Глава 1. Странное объявление

Тигр Полосатый
Большевики национализировали цирк Чинизелли в 1919 году. Пришли
красноармейцы с винтовками, арестовали владельца цирка Сципионе
Чинизелли - последнего директора из этой знаменитой цирковой
династии, основавшей первый в Петербурге стационарный цирк, и увезли
его в ЧК. Потом отпустили, не расстреляли, но испуганный итальянец
бросил свое дело и быстренько уехал из Петрограда в Рим. В цирке
образовалась артель цирковых артистов.

Но могут ли артисты сами собой руководить? В стране разруха, а тигров
надо кормить мясом! И слонов надо кормить, и лошадей, и дрессированных
собачек мадам Реми. А где взять мясо, овес и сено, если у народа нет
денег? Гражданская война! Самый дешевый билет в цирк стоит два миллиона
керенок!

Цирк начал чахнуть. Первыми ушли силачи - они устроились в порт докерами.
Хорошая работа - пролетарская и паек там дают приличный. Потом и все
другие артисты разбежались кто куда. Слона пристроили в зоопарк, лошадей
продали извозчикам, а меня забрал к себе домой мой дрессировщик - Паоло
Чинизелли, обрусевший итальянец, троюродный брат сбежавшего хозяина цирка.
Жил тогда Паоло Чинизелли на окраине Петрограда на улице Красных зорь.
И цирк закрылся.

Как выжить голодному тигру с безработным дрессировщиком в придачу в
революционном Петрограде? Никто не работает - заводы стоят, денег ни
у кого нет. Митинги одни каждый день и никому дела нет до дрессированных
тигров. Паоло устроился охранять мясной склад при бойне и меня с собой
взял. Какой вор на склад за мясом рискнет полезть, если там не собаки,
а тигры ходят? В пайках-то некоторым категориям трудящихся мясо положено
было давать: комиссарам всяким с чекистами, членам советов рабочих
депутатов и прочим революционным активистам и большевикам. Значит мясо
в Петроград завозилось. А тигр при мясе должен быть. Тигр без мяса злой
и опасный зверь!

Ошейник с поводком, что бы на работу ходить, у меня был. При царе, меня
гулять водили на поводке. Цирк при царе был в почете, городские власти
о цирке заботились - выделяли даже двух жандармов, что бы обеспечить
безпасность тигра во время прогулки. Мы с дрессировщиком часто тогда
гуляли по набережной Фонтанки и по Литейному проспекту. Впереди два
жандарма идут и зевак разгоняют. А за ними я на поводке и дрессировщик мой.

Кормили меня при царе хорошо - лошадей с извозчиками ловить совсем не
хотелось. А вот зеваку поймать и погрызть его немного - милое дело! Как
начнут зеваки пальцами в меня тыкать и кричать: "Тигр, тигр!" Бесили меня
они! Поэтому жандармы шли впереди и кричали: "Разойдись народ! Тигр ученый
из цирка идет! Загрызть может!" И тех зевак, кто не спешил расходиться,
жандармы ногайками стегали для их же пользы. Я разумных существ не ем,
но лапой когтистой дать могу запросто, когда в меня наглецы всякие
пальцами тычут.

А ученым тигром меня называли потому, что дрессировщик меня грамоте
человеческой выучил. Номер у нас такой был, где Паоло мне вопросы задавал,
а я ему ответы складывал на ковре цирковой арены из карточек с буквами.
В огненное кольцо я тоже прыгал или с тумбы на тумбу, но грамотный тигр
в стране, где большинство людей читать не умело - это очень круто было.

Но на мясном складе мы не долго проработали. Начальству не понравилось,
что я много мяса ел. Высказали нам претензию. Я обиделся, зашел в кабинет
к завскладу и говорю ему: "Р-р-рррр!" А завсклад наган из стола достал
и тычит им в меня, как зевака пальцем. Нахал! Взбесил он меня тогда.
Я прыгнул влево, он выстрелил и промазал, а я его руку с наганом зубами
цап и сломал ему руку. Наган его на пол упал, а я ему когтями по лицу еще
добавил - кровищи было море! И щеку ему порвал, а ухо - совсем оторвал.
Завсклада в лазарет отправили на карете скорой помощи, а нас с Паоло
с работы выгнали.

И вот идем мы вдвоем с дрессировщиком по улице Красных зорь домой после
этого скандала, смотрю - на столбе объявление какое-то висит. Я подошел
почитать, может быть, работу новую найдем? Читаю.

В объявлении стояло:
"Инженер М.С. Лось приглашает желающих лететь с ним 18 августа на планету
Марс явиться для личных переговоров от 6 до 8 вечера. Ждановская набережная,
дом 11, во дворе".*

Ну и ну, на Марс! Чудно? Но из голодного Питера свалить в экспедицию -
это шанс! Там снабжение организовано, наверно, и питание трехразовое
ежедневно должно быть. На Марсе же нет разрухи, нет большевиков, нет
чекистов. Империалистической и гражданской войн тоже не было, наверное.
Я зову к столбу дрессировщика своего - за поводок дергаю и рычу на столб,
он подходит и тоже читает.

Обсудили мы с дрессировщиком это объявление дома и решили лететь.
В Петрограде разруха, голодно, мясо не достать - оно только у спекулянтов
втридорого, хлеб в пайках. Тигру хлеб вообще не положен. А на Марсе тигр
дрессированный всегда пригодится в случае опасности какой-нибудь - и слух,
и нюх у тига нечеловеческие. И на дичь я охотиться смогу лучше, чем собака.
Только мясных припасов надо побольше с собой взять на Марс - солонины и сала.