2. Календарь и Рождество Христово

Юрий Козиоров
                С Хароном спорить ни к чему,
                С судьбой сквалыжничать негоже,
                Но пусть ответит, почему
                Христос наш ихнего моложе.
                Василий Заяц

     Истинная продолжительность солнечного (тропического) года* составляет 365 суток 5 часов 48 мин 46 сек. Но в Древнем Египте такой точностью не располагали и праздновали Новый год каждый раз ровно через 365 суток. Это давало заметную передвижку сезонных явлений по дням и несколько затрудняло ежегодный прогноз разливов Нила, события, с которым непосредственно было связано египетское земледелие. Поэтому, когда Юлий Цезарь** решил в 45 г. до н. э. провести реформу календаря и пригласил для консультации египетского астронома, тот посоветовал добавить один день к последнему месяцу каждого четвертого года (т. е. к февралю, поскольку новый год у римлян начинался с 1-го марта). Так возникли високосные года, а средняя величина года в календаре, который стал называться юлианским, увеличилась на 6 часов и составила 365 дней 6 часов, что на 11 мин 14 сек больше тропического года. Эта небольшая разница через несколько веков стала, однако, довольно заметной, и в 1582 г. папа Григорий XIII, собрав комиссию из астрономов и духовных лиц, произвел дальнейшую реформу: из каждых 400 лет было убрано 3 дня. Дни были убраны из вековых лет, так что, например, из годов 1600, 1700, 1800, 1900 первый остался високосным (366 дней), а последние 3 стали не високосными (365 дней), затем 2000 г. – снова високосный, а 2100, 2200, 2300 – нет. Юлианский календарь называют теперь старым стилем, а григорианский – новым стилем. Средняя величина года общепринятого нового стиля превышает тропический год только на 26 сек, так что ошибка в одни сутки набегает за три тысячи с лишком лет (в юлианском календаре – уже за 130 лет). Но когда папа Григорий обратился к патриарху восточной церкви, предлагая перейти на новый стиль, то в ответ заработал от патриарха очередную «анафему» и себе, и «безбожным астрономам». Ныне взаимные анафемствования прекратились, Римский папа и Московский патриарх даже обнимаются на глазах у публики, но Российская православная церковь (РПЦ) и некоторые другие православные церкви не спешат перейти на новый стиль и на текущий момент отстают от жизни уже на 13 суток***.
     С конца V в. и до середины VI в. в Риме жил и работал ученый монах Дионисий Малый. Он писал трактаты, переводил с греческого, осуществил синхронизацию римской и христианской истории. По его предложению счет годов стали начинать с года рождения Иисуса Христа. До этого счет годов велся от основания Рима, в частности, Дионисий вычислил, что Иисус Христос родился в 754 г. от основания Рима и этот год стал первым годом нового летоисчисления****.
     День рождения Иисуса Христа (Рождество Христово) празднуется всеми христианами 25 декабря (в нашей стране – 7 января, поскольку это как раз 25 декабря по старому стилю). Однако так было не всегда. Все раннехристианские общины отмечали день рождения Иисуса 6 января и на этот же день приходился еще праздник Крещения (в память о крещении Иисуса). Но с 354 г. в Риме, а к концу IV в. почти повсеместно рождение Иисуса Христа стало праздноваться 25 декабря (праздник Крещения остался по-прежнему 6 января*****). Причину переноса можно усмотреть из следующей записи одного из древних христианских авторов:
     «Как раз 25 декабря язычники справляли праздник рождества солнца и в его честь возжигали огни. В этом празднестве и в его увеселениях принимали участие и христиане. И вот, когда учителя церкви заметили, что христиане прельщаются этим языческим праздником, они приняли меры и на день 25 декабря перенесли праздник настоящего Рождества, а за 6 января они сохранили Богоявление. Таким образом они удержали этот праздник до настоящего времени, а вместе с ним и обычай возжигать огни»******.
     Учитывая, что годы до нашей эры церковь называет годами «до Рождества Христова», а годы нашей эры – годами «от Рождества Христова», можно было бы предположить, что Иисус родился в конце 1-го года до нашей эры или в начале 1-го года нашей эры. Но оказалось, что Дионисий сделал в определении года его рождения значительную ошибку. В Библии утверждается, что Иисус родился в царствование иудейского царя Ирода Великого, про которого известно, что он умер в 4-м г. до н. э. семидесяти лет от роду, так что Иисус не мог родиться позже этого года.
     В 6-м г. нашей эры Иудея стала римской провинцией, при этом евреям были оставлены некоторые права автономии, а римский прокуратор (наместник) назначался императором, в основном, для того, чтобы служить посредником между Римом и еврейской общиной. В частности, евреи имели свой суд (синедрион), однако смертные приговоры, вынесенные этим судом, должны были утверждаться прокуратором. Так, приговор, вынесенный синедрионом Иисусу, был утвержден пятым прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, который к тому времени занимал эту должность 3 года. Поскольку Понтий Пилат был прокуратором Иудеи с 26 г. по 36 г., то получаем, что Иисус был осужден и казнен в 29-м году нашей эры. Это случилось 14 нисана (1-й месяц еврейского лунного календаря, лежащий в пределах марта – апреля). Церковь утверждает, что Иисусу тогда было 33 года, значит, 33 года ему исполнилось в декабре 28-го или в январе 29-го года. Вычитая из этих чисел по 28 и учитывая, что нулевого года в нашем календаре нет, получаем, что в декабре 1-го года до н. э. или в январе 1-го года н. э. Иисусу исполнилось уже 5 лет, значит, Иисус родился либо в декабре 6-го, либо в январе 5-го года до н.э.
     Подводя итоги, получаем время жизни Иисуса Христа в следующем виде: родился в декабре 6 г. или январе 5 г. до нашей эры; умер в марте или апреле 29 г. нашей эры*******.
     В заключение нужно заметить следующее. Казалось, что после того, как была установлена ошибка Дионисия, не следует называть годы до нашей эры годами до Рождества Христова, а годы нашей эры – годами после рождества Христова. Ведь получается, что Христос родился в 5-м или 6-м году до Рождества Христова. Тем не менее церковь продолжает это делать. Редким исключением являлся протоиерей Александр Мень, который в своих последних богословских работах неизменно писал о годах до н. э. и после н. э.

