Распроданные шедевры. Рембрандт. Афина Паллада

Алина Алексеева-Маркезин
       Рембрандт Харменс ван Рейн Афина Паллада или Александр Великий. 1660-1661.
( Музей Калуста Гюльбенкяна. Лиссабон (до 1930 года - Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) …

        Как почти во всех поздних творениях голландского живописца, сюжет этого полотна подвергался разному толкованию. Молодой воин представлен художником в трехчетвертном повороте на сумрачном темном фоне. Падающий слева свет заставляет сверкать во тьме его металлический доспех. Легкая полутень лежит на его лице.

           Атрибуты несут огромную изобразительную и смысловую нагрузку в этой композиции. Причудливые детали костюма невольно интригуют зрителя. Голову рыцаря украшает роскошный шлем. Его высокий гребень увенчан фигуркой совы и пышным плюмажем из алых перьев. Эти мотивы - вольная фантазия на тему парадного позднее ренессансного вооружения.

        Рембрандт, большой ценитель и коллекционер старинного оружия, с видимым удовольствием передает блеск золоченого металла. Выбившаяся из-под шлема длинная прядь вьющихся волос ниспадает на складки винно-красного плаща, наброшенного поверх кирасы.

        Маленькой, стянутой кожаной перчаткой рукой воин сжимает копье, в другой держит огромный круглый щит, наружная сторона которого украшена головой медузы горгоны. Красный контур щита (позволяет предположить, что изнутри щит обит алым бархатом) образует энергичный эллипс.

             Эта форма, создающая дистанцию между зрителем и фигурой героя, имеет немаловажное значение. массивный щит уравновешивает изображение направленного влево копья воина и его слегка склоненной под тяжестью шлема головы. Погруженный в задумчивость герой картины прекрасен, вместе с тем его хрупкий и женственный облик лишен конкретности и определенности.

         Именно про такого Рембрандта авангардист Филипп Гастон сказал, что
«в Рембрандте искусство исчезает. Любая его картина, это вовсе не картина, но реальная личность – это голем, рукотворный заместитель человека. Рембрандт – единственный художник во всем мире!».

        Мерцание золотистого света на доспехах богини, таинственный красный цвет перевязи и пышных перьев, спадающих с изображения совы, венчающей ее шлем - и перед нами "Афина Паллада". Это одно из самых притягательных полотен последнего периода Рембрандта.

СУДЬБА КАРТИНЫ

       Впервые "Афина" (холст, масло, 118х91 см) прибыла на берега Невы в составе большой коллекции, приобретенной во Франции в 1781 г. для императрицы Екатерины II.

         В 1930 году судьба картины, как и многих других произведений искусства в те времена, резко изменилась. В мае 1930 года, по решению советского правительства, "Афина-Паллада" Рембрандта была продана нефтяному магнату, известному коллекционеру Галусту Гюльбенкяну (1869 - 1955).

        После смерти Гюльбенкяна фонд 5 лет занимался сбором многочисленных коллекций мультимиллионера, разбросанных по всему свету. Еще 5 лет ушло на систематизацию собранного материала. В октябре 1969 г. в Лиссабоне был построен культурный центр, включающий в себя Центр современного искусства, открытый театр на берегу живописного озера и музей, под крышей которого собрались наконец 6000 картин.

           В 2005 году картина "навещала" Россию и свой Эрмитаж, но увы ненадолго.