Иезуитский монастырь. Рассказы о Житомире

Тамара Лозовик
Давайте пройдем вниз между домами №7 и №9 по улице Рыльского. Мы окажемся на территории, которая в XVIII веке называлась иезуитской (позже поезуитской) юридикой. Вряд ли кто-то из проживающих здесь житомирян знает, что территория от Старого рынка до улицы Чудновской (потом Черняховского, сейчас – Леха Качинского) принадлежала ордену монахов иезуитов. Она не была огорожена или отделена от остального города физически, но горожане знали четкие границы, потому что те, кто проживал на территории юридики, не платили в городскую казну налогов. Этот факт провоцировал магистрат писать жалобы на Орден в различные высокие инстанции. Кстати, благодаря одной из жалоб, мы имеем документальное подтверждение существования и точного места постройки синагоги на территории Старого рынка на Замковой горе.
Давайте рассмотрим, что же осталось до сегодняшнего дня от юридики. Слева виднеется в разросшихся зарослях деревьев двухэтажное г-образное здание из красного кирпича с высоким цокольным этажом. Здание находится в критическом аварийном состоянии. Это бывший иезуитский монастырь, которому почти триста лет. Здание «законсервировано» и является памятником архитектуры национального значения.
Иезуиты в Житомире появились в начале XVIII века, когда город входил в состав Речи Посполитой. Польский король с целью усиления влияния католической церкви на украинских землях отдал почти третью часть города ордену иезуитов (монахи римо-католики). Более того, по привилегии короля юридика не платила никаких налогов в городскую казну.
В иезуитской юридике действовали все необходимые для жизни предприятия, которые снабжали жителей продуктами питания и промышленными товарами: пекарня, кузница, корчма, свечной завод, магазины... Для решения спорных вопросов работал собственный суд.
На этой территории было построено несколько зданий, которые принадлежали юридике. До нас дошли, созданные по описаниям, реконструкции костела и монастыря. Еще одно из зданий юридики изображено на гравюре начала 19 века с изображением Замковой горы. Как выглядели другие здания юридики уже узнать невозможно.
Территория юридики застраивалась также частными домами. С годами сформировались небольшие улицы – Гостинная, Рыбная, Студенческая, Старая, Острожская и др. Здесь, в центре города и рядом со Старым рынком, селились в основном евреи, зная, что нет ничего более постоянного, чем временное. Они брали у Ордена землю в долгосрочную аренду, строили дома, занимались ремеслами и торговлей. И не платили налогов. Они оказались правы, потому что даже тогда, когда арендодатели через 50 лет были лишены всех прав на эту землю, вечный народ продолжал жить в своих домах в центре города больше 200 лет.
Иезуитский костел и монастырь бы построен в 1724 году. При монастыре работала миссия с трехклассной школой, которая была первым учебным заведением в Житомире. Через несколько лет при этой школе бискуп Анджей Залузский организовал теологически-нравственные студии, в которых преподавались нормы христианской этики.
Костел был построен рядом с монастырем ближе к реке Каменка (примерно на месте дома №14). Это было прямоугольное кирпичное здание с двумя башнями на главном фасаде.
В 1768 году в ходе военных действий против польских конфедератов российские войска сожгли Житомир. В этом пожаре пострадал и костел. Здание костела после пожара не было восстановлено. В 1838 году руины были разобраны и из пригодных материалов построили дом на улице Чудновской (не сохранился). В послевоенное время в нем находился ЖЕК и предприятие по изготовлению протезов. Дом находился рядом с тем, в котором сейчас размещается хозчасть школы-интерната. Здание снесли и на его месте ничего не построили, остался зеленый уголок рядом с остановкой, где с улица Донцова (Щастного) поворачивает на улицу Леха Качинского (Чернховского).
Вернемся к монастырю. В 1773 году Орден иезуитов был упразднен, костел и монастырь закрыты. Зданию монастыря была уготована более долгая история. В 1773 году на базе школы в здании монастыря открыли уездное училище, которое подчинялось Краковской академии. В то время обучалось здесь до шестисот студентов. Преподавателей было всего шесть человек, руководил ими префект. Зато директоров было до пятидесяти человек – так называли старшеклассников, которые присматривали за младшими школярами.
Одним из выпускников этого училища был Израиль (Александр) Бланк, дед Ленина. В 1837 году доктор Бланк спас жизнь тяжелобольному Тарасу Шевченко. В память об этой заслуге перед украинским народом в Житомире в 1996 году один из переулков на Малеванке назван именем доктора Бланка.
В 1793 году Волынь вошла в состав России. В 1797 году (официально в 1804 году) Житомир стал административным центром Волынской губернии благодаря тому, что в городе имелось подходящие помещения для губернских учреждений – иезуитский монастырь. В Звягеле, который должен был по указу Екатерины ІІ стать центром Волынской губернии, и даже был переименован в 1795 году в Новоград-Волынский (новый город Волынской губернии), такого помещения не нашлось.
В освобожденных зданиях иезуитской юридики размещались губернские присутственные места, управление наместничества, казенная палата и суд.
Позже здание монастыря переоборудовали под тюрьму (острог). Железные решетки еще и сейчас видны в некоторых проемах для окон. Тюрьма находилась здесь до 1914 года, пока не построили новую на окраине Житомира, на улице Ипподромной (после войны Ватутина, сейчас проспект Независимости). Но когда новая тюрьма переполнялась арестантами, вспоминали также и о старой в иезуитском монастыре.
Именно в этой тюрьме в 1919 году дважды ожидал своей участи «враг рабоче-крестьянского правительства» впоследствии известный кинорежиссер и писатель Александр Довженко. А в гражданскую войну (1917-1922 г.г.) отсюда освобождал заключенных Николай Островский, автор романа «Как закалялась сталь» про Павку Корчагина. Тюрьма здесь была также в годы оккупации и во время сталинских репрессий.
Житомир бомбили с первых дней войны. 9 июля 1941 года фашистские войска без боя заняли город, который был освобожден через долгие два с половиной года оккупации.
Первыми под удар попали евреи. Вскоре территорию между улицами Чудновской и площадью Рынок (тогда эта территория была плотно застроена частными домами), огородили колючей проволокой и сделали здесь гетто, которое в считанные дни заполнили евреями, не успевшими эвакуироваться. Люди жили в ужасных условиях, по несколько семей в одном доме. Кому не повезло найти уголок под крышей, жили под открытым небом. Люди умирали от голода, болезней и эпидемий. Выходить за территорию гетто можно было только под конвоем на принудительные работы.
Узникам гетто не пришлось пережить здесь зиму – до средины осени фашисты уничтожили более тридцати тысяч евреев. В лесу под городом, в трехстах метрах от трассы Житомир–Новоград-Волынский заключенные выкопали огромные рвы. Они же и стали первыми жертвами. В нескольких братских могилах рядом с хутором Довжик покоится более ста тысяч военнопленных и мирных жителей разных национальностей из гетто и концлагерей.
Во время освободительных боев в конце 1943 года большинство зданий на Замковой горе были превращены в руины. Уцелел монастырь, в котором после войны находились областные обувная и книжная базы. На территории юридики построены современные улицы Рыльского и Черняховского (Леха Качинского).
История иезуитского монастыря, который еще называли тюремным замком, заканчивается, здание разрушается безвозвратно. То, что не уничтожила война, разрушает время и равнодушие житомирян.


В написании статьи были использованы материалы Г.П. Мокрицкого, М.Ю. Кострицы, Р.Ю. Кондратюка, Б.Л. Дубмана.