Ностальгия о прошлом

Алла Польская
НОСТАЛЬГИЯ О ПРОШЛОМ
 

Лето, первый день, как семью отправил на отдых, а сам, с чувством одиночества и ощущением душевной пустоты, возвращался с работы домой, размышляя над тем,  чему бы мне посвятить появившееся свободное время.

Я вышел из метро и на момент притормозил, в толпе людей мелькнуло знакомое мне мужское лицо. Это был мой сосед Генка. Седина и морщины своё сделали конечно, но лицо всё тоже самое, со всегда улыбающимися глазами.

Мы, бывшие соседи, встретившись, обнялись, как родные.
-Господи, ты Боже мой, сколько же лет мы не виделись,- сказал я.
-Сколько, сколько, да почти сорок,- произнёс Гена, и это несмотря на то, что живём в одном городе, но ты то, надо сказать изменился, солидный мужик из тебя вырос. Как живётся?
- Ну, так просто я тебя не отпущу,- сказал я. Ко мне, непременно, ко мне!  Пойдём, увидишь, как живётся. Я в трёх шагах отсюда...

С разговором мы не заметили, как подошли к моему дому, вошли в подъезд и поднялись на восьмой этаж.
-Сашок, квартира то у тебя какая шикарная, живёшь, как король, прямо из прихожей, едва я закрыл дверь,- высказал своё восхищение Геннадий. Надо сказать, что я тоже не плохо устроился, надеюсь, что и ты меня как-нибудь  навестишь.

Я моментально накрыл на стол, хорошо, что жена, уезжая, обо мне позаботилась и было, что поесть, да и выпивка нашлась. Внезапно нахлынувшиеся воспоминания не давали нам покоя. Всё было, как-будто вчера.

-Да, время летит Гена, я и не заметил, как состарился,-  произнёс я с какой-то ностальгией по старым временам. Да и люди изменились, никто никого не хочет знать, все разъехались по миру, кто куда..., а кто из наших то ушёл навсегда.

- Квартиры теперь большие, просторные, кровати широченные, а мы отдаляемся друг от друга всё дальше и дальше,- разговорился я. Мечтали мы когда-то с женой о спальне, о широкой кровати, потом, конечно, всё появилось, а мы  -  всё дальше и дальше от себя. А какая любовь то была, один от другого не мог оторваться. Эх...

Разлили, чокнулись:"За встречу!",- в один голос произнесли мы с бывшим соседом. Геннадий выпил рюмочку и отозвался,- ну да, вот раньше, как было: коммуналки и комнатёнки маленькие, в которых ютилась целая семья. Один другому всегда мешал. Ругались, мирились, а какой же интерес проявляли к себе…  Всё про всех и про всё знали...

-Комнаты были действительно небольшие, кухни общие, а спальни, да у кого они были то,- сказал я. Хорошо ли, плохо, но собственное пространство каждого человека было в какой-то мере нарушено. Зато даже в этой тесноте все были ближе и радушнее к друг другу.

-Вспомни только,– отозвался я снова, почти ни у кого не было широкой кровати, как теперь, но было на что опереться, кровати делали когда-то не из вторсырья, а из настоящего метала, на века. Раз купил и веселись всю жизнь, а потом по наследству эдакое святое место принимало следующее поколение.
 
- Ну да, на односпальной то места хватало и мужу и жене,  - поддерживал эту тему Геннадий, семьи тогда держались крепко.  С утра до вечера жизнь кипела. Один с  другим ругались,  кричали, даже руки вход пускали, ой чего только не было, глядишь, на следующий день уже идут под ручку, словно любовники.

-Как говорят у нас, в тесноте, но не в обиде,  поругаешься, а ночью то и так некуда идти, в городе сеновала нет,  там вместо этого, если повезёт, то только к соседке, - шутка,  сказал я,  а потом одни проблемы, ну кому они нужны, скажи?

- Как же было хорошо когда-то, муж  и жена, то и впрямь – одна сатана, их не разделишь никоим образом . День- разлука, ночь- подруга.  Главное, что от себя никуда не денешься:  с одной стороны стена, с другой стороны –жена.  Прижмёшься друг к другу и, хорошо то как, рай да и только,- произнёс Гена с такой радостью, как бы прямо сейчас в тот рай и собирался.

-Вон  Лёха из второго подъезда, - я продолжал дальше, купил новую широченную кровать, так при первой проверке на прочность, та кроватка и развалилась. А соседка ихняя надавала на них,- чё было, говорит, чё было, только  уснула, а тут, подумала, что дом разваливается. Сначала скрип ненормальный, потом треск и потом трам –тара- рам, будто взрыв какой в доме,  вот я от страха то, в одной ночной сорочке на улицу и выскочила.

-Ну да, сейчас всё делают на пару лет, чтоб денег у людей по-больше выманить, главное, чтобы гарантия кончилась, а потом  делай, что хочешь, так что, особенно не сэкономишь, постоянно что-то снова надо покупать,- выражал своё недовольствие Гена.

-Знаешь что, последний раз поругались мы с женой из-за ерунды, друг взял кредит, а я за него поручился,- откровеничал я. Жена на меня кричит, только недоделанный мог такое сделать, слава Богу обошлось, а я теперь в собственном доме, как дипломат, под старость до меня, в конце концов дошло, как с женой то надо; на все соглашаюсь, говорю, дорогая, я должен признать, что ты всегда во всём права, ну прости меня дурака...

Вообще то я считаю, что перед женщиной всегда надо извиняться, права она, не права, какое это имеет значение, лучше извинись и, в момент твоя жизнь станет прекрасной: и накормит, и напоит, и спать уложит, вот так то. Если денег нет на подарки, то возмещай добрым словом, оно тоже свою ценность имеет.

- Моей доброе слово не поможет,- проговорил Гена, сразу скажет, ты чего подлизываешься, небось нужно что-то,  вон Наташке муж подарочки всё время носит, а та хвалится, видеть её не могу.
 
-Каждый дорожит своим пространством и не замечает, как отдаляется даже от любимых и близких ему людей, не говоря о соседях, друзьях... Родственники годами не видятся, ну если только на свадьбах и похоронах. Дети разъехались кто куда, оставив своих родителей в одиночестве на старость и теперь модно общаются по скайпу, вот так, кто бы мог подумать, что так будет,- с горечью выдавил я из себя.

С разговором мы и незаметили, как опустела поллитровка, как стемнело, и надо было расставаться.
И как бы, подводя итог нашей встречи и разговора,- мой гость продолжал, тесно было, ничего не скажешь, да ещё гостей люди постоянно принимали, весело было и, никто никому не мешал, двери почти не закрывались... 
 
Попрощавшись, мы договорились, что время от времени будем встречаться, бывшие соседи, а как оказалось, дорогие и близкие себе люди,- подумал я. По-разному было: и грустно, и весело, но были мы всегда близки друг к другу и это правда, хотя, быть может, кто-то со мной и не согласится. 

Особенно молодому поколению этого всего не понять, которое не прошло через  нашу историю жизни  в «коммуналках», но зато эта тема особенно близка поколению старшему.
Жизнь изменилась. Как много потеряно и всё же немало приобретено, но ностальгия по прошлой жизни продолжает волновать наши сердца, возвращая наше сознание в прожитые годы.

17-09-2016
Алла Польская