_________________
*Тропический год – период обращения Солнца по эклиптике
** Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (63 г. до н. э.–14 г. н. э.) – римский император (с 27 г. до н. э.).
***Автор неоднократно пытался выяснить причину этого у деятелей церкви, но не получил никакого ответа. Очевидно, для РПЦ астрономические законы не писаны, что довольно странно для тех, кто полагант, что эти законы в числе прочих законов природы установлены Богом.
   На сегодняшний день юлианским календарём пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская, Чехословацкая и Сербская православные церкви, а также Афон. Финляндская православная церковь перешла на григорианский календарь.
****Историчности фигуры основателя христианской религии посвящен 3-й очерк "Флавиево свидетельство".
*****Армянская Апостольская церковь до сих пор продолжает праздновать 6 января и Рождество, и Крещение на том основании, что Иисус Христос крестился в тот день, когда ему исполнилось 30 лет. Армения была первой страной мира, принявшей христианство в качестве государственной религии (в 301 г.).
******С 25 декабря начинается заметное увеличение дневного времени (зимний солнцеворот), поэтому у язычников этот день и считался днем рождения солнца, а зажигание огней по их понятиям должно было побудить солнце лучше выполнять свои обязанности.
*******Во 2-м томе книги Айзека Азимова «Рим» автор настоящей статьи обнаружил следующие годы жизни Иисуса: родился в 4 г. до н. э., умер в 29 г. н. э. Похоже, что год смерти Айзек Азиимов получил теми же рассуждениями, что и у нас, а год рождения – простым вычитанием  (29–33= –4), не учтя отсутствие нулевого года, хотя сам писал об этой особенности календаря в своих книгах.