только старшему ребенку в семье, у остальных детей
ни каких прав нет. Элита не хочет рожать детей, которые потом наверняка
станут пролетариями. А пролетариев проверяют по месту работы врачи. Если
женщина беременеет, а разрешения на рождение ребенка у нее нет, ее
отправляют в полицейскую больницу и прерывают беременность.

- Кошмар какой! - возмутился Мстислав Сергеевич - Да с такими законами вы
точно вымрете тут все, как народ! Это преступление против любви! Это
насильственное лишение людей счастья! Этот закон преступный и его надо
отменить! - лицо инженера побагровело от негодования - И кто только додумался
издать такой закон?

- Этот закон разработал лично мой отец Тускуб и провел его через
Высший совет. - ответила Аэлита.

Она смутилась, видя реакцию Сына Неба на ее рассказ о законах Марса.

- Я пойду к пруду, чтобы в уединении поразмышлять над этим. Ты поведал мне
мудрость знаний жителей Эллии, неизвестных на Туме. Я благодарна тебе,
Сын Неба! - сказала Аэлита и вышла из библиотеки.

Любовь... Большинству тигров она недоступна. Они просто спариваются.
Но я особенный тигр, разумный. Я помню свою первую любовь. Я сходил с ума,
мы с ней сидели в разных клетках на задворках заштатного цирка шапито
вставшего, как цыганский табор, в центре Самары. Гастроли. Два номера
с тиграми в программе одного представления - это перебор. Мы выступали
через день, делили арену. Я помню, как мой дрессировщик ругался с
антрепренером из-за денег. Она отбирала деньги у нас! Но сердцу не прикажешь.
Я влюбился в нее по уши. И она в меня тоже. Мы сидели в разных клетках и
смотрели в глаза друг другу. Ах, какие же красивые у нее глаза! Желтые
с поволокой манящие и зовущие тигриные глаза! И хвост очень красивый!
Вся она была прекрасна! Полосатая красота! Я закрывал свои глаза, чтобы
показать, как люблю ее, а она выгибала спину. Люди заметили нашу любовь
и случилось чудо, нас обоих пересадили в общую клетку. Как же нам было
здорово вместе! Я часто вспоминаю о тебе, милая моя тигрица! Зачем нас
разлучили?

Аэлита ушла, мы остались вдвоем. Инженер смотрел на какие-то чертежи в
туманном экране, а я читал трактат о хищных марсианских пауках. Оказалось,
что они не насекомые, а живородящие теплокровные рептилии! 10 ног паука,
не ноги вовсе, а отростки от реберных костей. И покрыты они не шерстью,
а пухом, как птенцы птиц. Паучий пух очень прочный и теплый, из шкурок
пауков марсиане шьют дамские шубки. Оказывается, этих пауков можно
употреблять в пищу, но для этого необходимо варить их дважды в кипящей
воде в пароварке под давлением, каждый раз не менее получаса, а полученный
бульон с ядом необходимо вылить в помойный бак. Красная жижа, которая
вылилась, когда я разорвал паука на охоте, при варке становится густой,
как смола, и ее можно долго хранить - она не портится.

Дочитав трактат, я направился в парк прогуляться. Время шло к обеду и Гусев
с моим дрессировщиком еще не начали игру в шахматы на стакан вина. Около
моего сарая тазик с мясом тоже еще не поставили и я решил заглянуть в гараж
с летающими машинами. УГ копался в левом заднем моторе серебристой
четырехкрылой машины. Я подошел и поздоровался с парнишкой.

- Р-рр! - сказал я и поклонился.

- А сфинкц, привет! - он оторвал взгляд от мотора и посмотрел на меня -
Мотор барахлит. Видишь, чиню.

Пока я разговаривал с Угом, мой нос почуял запах мяса, которое мне несут
в тазике. И я побежал к своему сараю, потому что мясо для тигра - это святое!